Раби Ишмаэль бен Элиша

News image

Раби Ишмаэль бен Элиша(в Мишне назван просто «раби Ишмаэль») — бл...

Рав АБА бар НАХМАНИ (Раба)

News image

Рав Аба бар Нахмани (в Талмуде назван просто Раба, сокращение от...

Раби Акива (? - 135 г. н.э.)

News image

Образ раби Акивы давно превзошел по масштабу его историческую фигуру. Во...



Десятое швата

десятое швата

Сегодня отмечается важная памятная дата еврейской жизни, неразрывно связанная с историей нашего поколения, — Десятое швата.

Как рождается история? Известно утверждение, согласно которому настоящую историю не пишут, ее записывают. Здание человеческого прошлого как бы строится из отдельных «кирпичиков» ­ жизней отдельных простых людей, наших с вами судеб. Сложенные в единое целое, они и образуют тот неповторимый и ни с чем не сравнимый «архитектурный стиль», который отличает одно поколение от другого. Если продолжить сравнение исторического процесса и зодчества, то можно заметить, что, как любое строительство невозможно без учета законов гравитации, так и история развивается согласно неким объективным, то есть независящим от воли людей, законам. Но также хорошо известно, что ни одно здание не может быть возведено без участия архитектора. Ведь именно согласно его идеям и планам отдельные детали и материалы трудом людей соединяются в гармоничное сооружение. Но кто является архитектором истории? Ведь на эту «вакансию» так много «претендентов».

Евреи, пожалуй, единственный народ, который не беспокоится по поводу того, кто займет пресловутую «вакансию». И это вовсе не потому, что вся «мировая мафия» в наших руках (вот уж, действительно, был бы повод для волнения). Просто мы верим во Всевышнего Творца мира. А существование Творца обуславливает наличие цели мира, который Он сотворил. Неудивительно, откуда в таком случае появляется смысл жизни человека и те духовные приоритеты, вокруг которых развивается мировая история. Для евреев — свидетелей Б-жественного Откровения на горе Синай — такими важнейшими духовными ориентирами являются Тора — Б-жественное учение, Избранный народ — народ Израиля и Святая земля — Земля Израиля. Символом же духовной гармонии для нас является Иерусалимский Храм.

Если понять и принять все перечисленные духовные ориентиры, сам собой напрашивается вывод, что движение истории зависит не от военной мощи государств и не от дипломатических талантов политиков. На самом деле, все развивается совсем по другому сценарию. И наиболее важную роль в театре истории, согласно еврейской традиции, играют праведники, особые люди, именуемые цадиками. Почему мы, евреи, не признающие кумиров, выделяем именно их? Колоссальный авторитет и влияние наших духовных лидеров выражается в их мудрости, ясности ума, уникальном знании Торы и даре предвидения, если не сказать больше, — способности выступать в качестве пророков. Первым таким человеком в еврейском народе был Моше Рабейну. Именно через него Всевышний передал Тору евреям и закон, предназначенный для всего человечества. С тех далеких пор в каждом нашем поколении есть свой Моше Рабейну.

Кого же можно считать цадиком–«архитектором» ныне живущего поколения? Очень многие наши современники, в том числе и неевреи, считают духовным лидером Любавического Ребе Менахема Мендела Шнеерсона. 10 Швата мы отмечаем одну из памятных дат, связанных с его именем. Ровно 60 лет тому назад (10 швата 5710/1950 года) Ребе дал согласие стать официальным лидером Любавичского движения. Вскоре его имя узнал весь мир. Много всего необычного и даже мистического соединилось в судьбе этого выдающегося человека. Он стал седьмым Ребе в династии Любавичских Ребе. И в этом тоже заложен свой особый смысл: число семь, как известно, символ гармонии. По своей родословной Ребе Менахем Мендел Шнеерсон — прямой потомок царя Давида. Столь древнее и знатное происхождение в сочетании с особой праведностью дало основание многим людям видеть в нем человека, достойного стать Мошиахом. Конечно, далеко не все с этим согласятся, а кто-то, может быть, даже увидит в этом отрицательные стороны. Однако только время рассудит, кто в конечном итоге окажется прав. Мы же приведём только одну историю, которая, возможно, хотя бы отчасти разрешит данную проблему.

Как-то раз Хафец Хаим — один из изветных авторитетов в Торе, праведный человек, скончавшийся более полувека назад, — предстал перед судом. Выступая с защитной речью, адвокат (нееврей, как, впрочем, и судья) сказал следующее: «Я попробую доказать уважаемому суду, что этот еврей невиновен. Какие причины могут побудить человека совершить преступление, в котором его обвиняют? Разумеется, страсть к деньгам. Поэтому я расскажу уважаемому суду об отношении моего подзащитного к деньгам. Как-то вор вытащил у него из кармана кошелек. Когда Хафец Хаим заметил это, он погнался за вором с криком: “Я отказываюсь от этих денег!” Он хотел, чтобы все дело обернулось так, будто вор не нарушает запрета на присвоение чужого имущества. Человека, который так поступает, — заключил адвокат, — никак нельзя подозревать в незаконных действиях с деньгами». Судья усмехнулся: «Неужели вы верите в эти россказни? Адвокат ответил: «Не знаю, было ли это в действительности, но история об этом еврее передается из уст в уста, а значит, он способен так поступить. Лично для меня этого достаточно».

У американских евреев бытует поговорка: «Там где есть кока-кола, там наверняка есть и ХАБАД». Это другое название Любавичского движения. Это аббревиатура из трех слов: «Хохма», «Бина» и «Даат», которые означают три уровня интеллекта и три стадии человеческого познания: озарение, понимание и знание. Полвека минуло с тех пор, как Ребе взял на себя руководство движением ХАБАД. Юбилей — всегда хороший повод подвести некоторые итоги. Сегодня Любавичское движение насчитывает 2600 отделений, находящихся в более чем 48 странах на шести континентах. Они располагают образовательными центрами и социальными службами по самому широкому спектру вопросов и ориентированы на удовлетворение потребностей различных слоев еврейского населения вне зависимости от происхождения и членства в организации. Гуманитарная направленность программ, осуществляемых движением, выходит далеко за рамки еврейской общины и охватывает всех людей. Однако главный результат пока ещё впереди. По крайней мере тот, на который нас нацелил Ребе, — заслужить скорейшего прихода Мошиаха.

Благодаря Седьмому Любавичскому Ребе просветительская деятельность движения ХАБАД достигла особого размаха по всему миру. Вот основные направления его деятельности:

Книгоиздательство

Неслучайно евреев называют народом книги. Любавическое издательство «Kehor» стало крупнейшим еврейским издательским домом мира, ежегодно выпускающим сотни тысяч книг, брошюр и кассет на самых разных языках от иврита до фарси. Центральная библиотека и архивный центр «Агудат хасидей ХАБАД-Любавич» стали одним из наиболее ценных хранилищ еврейской книги.

Школьное образование

Ребе не раз повторял во всеуслышанье: «Мы не можем успокаиваться до тех пор, пока каждый еврейский ребенок не получит еврейское образование». В 1940-х годах в США по его инициативе была создана особая система дневных школ. С тех пор школы, где делается ставка на приоритет обучения еврейской традиции, стали совершенно привычным явлением. Но это еще далеко не все. По всему миру, от Гонконга до Тель-Авива, от Москвы до Чикаго, действуют самые разные учебные заведения от иешив до «Мицво-Мобиле», специальных фургонов - передвижных образовательных центров с библиотекой, видеоаппаратурой и предметами еврейского обихода.

Развитие учености

Бесспорно, Ребе был концептуальным и системным мыслителем. В настоящее время опубликовано свыше 200 томов его бесед, писаний, корреспонденции и ответов на вопросы самых разных людей. Учение Ребе представляет собой полную сокровищницу мудрости раввинских, талмудических, каббалистических и хасидских учений, которая вдохновляет и отражает необычайную глубину мысли, способность проникнуть в суть человеческой психики.

Общение с простыми людьми

Много лет подряд каждое воскресное утро огромные толпы мужчин, женщин и детей собирались в главном здании Всемирного Любавичского центра в Нью-Йорке и терпеливо ждали своей очереди. Они хотели встретиться с Ребе лицом к лицу и получить его благословение. Каждому своему гостю Ребе давал новую долларовую купюру: это была как бы его цдака, которая напоминала человеку о его обязанностях, как бы давая понять, что двое при встрече должны помочь третьему. Удивительная возможность увидеться с Ребе привлекала к нему самых разных людей, многие из которых специально проделывали тысячи миль, чтобы дождаться этого незабываемого момента.

Обращение к народам мира

Будучи в курсе событий своего времени, Ребе часто обращался с посланиями к народам всего мира. Он настойчиво призывал к осознанию важности образования для всего человечества, подчеркивал, что целью образования является не простое обеспечение человека информацией, но более внимательное и всестороннее развитие характера ребенка в соответствии с его интеллектуальными способностями с упором на моральные, духовные и этические ценности. Только такое образование сможет гарантировать воспитание поколения людей, верных идеям основных прав человека и социальным обязательствам.

Ребе подчеркивал, что современный светский человек испытывает острую потребность в моральных ценностях и религиозной философии для жизненного руководства.

Он часто говорил об обязанностях человечества следовать и жить по «Семи заповедям Ноаха (Ноя)», универсальному закону морали и этики, данному всему человечеству на Синае. Ребе настаивал, что это является неотложной необходимостью, для того чтобы поддержать в стабильности сложный современный мир.

Выдающаяся проницательность Ребе, гуманитарный и мировой опыт, сострадание к другим, способности руководителя и мудрость сделали его легендой при жизни. Он смог завоевать восхищение, уважение и благоговение всех, с кем он был знаком.

ХАБАД в Израиле

Разумеется, движение последователей Ребе наиболее хорошо известно в Земле Обетованной. Деятельность Любавичских организаций и огромный авторитет самого Ребе позволяет оказывать воздействие на решение многих животрепещущих вопросов, например, на переговорах с арабами и в обсуждении Закона о возвращении. Социальные программы ХАБАДа охватывают все сферы жизни общества, и к ним с уважением относится все жители страны, вне зависимости от происхождения. Центральная штаб-квартира Любавичского движения находится в городке Кфар-Хабаде, около Тель-Авива. Уникальные образовательные центры и многочисленные институты Кфар-Хабада стали основой организации жизни для тысяч израильтян.

Любавичское движение в России

Движение «ХАБАД-Любавич» возникло более 200 лет назад именно в России. Его сторонникам долгие годы приходилось действовать фактически в подполье. Официально деятельность движения находилась под запретом. Нам приходилось несладко и в царской России, и при коммунистах. Лишь с началом преобразований последних полутора десятилетий ХАБАД в России получил возможность для нормальной открытой работы. Посланники Любавичского Ребе учредили более 200 еврейских школ и гуманитарных организаций во всех республиках СНГ и Балтии.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

НАРУШИТЕЛЬ ЗАКОНА (Аварьян)

Еврей, нарушивший установление мудрецов. Если преступивший установление общины не подвергся отлучению, он может участвовать в миньяне* и обязан выполнять все ми...

АМОН и МОАВ

Запрещено выдавать дочь Израиля замуж за прозелита-амонита или моавита, ибо сказано: Не может войти амонит и моавит в общество Го...

РАБ ГОСПОДЕНЬ (Эвед hа-Шем)

Моисей назван в Священном Писании рабом Господним , ибо он был послан Господом к сынам Израилевым - передать им То...