Раби Элазар бен Азария

News image

Раби Элазар бен Азария — один из выдающихся мудрецов ешивы в ...

Где ты?

News image

В 1798 году раввин Шнеур Залман из Ляд был заключен в ...

Раби Ишмаэль бен Элиша

News image

Раби Ишмаэль бен Элиша(в Мишне назван просто «раби Ишмаэль») — бл...



Великие иудеи

Шнеерсон, Менахем Мендл

Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон чаще упоминается, как Любавический ребе (идиш   , дэр любавичер рэбэ, ивр.  , ха-раби ми-любавич) — 7-й и последний ребе Хабада. Один из виднейших еврейских деятелей XX века. Считается мессией небольшой группой своих последователей, часть из которых не признают его физической смерти.

 

В 1997 году награждён посмертно высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.

Ранние годы

Менахем-Мендл родился в 1902 году в городе Николаеве. Назван в честь Цемах-Цедека, третьего главы Хабада. Старший из трех сыновей. Его дед по матери Шлойме Яновский был раввином.

В годы пребывания в Германии, редкое фото в Мариенбаде

Мать ребе Хана рассказывала, что среди указаний, полученных от Ребе Шалом Дов Бера Шнеерсона, были указания омывать младенцу руки перед кормлением, надевать на него кипу (ермолку) и малый талит («талит катан»).

В 1909 году отец получил назначение на должность раввина Екатеринослава, и вся семья переехала в Екатеринослав. С детства проявлял большие способности. Отец лично занимался его обучением. Достаточно быстро смог изучить основную еврейскую литературу. Помимо этого самостоятельно изучал светские науки. Слава о выдающемся юноше дошла до любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, который вскоре сосватал ему свою среднюю дочь.

В октябре 1927 года вместе со своим будущем тестем и невестой Хаей Мушкой покинул пределы Советского Союза. В 1928 году в Варшаве женился на Хае-Мушке .

После отъезда из СССР продолжил учёбу в раввинской семинарии Hildesheimer, а затем стал вольнослушателем в Университете Фридриха Вильгельма на факультетах философии и инженерии. В 1933 году переехал в Париж, где закончил инженерное отделение Ecole Superieure de Mecanique et d’Electricite. После этого поступил на математическое отделение в Сорбонне. В 1940 был вынужден оставить учёбу и 11 июня, за три дня до захвата Парижа нацистами и установления морской блокады, успел эвакуироваться в Виши, а затем в Ниццу, где оставался до отъезда из Европы.

Переехав в Нью-Йорк, некоторое время работал на бруклинском судостроительном заводе. Затем стал помогать своему тестю, эвакуированному в 1941 из Варшавы, и тоже обосновавшемуся в Нью-Йорке, в расширении деятельности Хабада. В 1942 году тесть назначил его директором центральных организаций движения (Издательство Кехос и Молодёжное движение Хабада). В 1950 году скончался тесть.

Ребе

В 1951году, после отказа старшего зятя, стал 7-м любавичским ребе. По его инициативе были открыты центры в сефардских общинах Марокко и Франции, а также в Бразилии , Аргентине, Австралии. Позже центры были открыты также в Индии, Китае, Таиланде, Непале. После революции движение в СССР практически было запрещено.

Ребе активно поддерживал тайных последователей и подпольную деятельность по сохранению еврейства в СССР. После распада СССР он был одним из первых, кто заново воссоздал еврейские общины в странах СНГ. Одной из главных целей его деятельности было подготовка к пришествию мессии.

Признание ребе Машиахом

Известное хасидское высказывание «Каждый хасид видит в своём Ребе — Машиаха» послужило толчком к тому, что хасиды Хабад стали открыто говорить о том, что Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон является Машиахом. И об этом говорит Рамбам указывая на признаки мошиаха.

14 апреля 1992 г. было принято раввинское постановление о том, что Любавичский Ребе считается потенциальным Машиахом («бехезкат Машиах»).

Следует отметить, что подавляющее большинство хасидов Хабад считают Машиахом именно Ребе и не многие противятся продвижению этой идеи, утверждая, что важным для иудаизма является не персона Машиаха, а приближение его прихода, путем тщательного исполнения Заповедей и изучения Торы.

 

Существуют различные чудесные истории о том, что кто-то видел Ребе. Так например 16 ноября 2006 года: в видеозаписи, снятой на сотовый телефон, кто-то разглядел мелькнувший силуэт Ребе в «770» (во всемирном центре движения Хабад)

 

Элияху, Мордехай

 

Раввин Мордехай Цемах Элияху — главный сефардский раввин Израиля («Ришон ле-Цион») с 1983 года по 1993 год, духовный лидер национально-религиозного лагеря Израиля  , партии «Мафдал» , а затем Хардалного направления.ё

 

Родился в Иерусалиме в семье Салмана и Мазаль Элияху. Отец Мордехая Элияху происходил из семьи багдадских раввинов. Его мать, Мазаль, была сестрой раввина Иегуды Цдаки и внучкой раввина Йосефа Хаима, более известного как «Бен иш Хай». Мать Мордехая Элияху умерла, когда мальчику было 11 лет.

Учился в йешиве «Порат Йосеф» у раввина Эзры Аттьи. Позже среди учителей раввина Элияху был рабби Исраэль абу-Хацира, известный также как Баба-Сали.

В 1983 году Мордехай Элияху сменил Овадью Йосефа на посту главного сефардского раввина Израиля.

Раввин Элияху еженедельно публиковал статьи на тему недельной Главы Торы в издании «Коль Цофьях».

25 апреля 2008 года, в седьмой день Песаха, у Мордехая Элияху случился острый инфаркт миокарда, после чего ему сделали неудачную катетеризацию, а затем — коронарное шунтирование. Рав Элияху умер 7 июня 2010 года, после двух лет, прошедших со времени ухудшения состояния его здоровья. Множество последователей раввина Элияху присутствовали на его похоронах. Он был похоронен в Иерусалиме, возле места захоронения раввина Хаима Давида Азулая, останки которого рав Элияху привёз в Израиль 50 лет назад.

Позиции

Раввин Элияху был известен своими строгими постановлениями («Пискей Дин»). Он продолжил метод иракских евреев, идущих путём «Бен-Иш Хай», что противоречило мнению раввина Овадьи Йосефа, который основывает свое решение по постановлениям рабби Йосеф Каро. Раввин Элияху сочетал в своих постановлениях элементы из Каббалы, особенно лурианской.

Поддерживал продажу сельскохозяйственных земель в Земле Израиля на седьмой год, вслед за сефардской галахической традицией (Хетер мехира).

В День независимости Израиля предписывал произносить «Галель» без благословения и не произносить печальную молитву таханун.

Разрешал жертвовать органы умерших для пересадки больным, был участников решения израильского рабанута о разрешении пересаживать сердце после мозговой смерти, но был против того, чтобы заранее подписываться под разрешением об использовании органов после смерти.

Не поддерживал генетические проверки отцовства, опасаясь появления вопросов о мамзерах (незаконнорожденных).

Запрещал в Песах сефардам кушать так называемую богатую мацу (маца ашира), то есть приготовленную на соках вместо воды, наподобие запрета, существующего у ашкеназских евреев.

Считал хумус и тхину пищей, к которой применимы требования еврейской варки.

Запрещал, как правило, прохождение женщинами Национальной службы, но соглашался на это в отдельных случаях.

Общество и государство

После принятия правительством решения о одностороннем размежевании с Газой раввин Элияху выступал много раз с критикой плана во время демонстраций и митингов оппозиции.

 

Многие жители Гуш-Катифа, которые были последователями раввина Элияху, воздерживались от призывов к осуществлению каких-либо незаконных действий. В интервью в канун Рош ха-Шана, в брошюре «Мааяней ха-Йешуа», раввин Элияху объяснил, что он рекомендует солдатам воздерживаться от выполнения команд по выселению евреев, и рекомендовал отвечать на такие команды офицеров «Я не могу, не могу». Раввин Элияху сказал: "Я бы сказал, что все солдаты должны подойти к своим офицерам и сказать им — «Это аморально, Главный раввинат Израиля постановил, что мы против высылки евреев — и мы не будем выполнить такие команды».

 

 

Кассуто, Умберто

Умберто Кассуто (итал. Umberto Cassuto; 1883, Флоренция, Италия — 1951, Иерусалим, Израиль) — итальянско-еврейский, затем израильский востоковед и исследователь Библии.

Биография

Умберто Кассуто родился во Флоренции в семье Густаво Кассуто и Эрнестины Галетти. Закончил университет во Флоренции. Там же учился в раввинской семинарии и был произведён в ортодоксальные раввины. В начале много работал над изучением истории евреев Италии, опубликовал первый научный труд в 1918 году. В 1922-1925 годах был директором семинарии, в дальнейшем сосредоточился, в основном, на библеистике. Был также профессором Римского Университета, занимался каталогизацией еврейских книг Ватикана. В 1934 году вышел его капитальный труд «итал. La quitione della Genesi» о происхождении текста книги Бытия, где он дал серьёзную критику документальной гипотезы Ю.Велльгаузена.

В 1939 году Умберто Кассуто прибывает в Палестину и становится профессором в Еврейском Университете в Иерусалиме. Цикл лекций по критике дикументальной гипотезы был опубликован на иврите, был переведён на английский и пользуется большой известностью. Другая известная книга Кассуто — комментарий к книгам Бытия и Исход, часто цитируется, например, Нехамой Лейбович.

Рабби доктор Натан Кассуто, единственный сын Умберто Кассуто, погиб от рук нацистов в лагере в 1945 году. Невестка репатриировалась в Палестину, где в 1948 году попала в засаду на дороге к больнице Хадасса на горе Скопус и тоже была убита. Профессор Умберто Кассуто скончался в Иерусалиме в 1951 году. Оставшиеся в живых члены семьи поддерживают семейный архив.

 

Крескас, Хасдай

Хасдай бен Иегуда Крескас (лат. Crescas, кат. Cresques, ивр., 1340, Барселона — 1410 Сарагоса) — философ, теолог, государственный деятель и глава испанского еврейства в XIV веке.

Раввин Сарагосы, он был широко известен также среди христианских европейских философов. Выступал в защиту чистого иудаизма, независимого от Аристотеля и основанного в большей степени на духовной и эмоциональной стороне человека. Биографами оценивается как один из самых самобытных еврейских и вообще средневековых философов.

Новаторские взгляды Крескаса о бесконечности и природе, пространстве и времени способствовали антиаристотелевскому перевороту в натурфилософии, благодаря которому появилась возможность создания новой физики — классической механики.

 

Карелиц, Авраам Йешаяу

 

Рабби Авраам-Йешаяу Карелиц (1878, Коссово, Белоруссия — 1953, Бней-Брак, Израиль; известен как Хазон Иш, по названию своего основного 22-томного труда) — один из крупных раввинов и законоучителей XX века, галахист, общинный лидер, создатель модели «Общества Учения» (ивр.  , «хеврат ха-ломдим»), определяющий жизнь современного ультра-ортодоксального еврейства.

Биография

Родился в 1878 году в городе Коссово Гродненской губернии в семье раввина Коссово Шмарьяу-Йосефа Карелица. В числе его предков были Баал а-Маор (XII век), Махараль из Праги (XVI век) и р. Арье Лейб Эпштейн «Баал а-Пардес» (XVIII век).

Начальное традиционное образование получил у отца, раввина, после чего продолжал занятия самостоятельно. Подобно Виленскому Гаону, которого считал своим духовным учителем, Хазон Иш никогда не занимал официальных должностей.

В 1911 году анонимно издал первый том своего галахического труда «Хазон Иш» («Видение человека»), привлекший к молодому автору внимание духовного лидера еврейства Литвы р. Хаима-Озера Гродзинского, с которым Хазон Иш особенно сблизился после переезда в 1920 г. в Вильно. Со временем получил известность в качестве выдающегося мудреца Торы, и пользовался большим уважением за свои глубокие знания и свой скромный образ жизни.

Вскоре после переселения в Землю Израиля (1933) Хазон Иш стал признанным духовным лидером ультра-религиозных кругов страны и принимал деятельное участие в жизни страны.

 

 

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ИЛЬЯ-ПРОРОК (Элиягу hа-нави)

Путь И.-П. был подобен буре и смерчу, а его железная воля не знала препон. Подобно вихрю, являлся он своим современникам, бу...

ВОСЕМНАДЦАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЙ (Шмонэ-эсрей)

Молитва, содержащая восемнадцать благословений и просьб к Господу. В виду ее исключительного положения в богослужении, она называется также просто Молитвой, а ...

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯНИЯ (Асерет йемей тшува)

Десять дней, от первого дня Рош hа-Шана* до десятого дня месяца Тишри* (включая Йом Кипур*), называются Д.Д.П., так как в эт...