Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин

News image

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся за...

Еврейская духовная элита в Испании

News image

Главным раввином Сарагосы стал ученик Рана. Звали его Риваш. Еще со...

Раби Зерах Браверман

News image

Раби Зерах Браверман (умер в 5698 /1938/ г.) — выдающийся пе...



Понятия в иудаизме

Креационизм в иудаизме

Иудейство является национальным религиозным этическим мировоззрением еврейского народа. Происхождение иудаизма берет свое начало еще с древних времен, и заключает в себе три основные монотеистические религии человечества. В основном понятия «еврей» и «иудей» обозначаются лишь одним термином, но при этом во время разговора они не разграничиваются. На русском языке есть такие термины как: иудей и еврей. Они разделяют национальную принадлежность евреев, также как и религиозную составляющую иудаизма. В иных языках не существует подобного разделения.

По этапам развития иудаизма было принято различать три важных исторических периода: раввинистический, талмудический и храмовый. Современный ортодоксальный иудаизм был сформирован на основе движения фарисеев, которое взяло начало еще в эпоху расцвета Маккавеев.

В нынешнем иудаизме не существует общепризнанного и единого института или лица, которое имеет авторитет источника права, алпсти или учительства. Источником права современного Ортодоксального иудаизма является Талмуд и Танах. В основном такие источники регулируют только те сферы жизни евреев, которые замешаны в правовых системах. Они регулируют гражданские, уголовные, корпоративные, семейные и обычные права.

ТаНаХ – это один из терминов иудаизма. Расшифровывается он как Невиимм, Торам, Ктувимм. То есть Пророки, Учение и Писания. Тору еще называют как Пятикнижие Моисеево, поскольку состоит из пяти книг. По преданию, Тору Моисею дал Всевышний, когда они встретились на горе Синай.

Порой ТаНаХ называют еще Еврейской Библией. В нем описывается сотворение человека и мира, Божественные заповеди и завет, история всего еврейского народа с самого возникновения иудаизма до периода строительства Второго Храма. Помимо прочего ТаНаХ помог выстроить религиозно-философские представления иудаизма, христианства, ислама, которые так же послужили в качестве основы.

Многие представители ортодоксального иудаизма полностью отрицают теорию эволюции. При этом они настаивают на буквальном прочтении Торы. Но вот представители современного ортодоксального течения иудаизма, ну а точнее религиозные сионисты и модернисты, интерпретируют некоторые из частей Торы аллегорически и частично готовы принять теорию эволюции в любом виде. Ну а представители реформированного и консервативного иудаизма принимают лишь главные постулаты теории эволюции.

 

 

 

 

 

Грех в иудаизме

Грех является фундаментальной категорией, как религии, так и религиозной этики. Грех это действие или поступок, который нарушает завет Бога, религиозные традиции и предписания. В редких случаях грех является нарушением общепринятых морально-этических норм, правил, которые были установлены в обществе. Порой грехом еще считают не только акт, из-за которого были нарушены заветы, но и нежелание следовать Божьим заповедям и различные неправедные мысли.

Грех – это следствие акта воли индивида, он подразумевает вину и тем самым влечет за собой воздаяние. Грех является нарушением религиозного закона, так же как и преступление, которое является нарушением гражданского закона.

Согласно тому, как толкуется сама суть религиозного бытия, в религиях отличается понятие греха. В нашем сознании грех – это преступное действие, которое нарушает закон и в итоге подлежит уголовному наказанию. В обычных действиях он не вызывает поощрения или порицания.

Грех в иудаизме является нарушением или неисполнением иудейским заповедям. Понимание греха, то есть несоблюдение одного из составляющего вероучения, выражается следующими словами: авон, хетт, ашем, пеша, авера. Каждое понятие подразумевает соотнесенность с нарушением четких категорий традиций и принципов. Таким образом, авера означает заход за черту или преступление, в хетт - это спотыкание или отклонение. В Танахе хетт было упомянуто 448 раз, ну а в Торе 231.

В мидраше «Ялкут Шимони» рассказывается, что грех имеет четыре разные стороны. То есть он появляется с точки зрения пророчества, мудрости, Бога и Торы.

- с точки зрения мудрости, грех предстает как вредоносный поступок, который человек совершает по отношению к иным людям или к самому себе.

- пророчество указывает, что грех является смертью. То есть жизнь – связь с источником, Творцом. Факт греха означает, что человек отказывается от данной связи, исходя из чего, он приравнивается к смерти.

- По священной книге иудеев Торе грех является большой глупостью, неправедным и необдуманным поступком, который полностью нарушает планы Бога, относительно развития и существования мира. Когда человек совершает греховное деяние, то у него в душе наступает некое затмение, и тогда он начинает следовать вразрез со своими истинными желаниями.

- но Бог видит в грехе помимо отказа от Него еще и новую возможность. То есть всевышний подарил людям Тору, силы для борьбы с грехом и самосовершенствование.

 

Что такое Иудаизм?

Иудаизм и иудейство - это одно и то же (с древнегреческого языка переводится, как еврейская религия). Иудаизм –национальная религия Израиля, то есть израильского народа. Эта религия связанна менталитетом евреев, а так же с их этико-правовыми обычаями. Иудаизм, наверное, самая монотеистическая религия человечества. В большинстве языков мира понятие еврей и иудей обозначают одним словом и не разграничиваются строго, это и есть соответствие понятию еврейства в иудаизме.

Религиоведы считают, что иудаизм развивался в три периода.

Первый период называется храмовый период, существовал в период Иерусалимского храма. Тогда и был основан иудаизм.

Второй период называется талмудический период, существовал с первого по шестой век до нашей эры.

Третий период называется раввинический иудаизм, существует с шестого века по настоящее время.

Современный ортодоксальный иудаизм появился на основе секты фарисеев, которая возникла в Палестине в период царствования династии Маккавеев.

Внешними символами иудаизма считаются семисвечник, который стоял в Соломоновском храме согласно Святому писанию, а с девятнадцатого века шестиконечная звезда более известная, как Звезда Давида, тоже считается символом иудаизма.

В иудаизме есть 13 принципов иудаизма. Это основные законы иудаизма, которые сформулировал законоучитель Рамбам. В конце концов, эти иудейские постулаты вошли во все молитвенники.

Число тринадцать не случайно, по традиции евреев это число означает свойства Всевышнего.

Согласно вере иудеев, Господь дал Израильскому народу через Моисея шестьсот тринадцать заповедей. Самыми главными заповедями являются десять заповедей, эти заповеди по легенде написаны перстом Господним на скрижалях из камня.

Иудаизм объявил себя как первой монотеистической религией, который углублен учением о том, как Бог человека сотворил по своему подобию и образу, из-за этого Всевышний и любит человека, отсюда и взято стремление Всевышнего помочь человечеству.

Еврейская религия считается одним из источников ислама и христианства. А в целом, религия евреев относится к исламу и христианству как к производному, можно сказать, как к дочерним религиям, которые должны нести всем народам мира базовые элементы.

А мусульмане и христиане в свою очередь считают, что их веры являются более высоким уровнем развития взаимоотношений между Богом и человеком.

 

Рав Шломо Маджески. Хасидский путь к счастью

То качество радости, которое мы хотим достичь, находится рядом с нами. Если человеку трудно достичь такого качества, то значит он на ложном пути. Поскольку истинная радость – это выражение постижения и глубокой истины – качества, которые вложены в нас с самого рождения. Это краткая характеристика иудаизма.

1. Источник радости – понимание.

Как говорил Тов Баал Шем, что бывают моменты, когда дурное начало побуждает человека к согрешению, однако дурному началу не важно, будет совершать этот грех человек практически, или нет. Важно то, чтобы после совершения греха человеком овладела депрессия, и он впал в отчаяние. Отчаяние, которое приходит вследствие греха, приносит больший духовный урон, нежели сам грех.

2. Всегда быть в радости.

Все события, которые происходят с нами, являются благами, которые приходят от Бога.

3. Видеть сокрытое благо

По сей день, заложены основы для мировоззрения. Все что происходит в мире – приводит к добру. "Просто так" ничего не происходит, например какая-нибудь "авария" в природе. Если Всевышний не захочет, чтобы что-то произошло, то этого не произойдет.

4. Расширять наш кругозор.

Расширять кругозор – значит задавать очень много вопросов. Однако есть такие вопросы, на которых нельзя найти ответы. Например, если человек попал в тяжелую аварию, или человек неизлечимо болен? Как мы в такой ситуации можем говорить, что это все приведет к чему-то хорошему?

5. Нужно искать глубину.

Человек должен всегда быть радостным, все происходящее с ним – это благо. Почему Всевышний иногда посылает благо в скрытом виде, какова же цель, которая скрывается за этим?

6. Преодоление трудностей.

Хасидизм в иудаизме дает глубокое объяснение цели всех трудностей и испытаний, которые стоят перед человеком. Это объяснение позволит различать божественность, которая скрывается в этих испытаниях, и приведет к осознанию, что есть благо в своей глубине. Хасидизм объясняет, что слово "испытывать" значит "возвышать".

7.Контроль мыслей.

Человек чувствует себя сломленным и разбитым, когда в его жизни происходит какое-нибудь трагическое событие, несмотря на то, что он помнет, что все происходящее – от Всевышнего.

8. Расти и не смотреть на боль.

Человек может впадать в грусть. Ему приходится самому бороться с проблемами, и находить правильные решения. На все это нужно много усилий.

Для того чтобы соблюдать все эти, вроде на первый взгляд простые истины и есть общая характеристика иудаизма.

 

 

Религиозно-социальные институты иудаизма

Ритуальная жизнь иудейства протекает в нескольких обширных сферах, хоть определить между ними границы достаточно сложно. В большей степени религиозная активность охватывает все сферы. Разделение данных понятий как синагога и дом вовсе не означает, что личная иудейская молитва может осуществляться дома или может быть только общественной, то есть в иудейской синагоге. В каждом из этих мест учение и застолье принципиально отличаются. Разделение этих двух сфер вовсе не значит, что праведные поступки и легалистические аспекты жизни относятся к одной из двух областей. Но каждая из этих сфер занимает особое место в менталитете и социальном поведени. По этой причине каждая из них нуждается в отдельном осмыслении.

- Дом и семья

Семья в иудаизме и дом – это, так сказать, ядро иудаизма. Еврей на дверях дома прикрепляет коробочку, в которой содержаться цитаты из Библии. Данная коробочка носит название как Мезуза. Она является знаком того, что данный дом иудейский. Каждый еврей, который проходит мимо этой мезузы, должен прикоснуться к ней, затем поцеловать. Этим он выразит, что пришел из «неиудейского» мира и вступает в иудейский мир.

Внутри дома самой важной ценностью является Шалом-Байт, то есть «мир дома». Он определяется строгими правилами, то есть взаимоотношением и уважением к семье. Также следует учитывать все иудейские ритуалы, которые касаются иерархий в семье, в особенности, это проявляется за столом. Детям нельзя сидеть за столом на месте их родителей, и они не могут отведать еды, пока родители не закончат произносить благословение над пищей.

Стол, который накрывает иудейская семья, определяет семейную жизнь, как в будни, так и в праздники. Члены иудейской семьи употреблять кошерную пищу, поскольку существуют правила в еде. Согласно библейскому Закону запрещено ставить на стол верующих в иудаизм свинину и смешивать мясные продукты с молочными.

Содружество застолья является одновременно ритуальным содружеством, и по этой причине настоящий иудей не будет кушать пищу из нееврейской кухни и не допустит, чтобы на его столе была некошерная пища.

- Синагога

Синагога в традиционном иудаизме играет роль дома молитвы, места, где члены общины могут пообщаться между собой и изучить главную святыню иудаизма - Тору. Благодаря столь тесной связи между молитвой и изучением синагоги такое место называется школой, и туда евреи отправляются для встречи с членами общины, для молитвы и изучения Торы.

По этому, синагога считается институтом иудаизма, традиционной иудейской общности, которая выполняет функцию общего символического дома.

 

 

 

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

МИЛОСЕРДИЕ (Рахамим)

Тора* призывает нас к милосердию и снисходительности, поэтому обязывает нас оставлять на поле упавшие колосья - лекет , забытый сн...

САНДАК

Человек, который держит на своих коленях младенца во время обрезания. Это считается важной мицвой*, и приглашают выполнить ее самых уважаемых из...

КЛЯТВА (Швуа)

К. занимает важное место в законодательстве эпохи Талмуда*. Сказано в Торе*: Если отдаст кто ближнему своему осла или вола, ил...