Соломон

News image

Соломо н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо ; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Се...

Раби Элазар бен Азария

News image

Раби Элазар бен Азария — один из выдающихся мудрецов ешивы в ...

Посланники

News image

Что делает тот, кто обладает определенным знанием и намерен распространить эт...



Великие иудеи

Занд, Шломо

Шломо Занд — профессор общей истории Тель-Авивского университета, преподает также в парижской Высшей школе социальных наук (Франция). Известен своими постсионистскими взглядами.

 

Родился в Линце (Австрия), в семье еврейских беженцев из Польши, переживших Катастрофу. Первые два года своей жизни провел в лагере для перемещенных лиц в Траунштайне (Германия). В 1948 году перебрался вместе с родителями в Израиль.

Его отец, человек коммунистических взглядов, намеревался вступить с борьбу с «британскими империалистами», но англичане уже покидали Палестину. Семья поначалу жила в оставленном жителями в ходе войны арабском доме в Яффо. Отец работал курьером и ночным сторожем, мать подрабатывала уборкой. Оба они по принципиальным соображениям отказались от причитавшихся им германских репараций.

В 16 лет Шломо Занд был исключен из школы и начал работать на заводе, производившем радиоприемники. По вечерам он учился на курсах по электронике. Вскоре он присоединился к молодежной организации при компартии Израиля.

В 1965—1967 годах Занд проходил службу в израильской армии. В 1967 году, во время Шестидневной войны, будучи солдатом «Иерусалимской бригады», участвовал в боях за Иерусалим.

После демобилизации в конце 1967 года встретился в Хайфе с палестинским поэтом Махмудом Дарвишем и рассказал ему о своих сомнениях — остаться в Израиле и бороться за его перерождение или покинуть страну. Под впечатлением этой встречи Дарвиш написал свое знаменитое стихотворение «Солдат, мечтавший о белых нарциссах».

После армии Занд работал в самых разных местах, в том числе, устанавливал телефоны и театральные декорации.

В 1968 году, травмированный вторжением войск стран Варшавского договора в Чехословакию, Занд отклонил предложение компартии поехать изучать киноискусство в Лодзь (Польша). Он вышел из рядов компартии и вступил в леворадикальное антисионистское и антикапиталистическое движение «Мацпен» («Компас»). Занда несколько раз задерживали за распространение материалов движения. В 1970 году он покинул «Мацпен», разочаровавшись в этом движении.

Лишь в возрасте 24 лет Занд получил аттестат зрелости. Через год он начал учиться в Тель-Авивском университете. В 1975 году он получил первую степень (степень бакалавра) по истории (с особым отличием). Получив французскую государственную стипендию, переехал в Париж и продолжил там учебу на степень магистра. Для получения степени написал дипломную работу «Политическая иллюзия: Жорж Сорель и интеллектуальные дебаты 1900-х» (под руководством проф. Madeleine Reberioux). Затем Занд продолжил учебу на третью академическую степень и защитил с отличием докторскую диссертацию в парижской Высшей школе социальных наук (тема: «Жорж Сорель и марксизм»). Эта диссертация вышла затем отдельной книгой и удостоилась премии французской Академии моральных и политических наук. Историк Франсуа Фюре, президент Высшей школы социальных наук, предложил Занду работу, и он стал одним из преподавателей школы. В 1985 году он начал работать в Тель-Авивском университете, а в 2003 году стал штатным («полным») профессором этого университета.

Занд продолжал и далее преподавать в Высшей школе социальных наук. Кроме того, он вел исследования в университете Беркли в Калифорнии, США, и читал лекции в университете Экс-ан-Прованс (Франция). Он стал одним из основателей французского издания «1900 — журнал интеллектуальной истории».

Занд регулярно публикует политические статьи в ежедневной прессе с критикой политики израильского правительства (с левых позиций).

Занд женат, имеет двух дочерей — Эдит и Лиаль.

 

Горен, Шломо

Шломо Горен (урожд. Горончик; 3 февраля 1917, Замбрув — 29 октября 1994) — третий главный ашкеназский раввин Израиля 1973—1983. С 1948 по 1968 занимал должность главного военного раввина.

 

Родился в посёлке Замбрув, находившемся с 1867 г. в составе Ломжинской губернии Российской империи (теперь это территория Польши). В 1925 вместе с отцом репатриировался в Палестину. Отец стал основателем Кфар Хасидим, где молодой Шломо провёл детство. Учился в иешивах «Эц Хаим» и «Хеврон» в Иерусалиме.

В 1936 вступил в «Хагану» и принял участие в боях. В Арабо-израильской войне (1947—1949) принимал участие в боях за Иерусалим. В 1948 стал основателем военного раввината, который возглавлял до 1968. В рамках своей должности ввёл различные постановления, в том числе хасидский нусах (нусах сфарад) как единый молитвы в армии, а также обязательное соблюдение в армии кашрута.

Во время Шестидневной войны 1967 был среди первых освободителей Иерусалима и вскоре после прибытия к Стене плача протрубил там в шофар. Фотография с равом Гореном, трубящим в шофар, быстро стала одним из символов Шестидневной войны. Вскоре после этого рав Горен поднялся на Храмовую гору, войдя в здание Купола Скалы со свитком Торы и с шофаром. Рав Горен пытался сделать Храмовую гору главной святыней Израиля, однако этому помешало постановление авторитетных раввинов, запрещающее евреям подъём на неё, пока находятся в состоянии ритуальной нечистоты.

В 1968 был избран главным ашкеназским раввином Тель-Авива, в то время, когда рав Овадья был там сефардским. В 1973 избран главным раввином Израиля вместе со своим коллегой из Тель-Авива равом Овадьей Йосефом.

Наиболее нашумевшим делом связанным с деятельностью Горена как главного раввина является решение по делу брата и сестры, считавшихся мамзерами большинством раввинов, включая Элиэзера Шаха и Йосефа Шалома Эльяшива[1], в котором он признал, что они не являются мамзерами, что позволило им заключить браки. Решение рава Горена привело к его бойкоту части харедимного мира и усилению разрыва харедим с Главным раввинатом, однако «вязаные кипы» по-прежнему считали его авторитетом. В Старом городе Иерусалима равом Гореном основана иешива «Ха-Идра Раба».

 

Гродзинский, Хаим Озер

Хаим Озер Гродзинский (1863—1940) — главный (неофициальный) раввин Вильнюса и крупный еврейский общественный деятель Польши в период между двумя мировыми войнами.

Родился в Ивье, современной Гродненской области, где его отец был раввином. Рано проявил выдающиеся способности. В 15 лет начинает учиться в воложинской иешиве и вскоре становится ближайшим учеником рава Хаима Соловейчика. В 20 лет уже смог прославиться среди учённых евреев, как илуй.

По совету своего отца вскоре женится на дочери Элиэзера Элияху Гродзинского, виленского даяна и зятя рава Исраэля Липкина из Салантай. Рав Хаим планировал после свадьбы полностью погрузиться в изучение Торы в колеле на содержание тестя, однако в 1885 тесть внезапно умер и виленская община попросила молодого человека занять место тестя. Раву Хаиму пришлось согласиться и вскоре, несмотря на молодой возраст он выдвинулся на ведущую роль в раввинском суде и в еврейской общине.

В Вильнюсе со времен гаона не было главного раввина и всеми общинными делами управлял совет судей, один из которых был неофициальным главным раввином. Вскоре после назначения рава Гродзинского на должность судьи вокруг него собралась группа способных учеников, которой он читал еженедельные лекции. Более всего из них прославились Моше Шацкес, Йехезкель Абрамский и Элиэзер Сильвер. В 1912 был одной из центральный фигур на первом съезде Агудат Исраэль и был участником всех съездов организации до самой смерти.

В 1939 после раздела Польши и передачи Виленского уезда Литве в Вильнюс хлынул многотысячный поток еврейских беженцев. Рав Гродзинский пытался помочь им благоустроиться, однако его здоровье уже и так было подорвано и загруженный непосильным бременем он вскоре умер. Центральная улица Петах-Тиквы носит его имя.

 

Гиссер, Шая

Шая Гиссер (род. 1961[1], Одесса) — раввин, духовный наставник (машпия) сотен русскоязычных евреев, переводчик.

 

В настоящее время руководит рядом проектов в издательстве «Лехаим» и курирует еврейское образование в Международном институте XXI века, г.Москва.

 

Гликсберг, Шимон Яаков

Раввин Шимон Яаков Гликсберг (1870, Мендзыжец-Подляски — 1950, Тель-Авив) — крупнейший раввин, ученый, историк, проповедник и один из основателей сионистского движения Мизрахи.

Биография

Происходил из известной хасидской семьи. Учился в иешиве в Свислочи и в Томей Тора, основанной Йерухам Йехудой Лейбом Перельманом в Минске. Его детские годы были посвящены глубокому изучению Торы и в 11 лет он уже самостоятельно изучал Гемару с комментариями Раши. В 16 лет он в совершенстве знает Мишну и Поским. С частными учителями он изучал языки, литературу и математику. Он в совершенстве владел семью языками и цитировал напамять на языке оригиналов средневековые поэмы, произведения Гордона, Пушкина, Лермонтова, Гете, Шиллера и французских поэтов.

Он был возведен в сан раввина знаменитым раввином Йосифом Хакоеном Равицем, а также раввинами Хаимом Иегудой из Сморгана и Моше Шаулем Шапирой из Бобруйска. В течение нескольких лет он помогал своему тестю, раввину Мордехаю Давиду Альперту, главе раввинского суда в Свислочи (Бобруйск) Минской губернии.

В Минске раввин Гликсберг был одним из лидеров группы Шломей Еминей Цион, которая стала базой для движения Мизрахи. В 1902 году он принял участие в первом всемирном съезде религиозных сионистов в Вильно как делегат от Мендзыжец-Подляски. Он был избран в Центральный Комитет движения и ему вместе с раввином Зеевом Явецом было поручено предложить операционную структуру, имя и платформу новой сионистской религиозной партии (Мизрахи). С этого момента он продолжал действовать от имени Мизрахи. Когда раввин Гликсберг вернулся в Мендзыжец-Подляски, чтобы доложить о результатах съезда, тысячи слушателей собрались в Бейт Мидраше его молодости, чтобы услышать его отчет.

В 1902 году раввин Гликсберг становится раввином в Пинске. В 1903 году он делегат Русской Сионистской конференции в Минскe, а также делегат Шестого Сионистского конгресса в Базеле. После смерти Теодора Герцеля раввин Гликсберг, по поручению Мизрахи, произнес множество речей в различных городах, чествуя основоположника Еврейского государства.

В 1906 году р. Гликсберг становится раввином в Одессе. В это время он также был активным членом организации «Хововей-Цион». Он был широко известен своим глубоким знанием иудаизма и еврейской литературы, а также блестящими интерпретациями Торы и проповедями. Его проповеди в главной городской синагоге и в сионистской синагоге Явне привлекали множество молодых людей. Он был одним из основателей Шомрей Тора иешивы. Его усилия были направлены на установление школ для бедных еврейских детей при синагогах. Он был также основателем благотворительной организации «Эзрат Холим». Раввин Гликсберг опубликовал памфлет по названию «Эзрат Холим» на еврейском и русском языках о принципе благотворительности и поддержке слабых членов общины. Этот памфлет был распространен в тысячах экземпляров.

В 1917 году р. Гликсберг был делегатом Национального Съезда Украинских Евреев. В этом же году он выбран в Одесский Городской Совет и официально назначается главным раввином Одессы. Он занимает эту должность до 1937 года.

В двадцатых годах р. Гликсберг стал широко известен как участник семи "религиозных диспутов" с Анатолием Луначарским, членами Евсекции и такими русскими религиозными деятелями как Александр Введенский. Тысячи людей присутствовали на стадионах и в театрах Одессы, где происходили эти диспуты. В ходе одного из диспутов Анатолий Луначарский сказал: "Моя вера в коллективную ответственность дает мне такую веру в будущее, которую никакая религия не может дать". Раввин Гликсберг ответил: "Эта вера сама представляет собой религию". В ходе этих диспутов он не только глубоко впечатлил публику своей гордой осанкой, риторическим талантом, религиозным энтузиазмом и остроумными замечаниями, но и глубоким знанием философии, науки и литературы. Его сила убеждения была такова, что один из его оппонентов назвал его "опасным дебатором".

 

В 1937 году раввин Гликсберг уехал в Эрец-Исраэль, где возглавил раввинский суд Тель-Авива. Он также был почетным судьей в Мизрахи. В течение ряда лет он был одним из судей присуждавших Премию Раввина Кука. После его смерти одна из улиц Тель-Авива была названа в его честь и честь его сына, известного художника Хаима Гликсберга.

 

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ОДЕЖДА (Бгадим)

На иврите слово бегед означает О., включая и головной убор. Синонимы лвуш , малбуш включают та...

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ ПРАВЕДНИКОВ (Ламед вав цадиким)

По словам Абаей (Санг. XCVII): Мир существует благодаря заслугам тридцати шести праведников . Эти Т....

АДАР II (бет)

Високосный год по еврейскому календарю состоит из тринадцати месяцев. А. II является главным, А. I - вт...