Рабби Исраэль из Гусятина

News image

Раби Исраэль бар Мордехай-Шрага Фридман (р. Исраэль из Гусятина; 5618—5709 /1...

Поиски пороков

News image

Во время одной из своих поездок Любавичский Ребе Дов-Бер остановился на...

ГИЛЛЕЛЬ

News image

Не делай другому того, чего не желаешь себе . (Из...



Сколько имен у Б-га?

сколько имен у б-га?

«На занятиях по Каббале мы обсуждали имена Б-га. У меня по этому поводу есть несколько вопросов: Сколько всего имен у Всевышнего? Зачем Ему вообще нужно имя — тем более если их так много? О чем мы должны думать, когда в молитве упоминаем все эти имена? Когда можно и когда нельзя их употреблять?»

На вопросы читателей отвечает раввин Исраэль Котляр:

Вы правы. По сути, у Б-га нет имени. Он бесконечен и не нуждается ни в титулах, ни в эпитетах. У Него по определению нет никаких определений. Когда был сотворен мир, Всевышний предстал перед людьми. И по отношению к нам, творениям этого мира, Он принял массу титулов: Создатель, Судья, Всепрощающий, Владыка...

Проще говоря, каждому из этих имен присущи определенные свойства, благодаря которым мы ощущаем присутствие Б-га в нашей жизни. Наблюдая прекрасный пейзаж, мы восхищаемся красотой созданного Им мира. Читая историю Исхода евреев из Египта, мы вспоминаем о Его могуществе. Молясь в Йом Кипур, мы думаем о Его справедливом суде.

В Мидраше сказано: «Ты хочешь знать Мое имя? Меня зовут по Моим поступкам».

Каббала рассматривает концепцию имен более глубоко. Возможно, вам знаком термин «Ор Эйн Соф» (Бесконечный Свет), который является источником существования всего живого. Но для того чтобы эта мощная энергия стала для нас жизненной силой, сначала ее нужно очистить с помощью материальных «келим» (т.е. сосудов). Очевидно, речь идет не о сосудах в материальном смысле. В данном случае мы должны думать о них, как об определенных механизмах или разнообразных аспектах единого целого. Имена Б-га соотносятся со светом, когда он проходит через эти келим/средства.

В еврейском законе перечислены семь «имен Б-га, которые запрещено стирать» по причине их святости — и все они соотносятся с семью нижними сфирот (Б-жественными свойствами) из существующих десяти. Иногда упоминаются десять таких имен, которые относятся ко всем десяти сфирот.

В даном случае необходимо отдельно остановиться на следующих аспектах:

1) Мы молимся, обращаясь к Б-гу, а не к сфирот (не дай Б-г), и, тем более, не к свету, заключенному в сфирот. Эти сфирот являются лишь вспомогательными средствами, или, как мы читаем в молитве, «топором в руках дровосека». Как я упомянул выше, сфирот — не более чем свойства Б-га, через которые Он выражает Свое отношение к нам. Когда мы взываем к Его сочувствию, мы называем Его конкретным именем. Когда мы обращаемся к Нему за справедливым судом, мы произносим имя, символизирующее именно соответствующее Его качество. Это относится к любой молитве — пророки и мудрецы, составившие их, прекрасно знали, какие имена следует употреблять для достижения желаемого результата.

2) Всевышний не ограничен никакими правилами или системой. «Свет и сосуды» — способ, с помощью которого Б-г создал мир и поддерживает его существование. В любой момент Он способен достичь любых целей с помощью посредников или без нее.

Так сколько у Него имен? Каббалисты упоминают сотни. Большинство галахических источников ссылаются на запрет «произносить имя Б-га всуе» и полагают, что этот запрет относится ко всем Его именам. Случайно произнесший «О, Б-же!», уже рассматривается, как нарушивший этот запрет.

Как упомянуто выше, еврейская традиция указывает семь особенно святых имен Б-га, которые нельзя стирать. Более того, их написание требует дополнительного внимания. По причине святости этих имен, мы употребляем их только в молитве. В любой другой ситуации, упоминая Всевышнего, мы ограничиваемся словом «Ашем», что в переводе с иврита означает «имя»; или заменяем определенные звуки, чтобы при произнесении имя звучало немного иначе (к примеру, звук «х» заменяем на «к» в таких именах Б-га, как «Кел» или «Элоким»).

Ниже приведена таблица с десятью Б-жественными именами, взятая из книги «Шней Лухот а-Брит» («Две скрижали Завета») раввина Йешаяху Горовица, авторитетного знатока Галахи и Каббалы, жившего в XVI веке. Я не пишу настоящих имен, поскольку их запрещено стирать и уничтожать. Транслитерация приведена с использованием буквы «к» и других способов, чтобы читающий эти строки не произнес имя Б-га всуе.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

СЕДАЛИЩНАЯ ЖИЛА (Гид hа-наше)

Жила, расположенная у бедреного сустава крупного и мелкого рогатого скота, которую еврею запрещено употреблять в пищу. Заповедь эта восходит к Пе...

РЕВНИТЕЛИ, или ЗЕЛОТЫ (Канаим)

Канаим — называли евреев, которые с неимоверным упорством боролись за свой народ, его Тору, за веру. Пинхаса бен Эль...

ЕШИВА

Ешивы (высшие талмудические школы) зародились и развились в Эрец Исраэль и в Вавилоне в период Талмуда* и гаонов* как высшие ин...