Шимон аЦадик

News image

Шимон Праведник. Великий мудрец, «один из последних мужей Большого собрания» (К...

По Рамбаму скорбили евреи и мусульм

News image

20 тевета по еврейскому календарю – день памяти великого мудреца XI...

День рождения Ребе

News image

Что случилось в еврейской истории 11 числа весеннего месяца нисана? «Й...



Великие иудеи

Баба Сали

Рабби Исраэль абу-Хацира (также был известен как Баба-Сали, что означает «молящийся отец», или «святой молящийся»; 1889—1984) — раввин города Тфилалат в Марокко, духовный лидер евреев Марокко в Марокко и в Израиле, каббалист, широко известен также как чудотворец.

Биография

Родился в г. Рисани в округе Тфилалат в Марокко у рава Масуда Абухацира в известной семье раввинов и каббалистов. С раннего детства проявил выдающиеся способности в учёбе и работе над собой. С 13 лет начал в течение целой недели воздерживаться от пищи днем и ел только вечером и по шабатам, также принял на себя обет не есть мяса. По семейной традиции духовная святость достигается также посредством ограничения взгляда на посторонних женщин, что р. Исраэль тоже принял на себя с детства. В 16 лет женился на Фрэхе Амсалем, которая стала его верным помощником в его учёбе и общественной деятельности. В 30 лет был избран раввином всего округа Тфилалат и его слава начала распространяться по всему Марокко. В 1950 году снова приехал в Эрец-Исраэль и прожил в Иерусалиме почти три года. Затем он снова вернулся в Марокко, чтобы укрепить дух местного еврейства. Время от времени он посещал Францию, где помогал и оказывал духовную поддержку местным марокканским еврейским общинам. В 1963 г. он переехал жить в Израиль окончател

ьно. Несколько лет рабби Исраэль прожил в Явне, затем – в Ашкелоне, а в 1970 г. перебрался в Нетивот. В Нетивоте Баба-Сали получил широкую огласку, как великий каббалист и чудотворец, к нему на прием зачастили многие израильтяне, в том числе уважаемые раввины и политики.

О его чудесах ходят сотни историй. Рассказывают как он предупреждал людей во сне не подниматься на привычный автобусный рейс, и на следующий день этот автобус взрывался. Другие рассказывают как Баба-Сали излечил инвалида войны, с парализованными ногами, после того как он обещал соблюдать шабат и надевать тфилин. Про Баба Сали рассказывают ещё, что живя во Франции он начал молится утреннюю молитву сидя в машине на центральной дороге Парижа, в утренние часы-пик, когда он дошёл до молитвы Шмоне Эсре, произносимой стоя он вышел из машины посередине загруженной дороги и все машины вдруг остановились. Так продолжалось до того момента как он закончил свою молитву. После смерти второй жены женился в третий раз на 15-летней девушке. По рассказам очевидцев, до этого раввин приходил к ней во сне и требовал её руку.

В 1984 раввин скончался. От первого брака у него родился сын Меир (Баба Меир), сыновья которого р. Элъазар и р. Давид продолжают традиции своего деда. От второго брака родился сын Барух (Баба Барух), создавший учебную сеть имени своего отца в Нетивоте и пользующийся там большой популярностью.

 

Беркович, Элиэзер

 

Элиэзер Беркович (англ. Eliezer Berkovits, 1908, Гроссвардайн — 1992, Иерусалим) — религиозный философ, раввин, теолог, писатель.

Беркович родился в Трансильвании, его отец Бер (Дов) Беркович был раввином и судьёй (Даян), преподавал в местной ешиве, в частности, был учителем Иехуды Амиталя, будущего главы ешивы в Алон-Швуте. мать Берковича была также из семьи потомственных раввинов. Дед по матери поддерживал сионистское движение «Поалей мизрахи», приобретал земли близ Хайфы, куда и уехал. Элиезер сопровождал его через всю Румынию в порт Констанца.

 

Беркович учился в 1922—1928 годах в в возрасте 14—20 лет в ешивах Клойзенбурга и Мира, в частности, у раввина Акивы Глазнера, отец которого Шмуэль Глазнер, автор книги «Четвёртое поколение» (ивр.

 

В Берлинской раввинской семинарии, 1933 год. Четвёртый слева. Пятый справа — глава иешивы, ректор рав Иехиэль Яаков Вайнберг

Затем Беркович перебрался на запад, пробыл некоторое время во Франкфурте-на-Майне, в 1928 году прибыл в Берлинскую раввинскую семинарию и учился там у выдающегося раввина Яакова Иехиэля Вайнберга, автора книги Сридей Эш. Как это было принято в семинарии, он одновременно учился и в берлинском университете вместе с Й. Д. Соловейчиком и А.И.Хешелем (англ.)русск.. В возрасте 25 лет Беркович получил вторую смиху от Вайнберга в 1928 году и одновременно получил звание доктора философии, защитив диссертацию на тему «Юм и деизм». Уже в берлинский период Беркович поддерживал религиозно-сионистскую организацию «Союз религиозных первопроходцев», ставшую впоследствии основой Религиозного киббуцного движения (англ.)русск..

В 1933—1939 годах Беркович занимал должность раввина в синагоге в районе Берлина Шарлоттенбург. С приходом к власти нацистов предсказывал в выступлениях их скорое падение, за что подвергался вызовам в гестапо. После Хрустальной ночи Беркович был предупреждён о готовящемся аресте и срочно отправил жену и двух сыновей к родственникам в Хайфу. Сам он сумел бежать в Лондон с двумя чемоданами, один из которых содержал рукописи Вайнберга, семья присоединилась к нему в Лондоне. При бомбёжках Лондона Беркович брал в бомбоубежище чемодан с рукописями Вайнберга, после очередного отбоя выяснилось, что погибла вся библиотека Берковича, но рукописи Вайнберга сохранились и были изданы позднее под названием «Остатки, спасшиеся от огня»(ивр.  ).

В дальнейшем занимал раввинские посты в Лидсе (1940—1946 годах), обсуждалась кандидатура Берковича на пост главного раввина Англии, в качестве минуса выдвигался сионизм Берковича. В Англии он издал сборник проповедей «англ. Between yesterday and tomorrow» (1945). Книга «нем. Was ist der Talmud» была уничтожена нацистами. В Англии он написал книгу «англ. Towards historic Judaism» (1943), в которой впервые прослеживаются характерные черты философии Берковича.

После войны он смог вывести спасшихся родственников из Европы в Австралию и переехал туда сам и был раввином в Сиднее в (1946—1950 годах). Там опубликовал только одну книгу: «В поисках основ: пять проповедей» (1947), её основой явились проповеди на субботу между Рош Ха-Шана и Судным днём незадолго до провозглашения государства Израиль. Провозглашения Израиля, произошедшее, когда в Австралии была ночь, произвело на Берковича огромное впечатление, он даже послал сыновей будить евреев, чтобы сообщить им об этом событии.

Дом, где жил Беркович в Иерусалиме, ул. Шимони, 4

В 1950 году Беркович перезжает в Бостон, где еврейская среда была сильнее развита, в частности, он мог там послать сына Дова в еврейскую школу. В Бостоне Беркович был раввином синагоги. В этот довольно спокойный период он написал полемическое сочинение против английского историка Тойнби под названием «англ. Judaism: fossil or ferment

В 1958 году возглавил отделение еврейской философии в Еврейском теологическом колледже (англ.)русск. в Скоки (англ.)русск. под Чикаго, задуманном как параллель к Иешиве-университету. Во время пребывания в колледже Беркович написал шесть книг, в то числе, самую важную «Бог, человек и история» (1959, англ. God, man and History), а также «Молитва» (1962, англ. Prayer), «Условный брак развод в галахе» (1966, ивр.

В 1975 году репатриировался в Израиль и поселился в Иерусалиме (ул. Шимони, 4), в решении о переезде, видимо, сыграли роль впечатления от Войны Судного дня. В 1982 году Беркович был приглашён по рекомендации члена Верховного суда Менахема Элона тогдашним премьер-министром Менахемом Бегином в комиссию по расследованию убийства Хаима Арлозорова в 1933 году. Беркович написал особое мнение, в котором критиковалась необъективность первого расследования. В Иерусалиме Беркович был раввином синагоги, много писал и преподавал до самой смерти в 1992 году, последняя книга вышла в 1990 году: «Еврейская женщина в течении времён и в Торе» (англ. Jewish woman in Time and Torah).

Всего Беркович написал 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий, и читал лекции на всех этих языках. Он касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности, значения Катастрофы европейского еврейства, писал трезвым, критическим стилем. Писал также о роли государства Израиль, положении женщин в традиционном еврейском законе, стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, религиозного сионизма и модернизма.

 

 

Бааль Шем Тов

Исраэль Бааль Шем Тов — основатель хасидского движения в иудаизме, рабби.

Ранние годы

Бааль Шем Тов родился у бедных и немолодых родителей в маленьком местечке Окопы, (ныне — село Борщёвского района, Тернопольской области на Украине), и при рождении получил имя Исраэль. Хасидская традиция гласит, что к его отцу Элиэзеру под видом путника пришел пророк Илья и предсказал рождение сына. Перед смертью Элиэзер завещал маленькому Исраэлю «не бояться никого, кроме Бога одного», и любить любого еврея, каким бы он ни был. В пять лет Исраэль осиротел.

В 1710 году окончил хедер и стал помощником меламеда (учителя). Существует легенда, что уже в молодости Исраэль сразился с волком-оборотнем, пугающим еврейских детей, и убил его ударом дубины под пение псалмов. В этот же период он познакомился с учением Каббалы посредством Адама Баал Шема. Непосредственно с Адамом, жившим в Вене Исраэль знаком не был. Однако умирающий Адам получил откровение передать таинственные письмена некому Исраэлю в Окуп, что было сделано посредством его сына в 1712 году. К этому времени Исраэль уже работал сторожем в синагоге. Желая проверить силу сын каббалиста и сторож синагоги вызвали ангела огня, который едва не привел к пожару.

 

В 1716 году женился, но вскоре овдовел и начал странствовать по еврейским местечкам Восточной Галиции. В Язловце (близ Бучача) ему удалось получить должность меламеда в хедере. Одновременно он был шойхетом (резником) в различных местечках и деревнях.

Карпатский затвор

 

 

Сидур (молитвенник) Бааль Шем Това

 

В 1727 году Бааль Шем Тов женился во второй раз, на дочери рабби Эфраима из Бродов и сестре известного даяна рабби Гершона Китовера (из Кут), ставшего позже учеником Бааль Шем Това. Помолвка произошла вследствие того, что рабби Эфраим был восхищен ученостью Бешта. Однако рабби Эфраим вскоре умер. Когда же Бешт пошел свататься вторично, то брат невесты рабби Гершон даже не хотел пускать его на порог, так как принял Бешта за простого украинского крестьянина. Тем не менее недоразумения уладились и свадьба состоялась. От второго брака и Бааль Шем Това родился сын Цви и дочь Адель. Однако отношения с зятем Гершоном не ладились и молодой семье пришлось уехать в далекое местечко в Карпатских горах (Тернопольская область), где Бешт прожил семь лет, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом. Он добывал и торговал известью. В этот период Бааль Шем Тов много времени посвящал уединённой медитации (ѓисбойдедус), и за этот период он постиг многие тайны Торы. В это время Исраэль познакомился с атаманом разбойников Довб

ушем, банде которого помог укрыться в пещере. За это Довбуш подарил Исраэлю трубку, с которой тот не расставался до конца жизни.

Цадик

Бейт мидраш (синагога) Бааль Шем Това в Меджибоже (сейчас восстановлен)

В 1734 году Бааль Шем Тов раскрылся и стал быстро широко известен как цадик и целитель. Ему приписывалась способность изготовлять талисманы и изгонять злых духов. Не страшился Бааль Шем Тов вызывать и Сатана, чтобы узнать тайну имени Бога. Он не выступал с публичными проповедями и не писал сочинения. Свое учение он излагал лишь своим ученикам. В 1740 году он поселился в Меджибоже (Межбуже), где и протекала его основная деятельность. Постепенно Межбуж стал центром хасидизма. Бааль Шем Тов получал жалованье от местной общины как Бааль-шем и смог собрать в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении. Бааль Шем Тов умер в 1760 году (5520 по еврейскому календарю). Перед смертью он сказал, что выходит через одну дверь и входит в другую.

После смерти

После его смерти руководство движением перешло к рабби Дов-Беру из Межерича. Среди выдающихся учеников Бааль Шем Това также были рабби Пинхас из Кореца, рабби Яков Йосеф из Полонного, рабби Йехиэль Михл из Злочева, рабби Исроэль Хориф из Сатанова, рабби Менахем Нохум из Чернобыля, рабби Меир Марголиус из Острога, рабби Мойше из Долины, рабби Арье-Лейб — «мохиах» из Полонного, рабби Хаим из Красно, рабби Нахман из Ѓороденки, рабби Шмуэль Каминкер, рабби Вольф Кицес, рабби Довид Лейкес и многие другие.

 

Потоцкий, Валентин

Валентин Потоцкий (польск. Walentyn Potocki, Авраам бен Авраам, часто называемый просто Гер-Цедек, «праведный прозелит»; ок. 1720 — 24 мая 1749) — знатный и легендарный польский дворянин XVIII века, перешедший из католичества в иудаизм и сожжённый по приговору церковного суда в Вильно 24 мая 1749 года. Гер-Цедек почитался как мученик еврейскими общинами Литвы.

 

Однако в последнее время в исследования польских историков (например Tazbir 2003) эта легенда поставлена под сомнение и утверждается, что в её основе нет исторических фактов.

Биография

Памятный камень на месте бывшего еврейского кладбища в Вильнюсе (Снипишкес; 1487—1950), где, как гласит надпись, были похоронены Виленский гаон и Гер-Цедек

 

Был похоронен на еврейском кладбище в предместье Снипишекес (Шнипишкес) на правом берегу Вилии, напротив Замковой горы и устья Вильни. На могиле Потоцкого, по устным преданиям, росло странное дерево с изогнутым стволом, которое начинало увядать, если евреям грозила беда. Перед Второй мировой войной дерево совсем засохло или было срублено. Кладбище было закрыто в 1930 году и ликвидировано в 1949—1950 годах. Останки Потоцкого были перенесены в склеп Виленского гаона на новом еврейском кладбище в Шяшкине.

 

История о Гер-Цедеке — «Маасэ Гер-Цедек» — сохранилась в нескольких рукописных списках. Еврейский оригинал был издан в 1862 году в Йоханнесбурге. Юзеф Игнацы Крашевский в своей «Истории Вильны» (польск. Wilno od początków jego do roku 1750, том 3, 1841) даёт дословный перевод рукописи с некоторыми вариантами и пропусками; по тексту Крашевского был сделан русский перевод, опубликованный в третьем томе «Еврейской библиотеки» (1873). Историк Шмуэль Иосеф Фин упоминает о Гер-Цедеке лишь вскользь.

 

Таким образом, источники, содержащие историю графа Потоцкого, прослеживаются только до XIX века, в силу чего современные историки выражают сомнения в подлинности рассказа, полагая, что Крашевский мог его выдумать сам: слишком странно, что в источниках XVIII века столь исключительные события не нашли отражения, а в генеалогии рода Потоцких не находится места для их героя.

 

В истории, рассказанной Крашевским, есть ряд несуразностей. Так, литовский магнат Людвик Скумин-Тышкевич был польным гетманом литовским в последних годах XVIII века и, следовательно, не мог быть тестем дробного жмудского шляхтича Зарембы, якобы приятеля «Гер-Цедека», вслед за последним принявшего вместе с женой, Тышкевичувной, иудаизм и эмигрировавшего из Польши в Амстердам. Вызывает сомнение история польского магната, казненного за переход в иудаизм, также потому, что в Речи Посполитой магнаты вообще бывали выше закона и за такой мелкий проступок едва ли могли подвергнуться смертной казни. Приводят пример Марцина-Миколая Радзивилла, интерес к Каббале и иудейские симпатии которого были хорошо известны, подозревавшегося и в других преступлениях — похищении девиц, чародействе, убийстве незаконных детей и т. п., и который отделался домашним арестом, приведенным в исполнение самой семьей Радзивиллов.

 

Сторонники версии о подлинности истории графа Потоцкого полагают, что обращение в еврейскую веру знатного польского юноши могло быть слишком большим потрясением для современников, постаравшихся скрыть и забыть всё случившееся.

 

Алкалай, Иехуда

Иехуда бен Шломо Хай Алкалай (1798, Сараево — 1878, Иерусалим) — сефардский раввин, каббалист, один из провозвестников сионизма. Предсказывал создание государства Израиль и скорый приход Мессии.

Биография

  • Родился в городе Сараево (Босния)
  • Детство провёл в Иерусалиме, там же познакомился с каббалистикой
  • В 1825 году стал раввином города Семлина (Земун)
  • В 1834 году издал буклет «Слушай, Израиль» — где высказывал идею возникновения Израиля в Святой земле и приближению прихода Машиаха
  • После 1850 года на несколько месяцев переезжает в Англию
  • В 1874 году окончательно переехал в Землю Израиля

Труды

  • «Приятные пути», 1839 г.
  • «Шалом Иерусалим», 1840 г.
  • «Приношение Йегуды», 1843 г.
  • «Дар Иудеи», 1845 г.

 

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (Корбанот)

Принесение жертв Господу издревле было принято в Израиле. Агада* утверждает, что первым жертвователем был Адам, первый человек. Увидев, что солнце за...

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ (Тхият hа-метим)

Последняя из тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом*, гласит: Я верую полной верой, что будет воскресение мертвых, когда изъявит желание Тв...

ВОЙНА ЗАПОВЕДАННАЯ И ВОЙНА ДОЗВОЛЕННАЯ (Милхемет м

Рамбам* пишет: Царь прежде всего ведет заповеданную войну. Какая же война заповедана? — Война против семи народов [заселявших землю Кн...