О Гилеле

News image

Гилель (3648-3768 / 112 г. до н.э. – 8 г...

Ребе Махараш

News image

Четвертым Любавичским ребе стал сын Цемаха Цедека рабби Шмуэль (1834 – ...

ШМАЙЯ и АВТАЛИОН

News image

Шемая — ученик раби Шимона бен Шатаха, глава Санхедрина в че...



Великие иудеи

Натан из Газы

Натан из Газы (ивр., Натан Хазати; 1644, Иерусалим — 1680, Скопье) — каббалист, объявивший в 1665 году Шабтая Цви Мессией и богословски обосновавший движение саббатианства.

Биография

Натан был сыном Элиша Хаима бен Яакова Ашкенази — еврея-ашкеназа, переселившегося в Иерусалим из Европы. В молодости получил религиозное ортодоксально-иудейское воспитание под руководством Якова Хагиза. В 1663 году переселился из Иерусалима в Газу, где женился на дочери богатого португальского еврея и занялся изучением Лурианской каббалы. Натан практиковал врачевание и лечение от психических болезней, прописывая тиккун, под которым он понимал особый вид медитации.

Сподвижник Сабтая

О нём узнал Шабтай Цви, страдавший тяжёлыми депрессиями, и на его обратном пути из Каира, Натан сблизился с ним, уверил его, что у него нет психической болезни, и что тот - Мессия. После этого Натан стал его горячим приверженцем. Последователи Шабтая Цви сообщают, что Натан вырыл из земли часть старинного сочинения, в котором была предсказана мессианская роль их учителя. 20-летний Натан стал ревностно распространять славу Шабтая Цви.

 

Объявив себя пророком Илией, который призван расчистить путь для Мессии, Натан из Газы весной 1665 года пророчествовал, что около середины следующего года Мессия явится во всей своей славе, заберет в плен султана и утвердит власть Израиля над всеми народами земли. Ему лично будет поручено владеть Турцией, между тем как Шабтай Цви станет побеждать другие народы.

 

Видя, что иерусалимские раввины настроены к саббатианскому движению враждебно, Натан из Газы объявил, что отныне Иерусалим более не является святым городом, а что эта роль перешла к Газе. Между тем он продолжал рассылать послания о величии Мессии в главнейшие европейские общины и посетил ряд городов в Европе, Африке и Индии.

 

Натан из Газы сохранил верность Шабтаю Цви и после отступничества последнего 6 февраля 1666 года в Стамбуле. В послании к евреям Алеппо он старался сохранить их веру в Мессию, доказывая, что его ренегатство является глубокой тайной, смысл которой вскоре выяснится. Благодаря ему вера в Саббатая опять окрепла.

 

Опасаясь за свою жизнь ввиду наступившего в Палестине разочарования, Натан бежал из Газы и весной 1667 переселился в Смирну (Измир), где уже имел сторонников, хотя 9 декабря 1666 года раввины города наложили херем на всех саббатианцев, особо упомянув Натана из Газы.

Европейские скитания

В конце апреля того же года Натан направился в Адрианополь (Эдирне), где, несмотря на письменное обещание оставаться спокойным, продолжал агитацию, побуждая местных саббатианцев объявить о своей верности руководителю движения. Он заставил местных саббатианцев прокламировать свою приверженность к Саббатаю упразднением постов 17 таммуза и Девятого ава. В Адрианополе на него был также наложен херем, и Натан отправился с немногими приверженцами в Салоники, где, однако, не имел успеха. Больше сочувствия он встретил на островах Хиосе и Корфу; затем он отправился в Венецию (март 1668 г.). Венецианские раввины и совет общины заставили Натана из Газы письменно объявить, что все его пророчества — продукт воображения. Эта исповедь была опубликована, вследствие чего Абрахам Яхини, инициатор саббатианского движения, отправил Натану письмо, в котором выразил ему соболезнование по поводу преследований, а венецианскому раввинату — негодование по поводу его отношения к Натану.

 

Венецианские евреи убеждали Натана отправиться в Ливорно, еврейское население которого было известно своей враждебностью к саббатианству. Они дали ему эскорт, как бы для почёта, но в действительности, чтобы Натан не мог отправиться в другое место. Натан, однако, понял мотивы, почему его посылают в Ливорно, и, бежав от сопровождавших его, посетил Болонью, Флоренцию. В июне 1668 г. он прибыл в Рим, откуда был изгнан. Тогда он отправился в Ливорно (по другой версии — в Анкону), где даже завербовал несколько приверженцев. Отсюда он вернулся в Адрианополь.

 

Последние годы своей жизни он провёл, по-видимому, в странствиях. Умер в Македонии (Скопье) или в Болгарии (София)

 

Нахман из Брацлава

 

Рабби Нахман из Брацлава (в обиходной речи — Ребе Нахман) (4 апреля 1772, Меджибуж — 16 октября 1810, Умань) — основатель брацлавского (бресловского) хасидизма.

Биография

Правнук основателя хасидизма Исраэля Баал ШемТова. Родители: р. Симха сын р. Нахмана из Городенки (одного из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) и ребецн Фейга, внучка Баал Шем Това.

 

Рабби Нахман вырос в доме самого Баал Шем Това, который унаследовали его родители. Детство р. Нахмана прошло в атмосфере, насыщенной хасидскими преданиями. Незадолго до бар-мицвы (13 лет) он составил сборник афоризмов на темы различных проявлений еврейской духовной жизни «Книга нравственных качеств». После своей женитьбы в 13 лет р. Нахман поселился в Осятене (Осоте), Киевской губернии у тестя. Р. Нахман много времени проводил в молитвах и уединённой медитации в соседнем лесу, постоянно постился и углубленно изучал Каббалу. После смерти тестя переехал в Медведовку, где начал оформляться особый стиль будущего брацлавского хасидизма.

 

В 1798 раби Нахман совершил поездку в Эрец Исраэль, побывал в Цфате и в Тверии, но не смог добраться до Иерусалима из-за нашествия Наполеона.

 

С 1800 года Нахман проживал в Медведовке, затем переехал в Златополь. Здесь от туберкулеза умерла его жена и была похоронена на местном еврейском кладбище.

 

После возвращения возобновилась ожесточенная борьба отдельных лидеров хасидизма с р. Нахманом. Р. Нахману пришлось несколько раз сменить место жительства. Окончательно р. Нахман поселился в Брацлаве (в традиционной еврейской транскрипции — Брослев), ставшем центром его «двора». Здесь р. Нахман познакомился с р. Носоном (Натаном) Штернгарцем, ставшим его ближайшим последователем и посвятившим свою жизнь сохранению наследия и распространению учения р. Нахмана.

 

В 1810 г. рабби Нахман, предчувствуя близкую смерть, решил поселиться в Умани, где за несколько лет до его рождения произошла Уманская резня. «Души умерших там за веру, — говорил он, — ждут меня». Там он скончался 16 октября от чахотки и был похоронен на еврейском кладбище рядом с погибшими от резни во время восстания гайдамаков — Колиивщины.

 

 

Лифшиц, Исраэль

Рабби Исраэль Лифшиц , 1782 — 1860) — один из крупнейших раввинов Германии, создавший выдающийся комментарий к Мишне «Краса Израиля» (ивр.   — «ТИФЭРЕТ ИСРАЭЛЬ»). В этом труде, в частности, даётся новое объяснение трудных мест Мишны и разъясняется галаха.

 

Маймон Фишман, Иегуда-Лейб

Иегуда-Лейб Фишман Маймон (; возможны различные сочетания имён, в том числе Фишман (Маймон), Фишман-Маймон, Маймон-Фишман; при рожд. Лейб Фишман; 11 декабря 1875, Маркулешты Сорокского уезда Бессарабской губернии — 10 июля 1962, Тель-Авив, Израиль) — раввин, государственный и общественный деятель, литератор; один из лидеров религиозного сионистского движения «Мизрахи».

Биография

Иегуда-Лейб Фишман родился в бессарабском еврейском местечке Маркулешты (теперь Флорештского района Молдовы) в 1875 году. После получения раввинского звания (смихи) работал в Маркулештах, а с 1905 до 1913 года был раввином в Унгенах Белецкого уезда Бессарабской губернии (теперь райцентр Унгенского района Молдовы).

В 1900 году Фишман познакомился с основателем религиозного движения «Мизрахи» раввином Ицхок-Яков Райнесом (1839—1915), принял участие в учредительном съезде «Мизрахи» в Вильне (1902) и в Первом Всемирном съезде движения в Прессбурге (1904). Принимал участие во всех всемирных сионистских конгрессах, начиная со второго. В Унгенах редактировал местный периодический орган «Мизрахи» — журнал «Голубь», издаваемый под эгидой Союза проповедников Талмуда рабби Шименом Шлоймке Вертгеймом.

В 1913 году поселился в Палестине, но через год — с началом Первой мировой войны — как гражданин враждебной державы был выслан османскими властями и переехал в США. Здесь занимался литературной деятельностью, публиковал брошюры пропагандистского и просветительского характера на идише и иврите. После окончания Первой мировой войны вернулся в подмандатную Палестину, где был близким соратником основного идеолога и теоретика религиозного сионизма р. А.-И. Кука (тогда — главного раввина Иерусалима). Возглавил движение «Мизрахи» после его перевода из Франкфурта в Палестину, создал сеть школ «Мизрахи», основал официальный орган движения газету «hаТор» (1921—36); совместно с Куком в 1921 году создал Верховный Раввинат Палестины (впоследствии Израиля), написал его устав и разработал учредительную церемонию. В 1936 году, после смерти раввина Кука, создал издательство его имени «Мосад hаРав Кук» — теперь крупнейшее издательство религиозной литературы в Израиле.

 

В 1931—48 годах был членом исполнительного комитета Еврейского Агентства («Сохнут»), некоторое время его председателем. В 1948 году стал одним из 37 подписантов Декларации независимости Государства Израиль, вошёл в первое правительство страны (министр по делам религий и жертв войны).

 

С 1951 года полностью сосредоточился на литературной и публицистической деятельности. Фишман-Маймон — автор многочисленных работ идеологического и теоретического характера в духе религиозного сионизма, трудов по истории движения «Мизрахи» и многотомных серий «Сарей hаМеа» (Столпы столетия) о выдающихся религиозных авторитетах XIX века (в 1942—1947 годах вышло 10 томов) и «Арим вэИмахот бэИсраэль» (1948—1952) по историографии еврейских общин различных городов Европы (около 12 томов).

 

Махараль из Праги

Йехуда Лива (Лёв, Лев, Леб) Бен Бецалель (рабби Лёв, известен как, Махараль ми-Праг) (1512 (), Познань — 1609, Прага) — крупнейший раввин и галахический авторитет, мыслитель и ученый в XVI веке. Обладал обширными познаниями не только в области раввинистической литературы, но и в области многих светских наук, в особенности в математике. Дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге .

Биография

С 1553 г. по 1573 г. был окружным раввином в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны. В 1584-88 гг. был главным раввином Познани. В 1588 г. вернулся в Прагу, где оставался до 1592 г. (в этом году был принят императором Рудольфом II). С 1592 г. до 1597 г. снова стал главным раввином Познани, а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги.

 

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

СВИНЬЯ (Хазир)

А свинья, хотя копыта у нее и раздвоены, но жвачки не жует; нечиста она для вас; мяса их не ешь...

СОГЛЯДАТАИ (Мераглим)

По указанию Господа, Моисей послал С. высматривать землю Ханаанскую. ....

РЕЛИГИЯ (ВЕРА) ИЗРАИЛЯ (Дат Исраэль)

В основе Р. И. лежит вера в Единство Божье, выраженное в стихе: Слушай, Израиль, Господь - Бог наш, Господь - ...