«Видеть» Б-га
Любавичский Ребе любил рассказывать историю о пятилетнем мальчике и 99-летнем старике. Ребенком был рабби Шолом Добер Шнеерсон (род. 20 хешвана 5621 года (1860)). С 1882 до своего ухода из этого мира в 1920 году он был пятым Любавичским Ребе. А 99-летний старик жил на 36 веков раньше, и звали его Авраам, и он был первым евреем.
По случаю своего четвертого или пятого дня рождения рабби Шолом Довбер приехал в гости к своему деду рабби Менахему Мендлу из Любавичей. Войдя в комнату к деду, ребенок расплакался. В хедере учитель рассказывал детям о том, что недельная глава «Ваера» (Шмот 18:1-22:24) начинается словами: «И открылся Б-г Аврааму…» Почему, рыдал ребенок, Б-г не открывается мне?
Рабби Менахем Мендл ответил: «Когда праведный еврей в возрасте 99 лет решается на обрезание — то есть понимает, что должен совершенствоваться, он достоин того, чтобы Б-г открылся ему».
Любавичский Ребе рассказывал эту историю не раз. Она была источником многочисленных толкований и уроков, которые Ребе мог из нее извлечь. Он всегда рассказывал ее на фарбренгенах (собраниях хасидов), проводимых ежегодно в день памяти рабби Шолома Довбера. Эта дата очень часто выпадает на Шаббат, когда в синагогах читают недельную главу Ваера. Глава начинается с перечисления нескольких ситуаций, когда Всевышний открывался Аврааму после того, как тот сделал обрезание в 99-летнем возрасте.
Я догадываюсь, почему Ребе так любил этот рассказ. Вопрос ребенка и объяснение деда олицетворяют две противоположности, контраст и синтез которых ясно демонстрируют взгляд Ребе на жизнь.
Представьте себе: пятилетний малыш рыдает потому, что ему не открывается Всевышний! «Видеть» Б-га — то есть приобрести совершенное, законченное видение Истины — цель всех духовных поисков. У многих на достижение этой цели уходит вся жизнь. И вот перед нами стоит малыш — необычный ребенок с большим духовным потенциалом, но и он находится в самом начале своего пути — и он до слез расстроен тем, что еще не достиг этой цели!
С другой стороны, у нас есть пример 99-летнего старца, который в течение всей своей жизни прошел немало испытаний, долго совершенствовал свою душу и, тем не менее, считает себя недостаточно совершенным. И продолжает меняться, расти духовно и улучшать себя.
Ребе рассматривал эти два прототипа не как жизненные примеры, конфликтующие между собой, но как взаимосвязанные и необходимые дополнения друг друга. Стремиться к совершенству и никогда не останавливаться на достигнутом. Иметь большие устремления и оставаться скромным, непритязательным человеком. Говорить себе: я хочу и могу добиться всего — и, несмотря на объем сделанного — понимать, что впереди еще много работы. Работы над совершенствованием себя и окружающего нас мира.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Стол хлебов предложенияСтол хлебов предложения (ивр. שולחן לחם הפנים, шульхан лехем а-паним) — стол, на котором помещались 12... |
Обряды иудаизмаОбряды иудаизма занимают особое место во всем религиозном контексте. Именно обрядам и ритуальным действиям иудеи ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |