Мудрецы Великого Собрания

News image

Из поколения в поколение Еще во времена Зерубавеля и Йеошуа бен Йе...

По Рамбаму скорбили евреи и мусульм

News image

20 тевета по еврейскому календарю – день памяти великого мудреца XI...

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин

News image

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся за...



Поиски пороков

поиски пороков

Во время одной из своих поездок Любавичский Ребе Дов-Бер остановился на постоялом дворе неподалеку от города Сморгонь. Стояла приятная летняя погода, и Ребе решил остаться там на неделю. Когда в округе стало известно, что на постоялом дворе гостит рабби Дов-Бер, со всех окрестных городов и местечек туда начали стекаться люди, желавшие посетить раввина и получить его совета. Ребе стал принимать посетителей по очереди, дав каждому персональную аудиенцию (йехидут).

Прошло несколько дней, но на постоялом дворе по-прежнему толпились сотни евреев, ожидавших встречи с Ребе. Внезапно Дов-Бер прекратил йехидут и запер дверь в свою комнату. Хасиды Ребе решили, что он просто устал за последние дни, принимая такое количество посетителей, и решил сделать небольшой перерыв, чтобы восстановить силы. Но спустя полчаса помощник Ребе, реб Залман, вышел из комнаты Дов-Бера совершенно расстроенный, с покрасневшими от слез глазами. Он прошептал несколько слов хасидам, сопровождавшим Ребе в поездке, после чего те необычайно встревожились. Они то краснели, то бледнели, и их состояние передалось всем собравшимся на постоялом дворе. Никто не мог понять, что произошло.

Прошло еще полтора часа. Несколько хасидов подошли к комнате Ребе и прислушались к тому, что происходит за дверью. Они услышали, как Ребе изливает душу, читая Теилим и время от времени плача. Некоторые из хасидов от переполнявших их чувств потеряли сознание. Никто из них даже отдаленно не мог себе представить, что побудило Ребе в самый обычный день прервать йехидут, чтобы так истово молиться. Вскоре это известие дошло и до приехавших на аудиенцию к Ребе евреев, которые тут же разбились по группам и начали в экзальтации читать Теилим. Закончив чтение псалмов, Ребе стал готовиться к «Минхе» (дневной молитве). Однако рабби Дов-Бер был настолько ослаблен, что ему пришлось более часа восстанавливать силы, лежа в кровати. Затем он прочитал «Минху», сделав в молитву вставки, которые обычно добавляют в десять Дней трепета.

После «Минхи» Ребе вышел во двор, сел на приготовленный для него помост и произнес длинную речь, в которой разъяснял собравшимся отрывок из Теилим, начинающийся словами: «Стена дочери Циона, лей слезы». Рабби Дов-Бер говорил о том, как слезы очищают душу от тлетворных мыслей и слов, и прокомментировал пользу чтения отрывков из Торы и Теилим. Речь произвела сильное впечатление на слушателей — хасидов и нехасидов. Все они помнили этот день в течение долгих лет.

На следующий день Ребе был все еще очень слаб. Проведя весь день в постели, он возобновил йехидут лишь спустя еще одни сутки. Но никто так и не узнал, что же стало причиной переживаний Дов-Бера и побудило его так долго и истово молиться.

Рабби Пинхас из Шклова, сопровождавший Ребе в поездке, стал хасидом еще в те времена, когда во главе движения ХАБАД стоял отец Дов-Бера, рабби Шнеур Залман из Ляд. Через несколько дней после случившегося рабби Пинхас наконец-то отважился спросить у Ребе, что же произошло?

Расстроившись от нахлынувших воспоминаний, Ребе сказал: «Когда хасид приходит на йехидут, он открывает мне все пороки своей души и просит меня о том, чтобы я помог ему справиться с ними. Для этого я сначала должен найти тот же порок у себя — пусть даже в самом слабом его проявлении — и исправить его в себе. Потому что нельзя давать другим указания по очищению и совершенствованию личности, пока у тебя существует та же проблема, и ты не прошел тот же процесс самоочищения. В тот день, — продолжал Ребе, — ко мне пришел очередной посетитель. Услышав о том, как глубоко он пал, я ужаснулся. Я старался изо всех сил, но не мог найти в себе ничего, что хотя бы отдаленно напоминало глубину его морального падения. Но Б-жественное провидение послало ко мне этого человека, и я был твердо уверен, что на самом деле те же пороки есть и у меня. Внезапно мне пришло в голову, что, видимо, эти недостатки сидят во мне так глубоко, что мой разум не способен их обнаружить. Эта мысль потрясла меня до глубины души, и я обратился к Б-гу с сердцем, полным раскаяния».

(Из рассказов Любавичского Ребе Йосефа Ицхака)

Биографическая справка. Любавичский Ребе Дов-Бер был сыном и последователем основателя движения ХАБАД, рабби Шнеура Залмана из Ляд. Рабби Дов-Бер родился в местечке Лиозно в Белоруссии 9 кислева 5534 (1773) года. Встал во главе ХАБАДа в 1812 году, после кончины отца. В 1813 году он переехал в Любавичи, ставшие центром движения на следующие 102 года. Рабби Дов-Бер был известен благодаря своему подходу к изучению Торы: его учение стало интеллектуальной «рекой», проистекающей из «источника», заложенного отцом; расширил и углубил принципы, установленные рабби Шнеуром Залманом. В 1826 году рабби Дов-Бер был арестован по ложному доносу, сфабрикованному его противниками, и обвинен в организации заговора против царя; спустя несколько недель, после проведения тщательного расследования, раввина освободили. День его освобождения (10 кислева) стал хасидским праздником. Через год, 9 кислева 5588 (1827) года, в свой 54-й день рождения рабби Дов-Бер скончался.

Рабби Пинхас из Шклова, известный также как реб Пинхас Рейзен (Рейза — имя его мачехи), был одним из первых последователей первого Любавичского Ребе, Шнеура Залмана из Ляд, а также его сына и последователя, рабби Дов-Бера. Скончался в Любавичах примерно в 1825 году.

Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон (1880-1950) — шестой Любавичский Ребе, праправнук рабби Дов-Бера.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ИУДАИЗМ (Ягадут)

Понятие иудаизм - не только синоним религии евреев. Оно включает в себя также нравственную и национальную традиции еврейского на...

ГАФТАРА (Заключение)

Буквально: дополнение и заключение . Глава из Пророков, которой завершают чтение соответствующего раздела Торы* при утреннем богослужении в су...

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОГЕНОВ (Биркат коганим)

Тора* заповедала потомкам Аарона*, Когенам (священникам*) благословлять народ Израиля. Благословение это входило в состав богослужения в Храме*. В книге Левит (I...