Раби Ишмаэль бен Элиша

News image

Раби Ишмаэль бен Элиша(в Мишне назван просто «раби Ишмаэль») — бл...

Рабби Мозес из Дессау – отец Гаскал

News image

«От Моисея до Моисея не было равного Моисею». Вот какую оц...

Поиски пороков

News image

Во время одной из своих поездок Любавичский Ребе Дов-Бер остановился на...



Обеты

обеты

ОБЕ ТЫ (נְדָרִים, недарим; ед. число נֵדֶר, נֶדֶר, недер), данные Богу обещания совершить нечто или воздержаться от чего-либо, в принципе дозволенного. Библейские законы относительно обетов содержатся в Чис. 30:1–16. Огромное значение, которое законоучители Талмуда придавали обетам, отражено в том факте, что им посвящен целый трактат Недарим (11 глав), а также трактат Назир (об обетах назореев). В Библии нет ясных указаний на возможность или технику освобождения от обета. Единственное исключение — возможность отмены обета девушки ее отцом и замужней женщины — мужем, при условии, что эта отмена совершена в день принятия обета (Чис. 30:4–16). Тем не менее законоучители Талмуда разработали технику освобождения от обета (хаттарат [или хеттер] недарим), хотя и признавали, что «правила относительно освобождения от обета висят в воздухе и не имеют под собой [прочного] основания» (Хаг. 1:8).

Первый обет, упоминаемый в Библии, — обет Иакова (Быт. 28:20–22), получивший косвенное согласие Бога (Быт. 31:13). Библия не дает моральной оценки обету Ифтаха, обернувшемуся трагедией (Суд. 11:30–40), но Талмуд осуждает его поступок. Мидраш считает, что первосвященник мог освободить Ифтаха от этого обета, и лишь из-за глупой гордыни обеих сторон это не было сделано (Быт. Р. 60:3). Первые, хотя и осторожные сомнения в целесообразности обетов высказываются в Экклесиасте: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его... Лучше тебе не обещать, нежели не исполнять обещанного» (5:3–4). Законоучители Талмуда высказывали различные мнения о смысле этого стиха (Хул. 2а). Так, рабби Иехуда утверждает: «Лучше обоих тот, кто и дает обет, и выполняет его», а рабби Меир полагает, что «лучше обоих тот, кто вообще не дает обета». В целом, однако, мнение законоучителей Талмуда — в пользу рабби Меира. Так, рабби Дими называет дающего обет грешником (Нед. 77б); высказывается даже мнение, что в наказание дети дающего обет умрут молодыми (Шаб. 32б). Шулхан арух (ИД. 203:7) разрешает давать только обеты, имеющие целью избавление от дурных привычек. Именно эта точка зрения легла в основу разработки процедуры освобождения от обета в послебиблейское время, аннулирующей их с самого начала. Процедура включает нахождение «возможности сожаления» (то есть выяснение обстоятельств, которые, если бы были известны дающему обет, предотвратили этот его поступок), а также установление возникших позднее трудностей в исполнении обета. Аннулирование обета должно совершаться бет-дином в составе трех судей (иногда — одним авторитетом); формула отмены: «Ты освобождаешься, ты освобождаешься» (Санх. 68а).

Своего рода ежегодное коллективное освобождение от обетов (касающееся только давших их) производится в канун Иом-Киппура, а личное отречение от них — за десять дней до этого, в канун Рош ха-Шана. Законоучители подчеркивают, что смысл обета — в общепринятых, а не в буквальных или библейских значениях слов. Например, в обете воздержания от той или иной пищи «вино» означает только виноградное вино, «мясо» не включает мясной отвар и т. д.

Обет практически исчез из еврейской жизни. Один из следов этого обычая — формула, сопровождающая пожертвования при вызове к чтению Торы — ба‘авур ше-надар (`поскольку он дал обет`). Святость данного слова, даже не в форме обета, ценилась столь высоко, что библейское поучение «что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй...» (Втор. 23:23–24) рассматривалось как самостоятельная заповедь, вне зависимости от следующих слов «...как обещал ты Господу, Богу твоему». Более того, этот стих был интерпретирован следующим образом: «То, что произнесли твои уста, равносильно обету» (Нед. 7а). Вследствие этого развился обычай добавлять ко всякому объявленному намерению ограничительную фразу бли недер (`не давая обета`).

Талмуд проводит различие между обетом и «добровольным предложением» (недава); так, фраза «Я обязуюсь принести жертву всесожжения» — это обет, но фраза «Вот [мое] всесожжение» — это лишь недава, где нет четкого обещания, и к тому же речь идет об определенном жертвенном животном; поэтому, если оно умрет или пропадет, владелец не обязан заменять его другим (Кин. 1:1). Позднейшие толкователи разработали на основе этого высказывания подробную систему отличия обета (недер) от недава. См. также Клятва, Назорей.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ДОЖДЬ (Гешем)

Мишна* перечисляет четыре периода времени, когда мир судим Высшим судом. В праздник Суккот* присуждается общее количество дождей, которые выпадут в эт...

СУББОТА (Шаббат)

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой - суббота Гос...

ОСКВЕРНЕНИЕ СУББОТЫ (Хилул Шаббат)

Суббота символизирует, что у мира есть Творец и Руководитель. Еврей, соблюдающий Субботу, свидетельствует о своей вере в это. И напротив: на...