Рав Уна

News image

Рав Уна – вавилонский аморай второго поколения и глава йешивы в ...

Десятое швата

News image

Сегодня отмечается важная памятная дата еврейской жизни, неразрывно связанная с ис...

Царь Шломо

News image

Царь Соломон. Сын царя Давида и Бат Шевы, получивший прозвище «м...



Великие иудеи

Хаим Нахум

Хаим Нахум — главный раввин Османской Империи (Хахам-баши) с 1909 по 1924 года и главный раввин Египта с 1925 по 1960 года.

Родился в 1872 году в Измире, Турция и получил блестящее образование. Учился в йешиве в Тавериаде (в то время Османская Палестина), где получил высшее религиозное образование, затем учился во французском лицее, а позже получил степень по исламскому праву в Стамбуле.

После этого он учился в раббинической академии в Париже где получил иудаистское священство (семиках). Во Франции Хаим Нахум также изучал лингвистику, историю и философию на факультете восточных языков Сарбоннского университета.

 

Предподавал в турецком военном училище, где познакомился со многими младотурками.

 

В 1922 году Хаим Нахум исполнял обязанности советника турецкого премьер-министра Исмет Паши во время Лозаннской мирной конференции. Хаим Нахум был сторонником турецкого националистического движения и противником сионизма. Его направляли в США и в Европу где он лоббировал интересы кемалистов.

 

В 1925 года получил приглашение от главы еврейской общины Каира и министра транспорта и финансов Египта Юсеф Аслан Каттауи Паша (1861—1942) занять должность главного раввина Египта. Хаим Нахум соглашается и 19 марта 1925 года пребывает в Каир и приступает к службе. В 1929 году Египет предоставляет Хаиму Нахуму египетское гражданство. Позднее, Хаима Нахума избирают членом Египетского Сената. Он становится одним из основателей Академии арабского языка в Каире.

 

Время его службы в египетском раввинате совпало с ростом арабского национализма в начале 1940-х годов и постепенным угасанием еврейской общины в Египте в результате череды политических изменений в Египте и продолжительных конфликтов на Ближнем Востоке.

 

Его отличали политическая мудрость, великолепная эрудиция, прекрасные человеческие качества, и огромный вклад в деле еврейского образования.

 

Хаим Нахум-эфенди скончался 13 ноября 1960 года, в возрасте 88 лет, и был похоронен на каирском еврейском кладбище «Бассатин», где для него был построен специальный мавзолей.

 

Лау, Исраэль Меир

 

 

Раввин Исраэль Меир Лау  — главный раввин Тель-Авива, в 1993—2003 годах — главный ашкеназский раввин Израиля.

 

Биография

Происхождение

Рав Лау происходит из известной раввинской династии, продолжающиеся уже 36 поколений. Его отец Мойше Хаим был раввином Пётркува, а дед — раввином Вадовице.

Детство

В 1939 году, после вторжения Германии в Польшу, семья Исраэля попала в гетто. 22 октября 1942 года его отец вместе с большинством евреев города погиб в лагере смерти Треблинка. Матери Исраэля, Хае, и двум его братьям удавалось оставаться в гетто до 1943 года. В ноябре 1943 года гетто было ликвидировано. Мать погибла в концентрационном лагере Равенсбрюк, а Исраэль вместе со своим старшим братом Нафтали попали в рабочий лагерь в Ченстохове. В 1944 году братьев Лау депортировали в концентрационный лагерь Бухенвальд. Лау приняли за поляка и перевели из еврейской части лагеря в отделение, где находились русские военнопленные. В апреле 1945 года Бухенвальд был освобождён американской армией. Исраэль был самым молодым из заключённых концлагеря (8 лет).

 

Выжить в концлагере ему помог русский советский солдат Фёдор Михайличенко. Всю жизнь Исраэль Лау и Фёдор Михайличенко пытались найти друг друга.

Юность

В июле 1945 года Исраэль вместе с братом Нафтали прибыл в Эрец-Исраэль и воспитывался у дяди, первого главного раввина города Кирьят-Моцкин. В 1950 окончил школу, совмещавшую светское и религиозное образование.

 

По окончании школы продолжил обучение в йешивах: в 1950—56 годах — в иешиве «Коль Тора» в Иерусалиме, в 1954 — «Ха-Кнесет Хизкияху» в Зихрон-Яаков, в 1956—59 в Поневежской иешиве в Бней-Браке у р. Элиэзера Шаха. В 1960 году Лау получил смиху (степень раввина).

 

В возрасте 24 лет женился на дочере главного раввина города Тель-Авива рава Ицхака Иедидьи Френкеля. Преподавал Танах в тель-авивской школе Цейтлин, параллельно исполняя обязанности раввина небольшой общины в южном Тель-Авиве.

Карьера

В 1960—1965 годах был раввином в синагоге «Ор ха-Тора», в 1965—1979 годах — в синагоге «Тиферет Цви» (обе — в Тель-Авиве). В 1971—1979 годах был раввином северного Тель-Авива. В 1979-86 годах был главным раввином Натании. В 1983—1988 годах р. Лау был членом израильского Верховного раввината. В 1986—1993 годах занимал пост главного раввина Тель-Авив — Яффо (сменив на этом посту своего тестя, после его смерти) и был главой городского раввинского суда.

 

В 1993—2003 годах р. Лау был верховным ашкеназским раввином Израиля. С 1993 года занимал также пост председателя Верховного раввинского суда.

 

В 2005 году вернулся на должность главного раввина города Тель-Авив.

 

 

 

Лилиенталь, Макс

Макс Лилиенталь (нем. Max Lilienthal, 6 октября 1815, Мюнхен — 5 апреля 1882, Цинциннати, Огайо) — немецкий еврей, служивший советником правительства Российской империи в проекте включения светских предметов в программу ешив.

 

Лилиенталь учился в Мюнхенском университете и получил звание доктора в 1837 году. В 1839 году он получил пост директора еврейской школы, основанной в Риге по просьбе местных евреев.

 

В 1841 году он был приглашён Сергеем Уваровым, министром просвещения Российской империи, с целью быть советником в проекте еврейского образования. Уваров хотел создать школы, где бы изучались не только священные предметы (Тора, Талмуд), но и общеобразовательные (математика, русский язык).

 

В 1843 году Лилиенталь посетил Воложинскую ешиву и встречался с её руководителями.

 

В 1845 году Лилиенталь уехал в Америку, где был назначен раввином.

 

Цирельсон, Лейб Моисеевич

Иегуда-Лейб Цир(е)льсон (при жизни известный как Идэ-Лейб Цирельсон или по-русски Лейб Моисеевич Цирельсон; варианты имени Лейб-Ие(х)уда и Йе(х)уда-Лейб; иврит и идиш     ; 24 декабря 1859, Козелец Черниговской губернии — 25 июня или 6 июля 1941, Кишинёв) — раввин, общественный деятель, один из крупнейших галахических авторитетов XX века. На протяжении нескольких десятилетий — главный раввин Бессарабии. Писал на иврите, идише, арамейском, а также русском и румынском языках.

Биография

1859—1908 годы

Идэ-Лейб Цирельсон родился в уездном городке Козелец Черниговской губернии, где его отец Мойше-Хаим Цирельсон был раввином. Рано проявил незаурядные способности и уже к 19 годам получил должность духовного раввина в Прилуках соседней Полтавской губернии (1879); в 1907 году там же стал казённым раввином. В эти годы — много выступал с публицистическими статьями на иврите в газетах «hаМелиц» (Защитник, Петербург), «hаЦефира» (Время, Варшава), «hаМагид» (Проповедник, Краков), журнале «hаЗман» (Время, Вильна), регулярно сотрудничал с варшавской газетой на идише «Дэр Юд» (Еврей), опубликовал сборник поэзии и эссеистики на иврите «Дэрэх Слула» (Проторенный путь, 1902), брошюры на русском языке «Русско-японская война» (1904) и «Анализ мыльных пузырей» (1908, обе в Одессе), приобрёл широкую известность как оратор. Участвовал в первой всероссийской сионистской конференции в Варшаве в августе 1898 года, где выступил против светской образовательной деятельности сионистского движения; одно время поддерживал идею религиозн

ого сионизма, но впоследствии разочаровался в сионистском движении как таковом.

1908—1918 годы

С 1908 года — духовный и казённый раввин в Кишинёве (Бессарабская губерния). В 1910 году избран председателем всероссийской раввинской комиссии (ваад hарабоним) и занимал эту позицию до 1917 года, когда комиссия была расформирована. Как полномочный представитель руководства еврейских религиозных общин России составлял обращения к власти по различным вопросам, касающимся еврейского населения страны, в частности в 1911 году опубликовал письмо-протест за подписью 300 раввинов Российской империи в связи с разворачивающимся делом Бейлиса. Получил звание Почётного Гражданина Российской империи и генерала-духовника.

 

В 1912 году стал одним из основателей всемирного ортодоксального движения «Агудас Исроэл» (Союз Израиля), был организатором учредительного конгресса движения в том же году в Катовице (Пруссия). Создал в Кишинёве бессарабское отделение «Агудас Исроэл» (с 1920 года — автономное отделение), которым руководил почти до конца жизни. В 1923 и 1929 годах председательствовал на Первом и Втором всемирных конгрессах движения (кнесия гедола) в Вене; принял участие в работе Третьего конгресса в 1937 году; входил в президиум центрального исполнительного комитета и в так называемый совет мудрецов движения. На конгрессе 1923 года как председательствующий поддержал предложение люблинского раввина Меера Шапиро о введении синхронного годичного цикла чтения Талмуда по всему миру (даф йоми), принятого по сей день.

 

Ришон ле-Цион (титул)

Ришон-ле-Цион — титул главного сефардского раввина. Он описан в Книге пророка Исаии «Я первый сказал Сиону: „вот оно!“ и дал Иерусалиму благовестника» (Ис. 41:27).

Раввины, которые были Ришон ле-Цион до Главного Раввината:

Раввин Моше Галанти - (1665)

Раввин Моше ибн Хабиб - (1689)

Раввин Авраам Ицхаки Бен-Давид - (1715)

Рабби Элиэзер Наум - (1730)

Рабби Моше Хаим Ниссим Мизрахи - (1745)

Раввин Израиль Яков Алгази - (1754)

Равви Рафаэль Раввин Шмуэль бен Меюхас - (1756)

Хаим Бен-Рафаэль Ашер - (1771)

Рабби Йом Тов Алгази - (1782)

Моше Йосеф Мордехай Меюхам - (1802)

Раввин Яков Моше Айяша - (1806)

Раввин Яков Коррал - (1817)

Раввина Рафаэль Иосиф Хазан - (1818)

Рабби Йом Тов Данон - (1822)

Раввин Шломо Моше Сузин - (1824)

Йона Моше Навон - (1836)

Рабби Иегуда бен рабби Рафаэль Навон (1841)

Хаим Авраам Гагин - (1842)

Рав Ицхак бен рабби Езекии Кубо - (1848)

Хаим Абулафия Ниссим - (1854)

Раввин Хаим Давид Кантор - (1861)

Раввин Авраам Ашкенази - (1869)

Раввин Меир Панеиз Рафаэль Гиль - (1880)

Раввин Яков Шауль Алишер - (1893)

Раввин Яков Меир - (1906)

Моше Панеиз Гиль - (1907)

Нахман Тито - (1909)

Раввин Моше бен Йосеф Франко - (1912)

Раввин Иегуда Данон Ниссим - (1915)

Хаим Моше Алишер - (1919)

Раввины, имевшие титул Ришон ле-Цион, возглавляя Главный Раввинат:

Раввин Яаков Меир (1921) - во второй раз.

Раввин Бен Цион Меир Хай Узиел (1939)

Раввин Ицхак Ниссим (1955)

Раввин Овадья Йосеф (1973)

Раввин Мордехай Элиягу (1983)

Раввин Элиягу Бакши-Дорон (1993)

Раввин Шломо Амар (2003)

 

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

РЭАЙОН

Дословно: свидание; производное от глагола леhераот - показаться. Тора обязывает каждого мужчину показаться в Иерусалиме три раза в году: на...

НЕНАВИСТЬ (Син'а)

Иудаизм запрещает евреям ненавидеть друг друга, и сказано: Не питай к брату твоему Н. в сердце твоем (Лев. XI...

РЕЛИГИОЗНЫЙ ГИМН (Пиют)

Молитвенная песнь, благодарение или славословие, мольба или раскрытие души душе-излияние в поэтической форме. Слова пиют и п...