Рав Деслер о тшуве

News image

1. На сегодняшний день, когда нет Храма и когда также нет ...

Рабби Лейб Раскин

News image

В воскресенье 2 мая 2004 года вернулась к Создателю душа ра...

Рабби Шимон бен Халафта

News image

Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени ме...



Первосвященник

первосвященник

Первосвяще нник (ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל‎, ха-коэн ха-гадол; иногда сокращенно ивр. הַכֹּהֵן‎, ха-коэн) — в иудаизме — священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет машиах («помазанник», Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев.4:3,5,16 и др.).

В Ветхом Завете

В Библии в качестве первосвященника впервые упоминается царь Салимский Мелхиседек (Быт.14:18). Позже, при Исходе из Египта, Бог избрал Аарона, брата Моисея, и лишь его потомки по мужской линии имели законное право занимать этот пост (как и быть священниками вообще). Первосвященник времён царей Давида и Соломона Садок (Цадок) был родоначальником династии первосвященников (Цадокиды), занимавших этот пост (возможно, с перерывами) вплоть до прихода к власти Хасмонеев. Позже династия трансформировалась в секту саддукеев. Институт ветхозаветного первосвященничества перестал существовать со времён разрушения Иерусалимского храма.

I. Должность первосвященника давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым первосвященником израильского народа был Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Финеес (Чис.20:26; Втор.10:6; Суд.20:28). До Илии или начиная с него этот пост по неустановленной причине перешёл к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар.1:9; 1Пар.24:1-6). Во времена Давида его совместно занимали Авиафар и Садок. Однако после того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф (Анатот), эта должность, начиная с Садока, стала исключительно привилегией потомков Елеазара (3Цар.2:26 и след.,35).

II. Первосвященник назван в Библии «священником» (Исх.29:30), «помазанным священником» (Лев.4:3, 5:16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящён, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев.21:10). Описание священных одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх.28:2-39. Одежды состояли из наперсника, ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Её подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой священник носил хитон с рукавами, который также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Её надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (ст. 32). В Исх.39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. Гранаты на подоле должны были напоминать первосвященнику о заповедях (см. Чис.15:38-41), которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх.28:35 (ср. ст. 43), — о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями. Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как её носителю, так и Господу на славу, величие и святость первосвященника. На кидаре первосвященник носил укреплённую на голубом шнуре пластинку из чистого золота, на которой было выгравировано «Святыня Господня». Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех последующих первосвященников (Исх.28:36-38). Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего первосвященник был отмечен ею как освящённая собственность Господа. Кидар первосвященника, вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. В великий день искупления первосвященник должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев.16:4).

III. Должность первосвященника была весьма почетной и передавалась по наследству. К первосвященнику предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев.21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев.10:6). В это время первосвященник не должен был покидать святилище (ст. 7). первосвященник не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.

IV. Обязанностью первосвященника было присматривать за всем, что касалось Храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев.4:3-12), так и за грехи всего народа (ст. 13-21); ему полагалось совершать предписанные жертвоприношения в День искупления (гл. 16). Кроме того, в особо ответственных случаях первосвященник должен был испрашивать волю Господа при помощи урим и туммим (Лев.8:8). Первосвященник мог исполнять любые священнические обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников. Во время вавилонского плена (587—538 гг. до Р. Х.) обязанности первосвященника не исполнялись. В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. Первосвященник стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не было. Впоследствии хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и первосвященника в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса первосвященник председательствовал в синедрионе и в политическом плане являлся верховным вождем народа, правда, подконтрольным оккупационным римским властям.

В Новом Завете

Согласно Евр.5:5, Христос считается истинным первосвященником Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных первосвященников, каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя наши грехи и примирил нас с Богом (Евр.9:25-28; ср. Ис.53:11; Ин.1:29; 2Пет.2:24), войдя в небесное святилище (Евр.9:24).

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

(Евр.5:1-10)

Первосвященником христиане называют Иисуса Христа. В некоторых богословских текстах первосвященниками называются все христианские архиереи.

Отсчет от омера

... Когда войдете в страну, которую Я даю вам, и будете жать в ней жатву, приносите омер* из начатков вашей жатвы (первой жатвы ячменя) коэну. И вознесет он омер перед Г-сподом... на следующий день после шабат (то есть нерабочего дня — первого дня Песаха) вознесет его коэн. — ВА-ЙИКРА 23:10, 11

Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни колосьев не ешьте до того самого дня, пока не принесете этой жертвы Б-гу вашему; это устав вечный в роды ваши во всех поселениях ваших. — ВА-ЙИКРА 23:14

И отсчитайте себе со следующего дня после шабат (нерабочего дня) приношения вами омера возношения (то есть со второго дня Песаха) семь недель; полными да будут они. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и приносите новое хлебное приношение Г-споду... это первинки Господу... И провозглашайте в тот самый день: священное собрание да будет у вас. — ВА-ЙИКРА 23:15, 16,21

Приношение омера

В Эрец Исраэль ячмень созревает рано. К Песаху на вершинах холмов он уже готов для жатвы. Но прежде чем воспользоваться плодами первого урожая, нужно принести дар на алтарь Б-га. Так делали евреи все годы, пока стоял Святой Храм в Йерушалаиме. Величина этого приношения составляла один омер*, считалось, что такое количество еды необходимо человеку на один день. Отсюда происходит выражение приношение омера .

*0мер — мера сыпучих тел, примерно 3,9 литра.

Итак, нельзя съесть ни зернышка из нового урожая, пока не принесен омер Б-гу; или, если приношение невозможно (как сейчас, когда нет Храма), нужно дождаться, пока пройдет установленный день. Это временное запрещение, касающееся хадаш (нового урожая). Б-г хочет, чтобы наша радость в связи с новым урожаем была полной. Радость становится более полной, если ее сдерживать. Мы должны помнить, что главное — это Б-г. И, принося первый омер Б-гу, мы сознаем, что нас поддерживает Б-г, нашим существованием мы обязаны именно Ему, и мы вверяем Ему жизнь, которую Он поддерживает. От омера, который приносят 16 Нисана, мы отсчитываем — день за днем, неделя за неделей — сорок девять дней. На пятидесятый день наступает праздник Шавуот. Это и праздник дарования Торы на горе Синай, и время созревания пшеницы и первых летних плодов.

Значение отсчета

Этот отсчет означает, что мы понимаем: освобождение в Песах было только началом. Это был дар. А теперь мы должны оправдать его своей работой, принимая Тору в Шавуот.

Кроме того, омер в Песах был из урожая ячменя, а приношение хлебов в Шавуот — из пшеницы. Ячмень - грубая пища, скорее для животных, а пшеница — это хлеб, основная еда людей. Таким образом, с точки зрения Торы, чисто физическое освобождение оставляет нас на уровйе животных, и лишь отсчет сорока девяти дней, это семикратное очищение, выводит нас на уровень человека, принявшего Тору на Синае через семь недель после Исхода.

Если число семь — это символ полноты, завершенности физического мира, то число восемь, символизирует то, что возвышается над физическим миром, - это мир духовный, из которого исходит Тора. Число же пятьдесят , символ Шавуот, можно назвать сверхвосьмеркой , потому что оно идет после 49 — семи раз по семь. Чтобы удостоиться празднования дарования Торы в Шавуот, мы должны сначала пройти тяжелый подготовительный путь, подняться на сорок девять ступеней. Вот почему Шавуот отделен от Песаха сорока девятью днями. Тора может быть приобретена только путем длительных усилий. А Шми-ни ацерет наступает сразу после семи дней Суккот, здесь нет никакого периода подготовки — потому что сохранение Торы в Исраэле зависит больше от Б-га, чем от наших усилий.

Отпечаток траура

Радость этих дней несет в себе привкус горечи из-за давних событий, о которых мы всегда помним. Во II веке новой эры в Эрец Исраэль в период отсчета от омера многие из учеников раби Акивы умерли от странной эпидемии. Они были в своем поколении теми, кто берег и умножал знание Торы. Наши мудрецы объясняют их смерть следующим образом: то, что Б-г простил бы простым людям, им было поставлено в вину, и за это они понесли наказание. Их вина заключалась в том, что они относились друг к другу как носителям Торы с недостаточным уважением. Это урок всем нам, живущим сегодня.

Почти тысячу лет спустя в еврейских общинах Германии на Рейне в этот же период, символизирующий подготовку к получению Торы, многие лучшие сыны и дочери Исраэля погибли из-за своей верности Торе. Они пали жертвой слепого безумия крестоносцев (1096 г. н. э.).

Потому период отсчета от омера несет на себе отпечаток траура. В это время не устраивают свадеб, не стригут волос. Эта атмосфера траура напоминает нам, носителям Торы, что отношения между нами должны соответствовать этой огромной привилегии. Кроме того, мы должны стараться серьезнее относиться к нашему предназначению, ради которого жертвовали жизнью наши мученики. Все это приобретает значение в наши дни: ведь совсем недавно миллионы наших братьев-евреев были жестоко истреблены цивилизованными европейцами только за то, что они евреи — носители Торы.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЦХАКА (Акедат Ицхак)

О Ж.И. рассказывается в книге Бытия. Бог решил испытать Авраама* и приказал ему принести в жертву Господу сына его, Иц...

ЭПИКУР (Эпикорос)

Имя древнегреческого философа, жившего в IV в. до н. э. Согласно еврейской традиции, он отрицал бессмертие души и высшим проявлением сч...

СУББОТА ПЕСНИ (Шаббат шира)

Суббота, в которую читают раздел Бешалах из книги Исход, содержащую Песнь моря . Эту главу читают в Су...