Новый год хасидизма

News image

Двести одиннадцать лет назад, 19 кислева 5559 года от сотворения ми...

Шимон бен Азай

News image

Шимон бен Азай(в Мишне назван просто Бен Азай) — ученик р....

Ездра

News image

Ездра (ивр. עֶזְרָא‎, Эзра — около VI века до н. э....



История дома израилева

история дома израилева

...Спроси отца твоего, и он возвестит
тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.
Второзаконие, 32:7

Библейский период

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода, называемого библейским и включающего несколько эпох.

Эпоха патриархов

Предки семитских народов вели кочевой образ жизни. Не имея собственной земли, они странствовали вместе с семьями, имуществом и стадами по территориям Древнего Востока и время от времени становились лагерем вблизи городов. Иногда кочевники оседали надолго и тогда, заручившись покровительством местных царьков, приобретали в городских предместьях участки земли. Вероятно, такую полуоседлую жизнь вел и Фарра, отец Авраама — легендарного еврейского патриарха.

Во второй половине И тысячелетия до н.э. семитские племена были вытеснены из Верхней Месопотамии и включились в борьбу за Ханаан (Палестину).

В Библии Палестина названа страной, «текущей молоком и медом». Здесь были плодородные долины и горы со снежными вершинами, изобилие воды и щедрая растительность. В восьмой главе Второзакония перечисляются некоторые из произраставших в Святой земле злаков и фруктов: пшеница, ячмень, виноград, смоковница, гранат, маслина. Но Палестина была не только «райским уголком» — через нее проходили важнейшие торговые пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление обладать Ханааном с тем, чтобы получить возможность контролировать торговлю огромного региона, в течение нескольких веков сталкивало на полях сражений державы Древнего Востока и воинственных кочевников.

Как сообщает библейское предание, Фарра покинул месопотамский Ур, «чтобы идти в землю Ханаанскую», однако, не дойдя до нее, остановился в Харра-не и вскоре умер. Авраам, ведомый своим Богом-покровителем Яхве, продолжил путь отца и достиг Палестины, где установил несколько жертвенников Господу. Затем разразилась засуха, и урский скиталец на некоторое время «спустился» в Египет, откуда вернулся весьма состоятельным человеком, владельцем стад и сокровищ. Бог не оставляет своего избранника; убедившись в преданности Авраама, он заключает с ним священный союз — Завет (брит). Яхве обещает сделать Авраама «отцом множества народов» и дать его потомкам Ханаан «во владение вечное»; в обмен же требует: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами».

Так в Ханаанской земле был установлен культ Яхве — племенного Бога пришельцев, а деятельный сын Фарры, отринувший «богов иных», стал родоначальником евреев (через Исаака — сына от Сарры), арабов (через сыновей от Агари и Кетуры) и идумеев (через своего внука Исава). С ним связывают также происхождение моавитян и аммонитян. В позднеиуда-истической литературе образ «первого монотеиста» дополняется чертами культурного героя — первоучителя астрономии и математики, изобретателя алфавита и т. д.

На протяжении всей своей долгой жизни (175 лет) Авраам не сближается и не роднится ни с одним из местных языческих племен. Когда приходит пора женить сына Исаака, он шлет свата в Харран, чтобы найти невесту из среды родичей.

По-другому ведет себя Измаил, сын Авраама от рабыни Агарь. Он женится на египтянке и навсегда отделяет своих потомков от Святого народа.

Исав, старший сын Исаака, также отступил от Завета. В юности он променял дар первородства на чечевичную похлебку, а впоследствии привел в дом язычниц, которые «были в тягость» его родителям — Исааку и Ревекке.

Дело Авраама продолжил другой его внук, Иаков, младший сын Исаака и любимец Ревекки. Он взял в жены своих двоюродных сестер — Лию и Рахиль, а также их служанок — Баллу и Зелфу, и произвел от них 12 сыновей — родоначальников 12 колен (племенных объединений) Израилевых.

Иосиф, сын Иакова от красавицы Рахили, пользовался особым расположением отца. Братья, побуждаемые чувством зависти, за 20 серебреников продали Иосифа в рабство измаильтянам, и те отвели юношу в Египет.

В Египте

Преданный братьями и разлученный с любящим отцом, Иосиф мог полагаться лишь на собственные силы. И он сумел не только выжить в чужой стране, но и сделать такую головокружительную карьеру, которой позавидовал бы и родовитый египтянин. Благодаря природному уму, административному таланту и особому дару предвидения Иосиф стал правой рукой фараона и первым чиновником Египта. Возвышение еврея было делом невиданным для этой страны, но этот еврей стоил возвышения. Он осуществил масштабные преобразования в сфере управления Египтом, обогатил казну, провел аграрную реформу и обеспечил продовольственную безопасность государства на долгие годы.

Став верным слугой языческого правителя и женившись, по его воле, на дочери языческого жреца, правнук Авраама лишился главного своего достояния — причастности к Завету. Но отступник никогда не забывал ни своего Бога, ни своего народа. Помня о предательстве братьев, он не таил на них зла. Ведь они были только орудием в руках Яхве. Когда братья пришли в Египет просить хлеба («ибо в земле Ханаанской был голод»), Иосиф разъяснил им замысел Всевышнего: «...Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни». Благодаря Иосифу весь Дом Израилев был спасен и нашел пристанище в египетской земле Гошем, в дельте Нила.

Так говорит Танах.

Историки воспринимают версию о 400-летнем пребывании евреев в Египте скептически: в настоящее время нет убедительных данных в ее пользу. Однако вряд ли это имеет существенное значение для понимания того, о чем говорится в Книге Бытия. Священная история любого народа всегда опирается на миф, то есть на реальность более высокого порядка, чем исторический факт.

В пустыне

Период благоденствия евреев в Египте был недолгим. Потомки Иакова, хранившие верность Яхве, оставались чужаками в глазах египтян. Власть не доверяла инородцам, видя в них угрозу безопасности страны: «Вот, народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас... когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями». Евреи были обращены в рабство и на протяжении нескольких столетий подвергались унижениям со стороны египтян.

Так было, пока Яхве не услышал стенания Своего народа и не вспомнил «завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом». Чтобы вернуть Израилю Ханаан, Он призвал Моисея и сделал его вождем еврейского народа и проводником Своей воли. В иудаизме Моисей почитается как величайший из пророков, которого называют Рабейну («учитель наш»).

Впереди были 40 лет скитаний по пустыне, во время которых все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди могли ступить на Святую землю.

Спустя 7 недель после исхода из Египта странники подошли к горе Синай. Там произошло центральное событие в священной истории евреев: Яхве призвал Моисея и через него даровал Израилю Десять Заповедей и Тору. Синайское Откровение считается моментом возникновения иудаизма как национальной религии. В пустыне народ Яхве построил первую скинию, или мишкан, — переносной молельный шатер, ставший прообразом будущего Храма и синагог. Самым священным предметом в скинии был Ковчег Завета, место земного пребывания Яхве — ларец, в котором хранились две каменные скрижали (плиты) с высеченными на них Заповедями.

Моисею не было суждено войти в Ханаан. Он умер, когда Земля обетованная уже виднелась вдали. Завоевание Святой земли возглавил преемник Моисея, пророк Иегошуа (Иисус Навин).

Эпоха Судей

Несколько столетий ушло на освоение новой территории, право на которую приходилось отстаивать в сражениях против воинственных соседей (хеттов и египтян), а также против коренного ханаанского населения. Израильтян окружали народы, близкие по происхождению (моавитяне, аммонитяне, арамеи), и древние аморейские государства Гешур и Мааха. Каждое из 12 колен Израилевых получило в Ханаанской земле свои надел, и эти территориально-племенные рамки были закреплены на много веков.

Еврейские поселения возникали во всех областях страны, включая горную местность. К моменту восшествия на престол первого еврейского царя Саула народу Яхве принадлежала почти вся часть Ханаана, расположенная к западу от Иордана.

Этот период именуют «эпохой Судей». Судьей (верховным правителем) становился военачальник одного из племенных объединений («колен») или больших родов, доказавший свое право на власть ратными подвигами и способностью мобилизовать население для отпора внешнему врагу. Полководцев и простых израильтян вдохновляли пророки — религиозные идеологи, обладавшие выдающимися ораторскими способностями и даром предвидения. К числу прославленных личностей той эпохи предание относит пророка Самуила и пророчицу Дебору, Эгуда Вениаминского, заколовшего мечом моавитянского царя-поработителя, и богатыря Самсона — героя народных сказаний, сумевшего побить войско филистимлян ослиной челюстью.

Нередко судью называли «спасителем», что указывает на харизматический характер этой формы власти. Герои Книги Судей чаще всего предстают как воины-одиночки, одерживающие победы благодаря своим личным качествам. Большинство событий, описанных в Книге Судей, не носят общенационального характера, а связаны с судьбой того или иного племени.

Историк Мартин Нот высказал предположение, что судьи принадлежали к постоянному племенному руководству, и назвал их образ правления амфиктионным, по аналогии с Древней Грецией, где существовали особого рода «священные союзы» — амфиктионии. Они формировались вокруг религиозного центра и объединяли 12 городов или племен. В Ханаане главный религиозный центр возник в Шило.

В источниках не указывается, в чем заключались обязанности отдельных колен по отношению к религиозному центру. Вероятно, он поддерживался дарами и приношениями. Здесь находились резиденция семьи первосвященника и место пребывания Ковчега Завета. В Шило созывались всееврейские собрания племенной знати для избрания вождя Или принятия решений об объявлении «священной войны». Видимо, так была объявлена война всех израильских колен против племени Вениамина, правители которого грубо нарушили общепринятые моральные нормы (Книга Судей, 19:21). В Шило был организован и военный поход против филистимлян — самого грозного врага еврейских племен, начиная с XIII в. до н. э.

С этим центром связана судьба Самуила — судьи и пророка, при котором в Израиле впервые установилась царская власть. Семья будущего пророка ежегодно совершала паломничество в храм Шило, а сам Самуил с детства воспитывался и жил в храме.

Как правило, судьи проводили мобилизацию только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу XI в. до н. э, филистимляне, закрепившись на плодородной прибрежной полосе Ханаана, были готовы к тому, чтобы полностью завоевать страну. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза колен в единое государство. Народ обратился к Самуилу, достигшему преклонных лет, с просьбой поставить над Израилем достойного царя. Выбор пал на храбреца Саула, который стал первым израильским монархом (примерно в 1030г. до н.э.), объединил военные силы всех колен и выступил против филистимлян.

Так в конце XI в. до н. э. было создано древнееврейское государство Израиль. Вначале Саулу сопутствовала военная удача, но в одном из сражений он потерпел сокрушительное поражение и, чтобы не стать пленником язычников, заколол себя мечом. Силы филистимлян были еще слишком велики.

Давид (1004—965 гг. до н. э.)

Покончить с внешней угрозой смог зять Саула Давид, правивший Израилем более 40 лет. Почти все это время легендарный царь-воитель провел в сражениях и к концу своей жизни владел небольшой империей. К Израильскому государству были присоединены Галилея и города Саронской и Эздрелонской долин. Особое значение имело завоевание крепости Сион, цитадели города Иерусалима, населенного одной из древних ханаанских народностей. Давид полностью оценил стратегические преимущества Иерусалима, находившегося в географическом центре страны, в точке пересечения торговых путей (и неподалеку от надела Иуды, из племени которого происходил сам монарх). Этот город был во всех отношениях наиболее подходящей столицей объединенного государства.

В период правления Давида вся гражданская и военная администрация сосредоточивается в Иерусалиме. Сюда переносится Ковчег Завета в сопровождении обслуживающих его священников и левитов, после чего новая столица становится не только политическим, но также культовым и судебным центром страны. Теперь Давид контролировал всю торговлю между Египтом и Междуречьем. Сирийское царство превратилось в данника Израиля. Давид завоевал также Иду-мею, доведя тем самым южные границы Израиля до Красного моря.

Укрепление монархического строя сопровождалось появлением новой идеологии о святости царской власти. В 110 псалме, написанном, очевидно, одним из придворных поэтов, Яхве говорит монарху: «Ты священник вовеки...»

Историография последних лет царствования Давида приписывает все бедствия, обрушившиеся на его дом (братоубийство, восстание против Давида его сына Авессалома), непростительному греху, совершенному царем. Некогда, чтобы овладеть красавицей Вирсави-ей, он послал ее мужа, своего военачальника, на верную смерть. Моральное осуждение могущественного владыки — уникальное явление в исторической литературе не только древнего мира, но и позднейших зпох.

Давид положил начало царской династии; которая бессменно продержалась на престоле вплоть до разрушения Первого Храма, и вошел в историю еврейского народа как псалмопевец, герой и помазанник Божий.

Соломон (965-928 гг. до н. э.)

После смерти Давида (965 г. до н. э.) его младший сын Соломон, убив брата и его сторонников, стал новым царем. При нем древнееврейское государство достигло могущества и процветания. Монарх заключил союз с Египтом и Финикией, установил контроль над Акобским заливом в Красном море, построил там гавань и занялся морской торговлей.

В царскую казну рекой лились доходы от внутренней и внешней экономической деятельности. В городах с помощью финикийских архитекторов и ремесленников возводились сотни каменных строений. На фоне парадного городского пейзажа скромные молельные шатры не производили должного впечатления, и Соломон принял решение о строительстве каменного Храма — в центре Иерусалима, на горе Сион.

Создание новой святыни Израиля было завершено к 958 г. В течение последующих 1000 с лишним лет Иерусалимский Храм являлся центром духовной жизни израильтян и символом национального единства всех еврейских колен.

Высшую категорию священнослужителей составляли жрецы (коганим), обладавшие исключительным правом совершать храмовые богослужения. Жрецами могли быть-только аарониды — потомки Аарона, брата Моисея. Им прислуживали левиты — выходцы из рода Левия.

Священники Иерусалимского Храма составляли высшую прослойку древнееврейского общества. Их потомки до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты. Например, коганим не должны находиться под одной крышей с мертвым телом, жениться на вдове или разведенной и т. д.

Начало «рассеяния»

При жизни Соломона племя Иуды получило значительные привилегии, что вызвало недовольство других колен. После смерти царя его сын Ровоам был отвергнут многими коленами Израилевыми. Северные племена восстали против Ровоама и основали собственное царство, сохранившее название Израиль. Два южных колена образовали государство Иудея. В 722 г. Израильское царство было завоевано могущественной Ассирией и навсегда сошло с исторической сцены, а его жители, уведенные в плен, растворились среди населения Ассирийской державы. Спустя 100 лет крохотное Иудейское царство оказалось в тисках конфликта между Вавилоном и Египтом. В 586 г. вавилонский царь Навуходоносор II разрушил Иерусалимский Храм, а большинство иудеев насильственно переселил в вавилонские земли.

Еврейские поселения, возникавшие вне пределов Святой земли с конца VIII в. до н. э., получили общее название «диаспора», то есть «рассеяние». После 586 г. большая часть переселенцев была сосредоточена в Вавилоне. В это время главным духовным лидером еврейского народа становится пророк Иезекииль, проповедующий идею о приходе Мессии, который вернет евреям Святую землю и Иерусалимский Храм.

В 538 г. до н. э. Кир Великий, царь Персии из династии Ахеменидов, завоевал Вавилон и позволил иудеям вернуться на родину. Иерусалим оставался частью Персидской империи, но получил статус самоуправляемого города (VI—V вв. до н. э.). Однако многие не захотели покидать процветающие общины, созданные в Вавилоне за годы изгнания. Те, что вернулись в Иудею, приступили к восстановлению Храма. Но и здесь, на родине Обетования и Завета, между евреями не было прежнего единства. Лидеры новой религиозной общины Ездра и Неемия соглашались признавать иудеями только тех евреев, что прошли через вавилонский плен (где продолжали соблюдать еврейские обычаи и сохраняли верность Единому Богу). Прочие считались отступниками, осквернившими себя смешанными браками и почитанием языческих богов.

Отвергнутая часть израильтян создала свою особую общину самаритян, сохранившуюся в Израиле до нашего времени. Со времен Ездры идея о богоизбранности еврейского народа приобретает в учении иудаизма первостепенное значение.

Падение Иудеи

Эпоха эллинизма (323—63 гг. до н. э.)

К 323 г. до н. э. Иранская держава, в состав которой входила Иудея, была завоевана Александром Македонским. Александр и его преемники стремились сделать греческую культуру достоянием «отсталых» народов. На подчиненных территориях распространялись эллинистические формы искусства, литературы, философии и управления. Привлекательность эллинской культуры заставила многих евреев оставить традиционный образ жизни. Трения между эллинизированными и традиционными евреями достигли предела, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175—163 гг. до н. э.) под угрозой смерти запретил поклонение Яхве всем евреям своей империи. Противники эллинизации восстали, и началась продолжительная Маккавейская война (142—76 гг. до н. э.), которая закончилась победой и установлением иудейской монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.

В 63 г. до н. э. над Израилем устанавливается римское господство — значительно более суровое, чем греческое. Иудея некоторое время сохраняла номинальное самоуправление, но затем окончательно превратилась в римскую провинцию с прокуратором во главе. К началу нашей эры в еврейском обществе сложилось несколько религиозно-политических группировок, представители которых — саддукеи, фарисеи, зелоты и ессеи — вели напряженные дискуссии о том, какие формы должно принять сопротивление жестоким язычникам. Выработать общую программу действий не удалось, не появилось и единой идеологии, соответствующей историческому моменту.

В партию саддукеев вошли представители высшего духовенства и крупные землевладельцы. Они выступали за сотрудничество с римскими властями и против чрезмерно ревностного соблюдения священных заповедей — мицвот. Фарисеи требовали неукоснительного выполнения обязательств перед Яхве, однако на деле шли на компромисс с язычниками (поэтому слово «фарисей» стало синонимом лицемера).

Ессеи и зелоты ожидали прихода Мессии, который выгонит римлян и вернет Израилю свободу. Согласно иудейской традиции, Иисус из Назарета был одним из тех самопровозглашенных пророков, которые появлялись в это «смутное время». Его считают псевдомессией, возглавившим иудейскую секту, которая противопоставила себя иудаизму, отделилась от него и оформилась в самостоятельную религию.

В 66 г. н. э. произошло вооруженное столкновение между защитниками Завета и эллинизированными иудеями, поддержанными Римом. Римский гарнизон был перебит воинственными зелотами, после чего восстание охватило всю Иудею. Многие из фарисеев вначале примкнули к мятежникам, но затем перешли на сторону кесаря. Среди них был военачальник Иосиф Флавий — представитель знатного еврейского рода, принадлежавшего к иерусалимскому жречеству. Автор знаменитой «Истории Иудейской войны» не только перешел на сторону римлян, но и помогал им в покорении Иудеи.

В ходе Иудейской войны Иерусалимский Храм был вновь разрушен (70 г.). В 132г. н.э. под гфедводи-тельством Бар Кохбы («сына звезды») вспыхнула новая волна сопротивления. Толчком для нее послужило решение римских властей о создании на месте разрушенного Храма языческого святилища. Восставшим удалось изгнать римлян из Иерусалима и на три года установить там свою власть. В 135 г. сопротивление евреев было сломлено, их вынудили покинуть Иудею, и они расселились по всей территории Римской империи и в странах Азии, образовав обширную диаспору. Прошло почти 2000 лет, прежде чем евреи сумели вновь обрести суверенное государство на своей земле.

Диаспора

С образованием диаспоры начинается новый этап в истории иудаизма. На смену традиционным храмовым богослужениям пришли коллективные молитвы в синагогах. Синагога была не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. В это время жреческое сословие утрачивает господствующее положение. Руководство синагогами и еврейскими общинами в целом переходит к раввинам — законоучителям Торы (рабби на иврите — «мой учитель»). Раввины были знатоками религиозной традиции и духовными наставниками евреев. Они вершили суд, преподавали религиозные дисциплины, а также принимали участие в разработке галахи — системы религиозного и обычного права, регулирующей жизнь еврейских общин во всем мире. С самого начала институт раввината не имел иерархии; приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать. Раввинами могли становиться только мужчины (сегодня некоторые направления иудаизма признают это право и за женщинами).

Евреи в Вавилоне (586 г. до н. э.—1040г. н. э.)

В Вавилоне находилось крупнейшее еврейское поселение. Потомки евреев, изгнанных из Иудеи Навуходоносором, жили здесь в достатке. В некоторых районах они основали независимые княжества и даже помогали местным правителям в войнах с Римом. В Вавилоне изучение Торы достигло высочайшего уровня. Здесь были составлены Масоретский кодекс Танаха и Талмуд; вавилонские гаоны (главы еврейских академий) консультировали евреев всего мира по вопросам галахического законодательства. Последний гаон был убит в 1040 г: н. э. — в период, когда еврейская жизнь в Вавилонии уже пошла на спад.

В начале VIII в. иудаизм распространился среди части тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. Их потомки — караимы — образовали отдельную ветвь иудаизма. Караимы признавали только книги Танаха и отвергали Талмуд.

Иудаизм в средние века

В средневековой Европе многие относились к евреям как к богоубийцам, распявшим Христа. Периодически принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. Иногда их заставляли жить в гетто (отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запирающимися на ночь), обязывали носить специальную одежду, сходить в сточную канаву, уступая дорогу христианам. Евреям редко удавалось получить высокие должности.

В ряде случаев правительства городов, а иногда и целых стран просто избавлялись от еврейского населения. Например, в XII в. евреи были изгнаны из Киевской Руси, в конце XIII в. — из Англии, в конце XV в. — из Испании.

Несмотря на все это, изучение Торы в средние века достигло новых высот, причем как в Европе, так и в арабском мире. Средневековые исследования Талмуда легли в основу современной талмудической науки.

Вместе с тем уже в период раннего средневековья многие предписания Талмуда перестали выполняться — либо по причине их архаичности (как, например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены правовыми нормами тех стран, где жили евреи. Начиная с этого периода и вплоть до наших дней большинство евреев соблюдают лишь основные обряды жизненного цикла (прежде всего обрезание), а также тот раздел талмудического права, который связан с традиционными праздниками.

Ислам был более терпим к иным религиям, нежели христианство, и евреи Востока в целом жили более обеспеченно, чем их братья в Европе. Евреям разрешалась профессиональная деятельность, вплоть до работы в составе правительства.

Вместе с тем мусульмане так и не простили евреям непризнание Магомета и периодически «напоминали» им об этом. Например, в одном иракском городе евреям не позволялось носить обувь, прикасаться к фруктам и овощам, строить балконы, выходящие на улицу, чтобы не смотреть сверху вниз на мусульманских прохожих. Эти ограничения сохранялись вплоть до XX в. Правители династии Альмохадов, завоевавшей Северную Африку и Испанию в XII в., навязали евреям специальную одежду и ввели ограничения на право торговли.

Как и в Европе, на Востоке жили в это время выдающиеся еврейские мудрецы, такие как Маймонид, автор важнейшего законодательного кодекса и философских работ.

Сефарды и ашкеназы

Со временем в диаспоре сформировались различные этнические общины, имеющие свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Значительная по численности этническая группа евреев-сефардов сложилась в средневековой Испании в период арабского господства (Сефард — еврейское название Испании в средние века). После изгнания сефардов из Испании в 1492 г. они расселились в странах Ближнего Востока, в Турции и на Балканах, где сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали называть всех евреев азиатского происхождения, в противоположность европейским евреям.

Начиная с позднего средневековья происходит формирование ашкеназийской общины, этнокультурный очаг которой возник в Германии в IX—XII вв. (Ашке-наз — еврейское название Германии в средние века). В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык идиш, сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности.

В Палестине проживали представители обеих общин. В период османского владычества на Святой земле (1517—1917 гг.) сефарды и ашкеназы существовали за счет халуки (средства, собиравшиеся евреями диаспоры для поддержания своих палестинских единоверцев). Сефардская община была признана турецкими властями. Ашкеназы считались иностранными подданными, хотя им было позволено иметь свои синагоги, раввинатские суды и религиозные учебные заведения — ешивы. С началом колонизации Палестины Британией здесь был выбран Верховный раввинатский совет (1921 г.) во главе с двумя главными раввинами — ашкеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в раввинате сохраняется и в наши дни. Богослужение у сефардов, образ их жизни, обычаи и традиции во многом отличаются от ашкеназийских.

Сегодня наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы, которые проживают в большинстве стран Европы, в США, Латинской Америке и Южной Африке.

Эпоха перемен

Развитие европейской культуры XVII—XVIII вв. происходит под знаком секуляризма — отделения от религии и церкви. Центральным персонажем европейского Просвещения становится свободная мыслящая личность, подвергающая критическому пересмотру господствующие прежде воззрения на общество, государство, религию. Правоведы выдвигают концепции естественного права и общественного договора, доказывают необходимость юридического равенства людей перед законом, независимо от их национальности и вероисповедания.

В этих условиях многие представители еврейской интеллигенции включились в борьбу за эмансипацию евреев и отмену дискриминационных ограничений по национальному или религиозному признаку. В середине XVIII в. одним из лидеров этого движения становится Моисей Мендельсон, яркие философские работы которого вызывали интерес не только в иудейской среде, но и в просвещенном германском обществе.

Мендельсон и его последователи призывали евреев изменить традиционный образ жизни, изучать европейские языки и светские дисциплины наряду с Торой и Талмудом, осваивать земледелие и ремесла и отказаться от иврита при ведении деловых записей. Идея компромисса между евреями и нееврейским миром составила концептуальную основу гаскалы (еврейского Просвещения); ее приверженцы именовались мас-килим. Среди маскилим не было единодушия по вопросу о том, в какой мере должен измениться еврейский образ жизни для достижения компромисса. Одни полагали, что перемены должны носить чисто внешний характер, не затрагивая основ еврейской жизни. Другие считали необходимым реформировать иудаизм, сделав его более созвучным духу времени. Последние заложили фундамент реформистского движения, распространившегося в Германии в начале XIX в.

Однако распространение реформистских настроений уже в середине XIX в. активизировало и традиционное ортодоксальное течение. Возникает также консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями.

Правительства ряда европейских стран были готовы признать евреев полноправными членами общества, но при условии, если те откажутся от некоторых элементов своей религии. Так, Французская революция в 1789 г. провозгласила «свободу, равенство, братство» для всех жителей Франции, включая евреев, но в обмен потребовала от последних считать себя францу зами. Наполеон вскоре после прихода к власти заявил, что «через десять лет не будет никакой разницы между евреем и французом». В 1807 г. он основал Сангед-рин (высший еврейский совет), от которого, среди прочего, потребовал утверждения закона, допускающего смешанные браки.

В России правительство сформировало общество содействия переходу евреев в православие. Под нажимом властей и при содействии маскилим в еврейских школах сокращалось время изучения Талмуда и вводились светские дисциплины. Бунд, еврейское социалистическое движение, возникшее во второй половине XX в., призывало евреев вообще отказаться от иудаизма и влиться в российское общество. На протяжении всего XIX столетия и особенно в начале XX в. тысячи правоверных евреев были вынуждены покинуть Восточную Европу (Россию, Польшу и Украину). Большинство беженцев отправилось в США. Другие поселились в Палестине (сегодняшний Израиль), Великобритании, Южной Африке и Австралии.

С конца XIX—начала XX в. приобретает влияние сионизм, национально-политическое движение за воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа — в Палестине. Основоположник сионизма — выдающийся еврейский публицист из Австрии Теодор Герцель (1860—1904 гг.), автор книги «Еврейское государство». Идеологической основой сионизма стало учение об Иерусалиме как о духовной собственности евреев. Итогом активной деятельности сионистских организаций явилось создание в 1948 г. государства Израиль, возвращение в него большого количества евоеев из Европы и США и связанное с этим процессом оживление религиозной жизни как в самом Израиле, так и в диаспоре. Если до войны многие евреи стремились сбросить с себя религиозные «оковы», то послевоенное поколение захотело вернуться к наследию предков. В настоящее время большинство евреев Европы и США являются приверженцами реформированного иудаизма, в то время как в Израиле преобладает иудаизм ортодоксальный.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ЗАПОВЕДИ (Мицвот)

.13 заповедей указаны в Торе. Все они были переданы Моисею* Господом на горе Синай. Из них 3...

МИРОЛЮБИЕ (Дархей Шалом)

Важнейшим условием общежития людей и народов является мир. Слово шалом (мир) на иврите означает также покой и ...

ХАД ГАДЬЯ ( Один козленок )

Песня на арамейском языке, которую поют по окончании пасхального сейдера*. По своей форме и содержанию это народный сказ; он был вв...