РОШ hа-ШАНА (НОВЫЙ ГОД)
Дословно: начало года. Два месяца еврейского календаря — Нисан* и Тишри* — оспаривают друг у друга статус первого месяца. Нисан — Рош ходашим , то есть начало месяцев, а Тишри - Рош hа-Шана — начало года. Спор р. Элиэзера с р. Иегошуа о том, когда был сотворен мир, в Тишри или в Нисан, является отголоском того значения, которое придавалось в истории Израиля этим двум месяцам.
Вначале Нисан действительно считался первым месяцем. В Нисан вышли сыны Израилевы из Египта, в этом же месяце возведена была Скиния, в Нисан евреи перешли через Иордан и завоевали первый город в земле Ханаанской - Иерихо. В этом же месяце проведена была первая перепись среди сынов Израилевых, и месяц этот был самым почитаемым из всех месяцев года. Но велик и месяц Тишри, велик своими священными праздниками и историческими событиями, которые произошли в нем. Первый Храм - Храм Соломона* — был освящен в месяце Тишри. Народ, вероятно, привык восходить к Храму в месяце Тишри, когда он свободен от полевых работ, когда размеры урожая уже известны - особенно в праздник Суккот*, праздник уборки урожая - и дороги в Эрец Исраэль исправны, а не в месяце Нисан, когда земледельцы заняты посевами яровых и жатвой овса, а дороги еще размыты дождями..Обычай собираться в Иерусалиме в месяц Тишри глубоко укоренился в жизни народа. По-видимому, царь Соломон использовал этот обычай, и когда собрался народ в Иерусалиме, отпраздновали они освящение Храма с великой торжественностью и пышностью. Когда вернулся Израиль из Вавилона, сказано: И поселились священники и левиты [...] в своих городах, а весь Израиль в своих городах (Эзра 11,70). И наступил седьмой месяц, а сыны Израилевы были в городах - каждый в своем городе; все же с наступлением седьмого месяца (после Нисана — то есть месяца Тишри) они оставили свои дома и поля и собрался народ, как один человек, в Иерусалиме (Эзра III). С этих пор начинается особое значение месяца Тишри.
Это первое собрание привело к постройке жертвенника: С первого дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу... (там же IV). В Р.Ш., в первый день месяца Тишри, началось богослужение, и оно привело к основанию Второго Храма. Восстановленный Храм и возобновление жертвоприношения в нем распространили свою святость на весь Эрец Исраэль, и в силу этого страна стала центром для всех евреев диаспоры.
В первый день седьмого месяца принес Эзра Тору перед обществом (Нехемья VIII, 2). и с этого дня началось распространение Торы в народе. Народ вернулся к Богу своему, по раскаянию из любви . Вначале зарыдал народ, услышав слова Торы , ибо понял, насколько удалился он от Торы и согрешил своими действиями и всем образом жизни. Затем раскаялись полностью в своем прошлом и обязались идти путями Торы. Тем самым освятился седьмой месяц еще более и стал месяцем раскаяния : раскаяния из страха и раскаяния из любви , и Р.Ш. стал первым днем раскаяния.
Принято было мнение р. Элиэзера о том, что в месяце Тишри сотворен был мир , и в первый день месяца Тишри (то есть в Р.Ш.) сотворен был первый человек, Адам. В тот же день он был помещен в Сад Эденский* (рай), и в этот же день согрешил он и изгнан был оттуда (Санг XXXVIII). А в книге Зогар сказано (III, 100) : Сказал р. Аба: В Рош hа-Шана сотворен был первый человек, и предстал он перед судом Владыки мира, и раскаялся, и принял Святой, благословен Он, раскаяние его. И сказал Он ему: Знамением будет потомкам твоим из поколения в поколение: в этот день предстанут они перед судом, и если раскаются, Я приму их раскаяние. И встану Я с престола суда, и сяду на престол милости, и помилую их . И, согласно Агаде*, многое свершилось в Р.Ш.: в месяце Тишри родились праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков, в Р.Ш. благословил Господь Сарру, Рахель и Хану, бывших до этого бесплодными, способностью рожать; в Р.Ш. вышел Иосеф из тюрьмы; в Р.Ш. отменены были тяжкие работы, которыми изнуряли отцов наших в Египте.
Два дня Р.Ш.
Когда начало месяца и дни праздников устанавливались Судом* на основании показаний свидетелей о новолунии, большинство жителей Эрец Исраэль праздновало Р.Ш. два дня, так как жители городов и деревень не знали, какой день провозглашен Иерусалимским судом днем Р.Ш., ибо гонцы не посылались в день праздника. Даже в самом Иерусалиме, где находился суд, зачастую праздновали Р.Ш. два дня, если свидетели не появлялись в тридцатый день месяца, тогда он считался священным и так же день после него. И так как иногда праздновался Р.Ш. два дня, даже когда он определялся показаниями свидетелей, то постановили, что и жители Эрец Исраэль должны всегда праздновать два дня, и даже после введения календаря* (Рамбам*, Гилхот кидуш hа-ходэш). Вместе с тем следует отметить, что в Священном Писании* упоминается только один день Р.Ш., первый день месяца Тишри, и потому два дня праздника считаются как один длинный день
Судный День
У каждого человека есть заслуги и грехи. Праведен тот, чьи заслуги преобладают над его грехами. Грешен тот, чьи грехи превышают заслуги. Так и страна. Если заслуги всех ее жителей преобладают над их грехами, то страна считается праведной; если грехи их преобладают над заслугами — страна полна скверны. Так и в отношении всего мира.
Подобно тому, как взвешивают грехи и заслуги человека в день его смерти, так ежегодно в день Р.Ш. взвешиваются грехи и заслуги каждого из смертных. Тот, кого Суд (Небесный) находит праведником, записывается в книгу живых; а тот, кого Суд Небесный находит виновным, записывается в книгу мертвых (то есть осуждается на смерть). Если заслуги человека равны его грехам, приговор отодвигается до Йом Кипур*. Если раскаялся — записан он на жизнь, если нет — на смерть (Рамбам, Гилхот тшува, гл. III).
И так как Р.Ш. - День Суда, то в этот день не произносят Галел, как принято в другие праздники. И так это толкуется в трактате Р.г.Ш: Сказал р. Абагу: сказали ангелы Святому, Благословен Он: Владыка мира, почему сыны Израилевы не воспевают пред Тобой хвалебный гимн в Р.Ш. и в Йом Кипур? Сказал Он им: Возможно ли это? Владыка мира сидит на престоле Суда, книги живых и книги мертвых раскрыты перед Ним, а сыны Израилевы будут воспевать?
Вместе с тем следует подчеркнуть, что праздник этот в молитвах, в освящении* и в гафтара* называется не Йом hа-дин (День Суда), а Йом hа-зикарон (День Памяти).
Гилхот* Р.Ш. подобны гилхот праздников Песах*, Шавуот* и Суккот*, и то, что дозволено в эти праздники, дозволено и в Р.Ш. И хотя Р.Ш. - День Суда, евреи надевают в этот день праздничную одежду и готовят праздничные кушанья. И этим отличаемся мы от других народов. Принято в мире (нееврейском), что человек, ожидающий суда, надевает траурные одежды и облачается в черное, и отращивает волосы (в знак траура), ибо не знает он, каков будет приговор суда. Иначе в Израиле: надевают праздничные одежды и облачаются в белое, и едят, и пьют, и радуются (ТИ, P. г. Ш., гл. I).
Вечером, после молитвы Маарив*, с наступлением Нового года, евреи поздравляют друг друга так: На добрый год да будешь ты записан и подписан! ( Ле-шана това тикатэйв в-тихатэйм! ).
Во время праздничной трапезы макают в мед кусок хлеба, над которым произносят благословение, а во время трапезы первой ночи принято съедать сладкое яблоко и произносить: Да будет воля Его даровать нам год добрый и сладостный . Кроме этого едят овощи и фрукты, символизирующие обилие и благополучие, и произносят соответствующие благословения.
Молитва Мусаф в Р.Ш. длиннее, чем в другие праздники, ибо включает в себя три благословения, посвященные этому дню.
Когда впервые говорится в Торе о празднике Р.Ш., то трубление в рог является главным и почти исключительным содержанием праздника. И так сказано в Торе: И говорил Господь Моисею так: скажи сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой трудной работы не делайте и приносите жертвы Господу (Лев. XXIII, 23-25). И еще: А в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас, никакой трудной работы не делайте, день трубления да будет он у вас (Чис. XXIX, 1). Из сказанного явствует, что трубление в шофар* — единственная особая заповедь, относящаяся к этому празднику. В трублении особенность и главный смысл праздника, и потому назван Р.Ш. Днем трубления и трубным собранием . В наше время в синагоге момент трубления в шофар является духовной кульминацией праздника.
Принято пользоваться для трубления рогом барана (шофаром). Сказал р. Абагу: Почему трубят в бараний рог? Сказал Святой, благословен Он: трубите предо Мной в рог барана, чтобы вспомнилось вам принесение Ицхака, сына Авраама, в жертву. И приму Я это, будто вы сами приносите себя в жертву предо Мной (Р.г.Ш. XVII).
В шофар трубят после чтения Торы и также по время молитвы Мусаф.
Ямим нораим (Страшные дни)
Р.Ш. и Йом Кипур именуются Страшными днями . Источник этого названия следует искать, вероятно, в Агаде и Мидраше, а также в некоторых молитвах Р.Ш. и Йом Кипур.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Пост Гедалии (12 сентября)6 век до нашей эры был сложным периодом в истории Иудейского царства – маленькая страна на... |
Кошер и трефКак гласит иудейское вероучение, то дозволено есть мясо жвачных животных, зарезанных по правилам шехиты и ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |