Рабби Шнеур-Залман из Ляд

News image

Историк Шмуэль-Аба (Самуил) Городецкий (1871, Малин, Киевская губерния – 1957, Те...

Рабби Шимон бен Халафта

News image

Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени ме...

Рав Деслер о тшуве

News image

1. На сегодняшний день, когда нет Храма и когда также нет ...



ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД

юбилейный год

ЮБИЛЕ ЙНЫЙ ГОД (יוֹבֵל, иовел), год, завершающий семь семилетних циклов. В книге Левит (25:8–17, 23–25) содержатся предписания относительно юбилейного года, в том числе установление, согласно которому начало юбилейного года торжественно провозглашают под звуки шофара в Иом-Киппур.

Основные заповеди юбилейного года включают запрет на сев и жатву в этот год (25:11–12), возврат исконным владельцам утраченных или проданных ими земельных наделов (25:13) и освобождение еврейских рабов (25:39–41). Эти предписания основываются на двух положениях: земля принадлежит Богу (Лев. 25–23), Бог владеет израильтянами как Своими рабами (Лев. 25–55).

Социальная цель юбилейного года — сохранение преемственности землевладения и восстановление в правах наследственного владельца с тем, чтобы сохранить целостность и неотчуждаемость наделов колен Израилевых. Стих: «...и возвратитесь каждый во владение свое...» (Лев. 25:10) — был интерпретирован в том смысле, что после изгнания  колен Реувена и Гада и половины колена Менашше соблюдение юбилейного года невозможно (ТИ., Гит. 4:3, 45г, и другие источники). Однако ряд предписаний, которые, согласно традиции, зависели от соблюдения юбилейного года (в частности, отмена долгов), оставались в силе и в более поздние времена.

Начиная с эпохи Второго храма, законы юбилейного года рассматривались как раввинские постановления, а не как установления Закона, что позволило внести в них определенные послабления, в том числе и касающиеся законов субботнего года. Наиболее существенным актом, смягчающим действие закона, было введение Хиллелом так называемого просбула, документа, которым кредитор возлагал взыскание долга на суд. Обязанность периодически прощать долги привела к тому, что с приближением субботнего года и юбилейного года люди уклонялись от одалживания денег нуждающимся, что противоречило библейскому предписанию: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих... открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде...» (Втор. 15:7–8), причем Библия особо предостерегает: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: “Приближается седьмой год, год прощения”» (Втор. 15:9). Просбул не являлся нарушением законов субботнего и юбилейного года, ведь Библия (Втор. 15:7) предписывает: «... не сожми руки твоей перед нищим братом твоим», — но у суда нет братьев.

Иосиф Флавий (Древ. 3:12) сообщает, что законы юбилейного года соблюдались и в эпоху Второго храма. Но поскольку в его изложении законы юбилейного года несколько отличаются от библейских и талмудических, исследователи заключают, что в эту эпоху законы соблюдались лишь частично. Несмотря на то, что юбилейный год перестал соблюдаться в полной мере, Галаха содержит предписания относительно юбилейного года, поскольку его законы связаны с законами субботнего года. Согласно Галахе, установления, относящиеся к субботнему году, распространяются и на юбилейный год, за исключением возвращения проданной земли ее исконному владельцу и освобождения рабов.

Как в литературе таннаев, так и в апокрифах  представлены различные способы исчисления юбилейного года. Так, барайта (Нед. 61а; ТИ., Кид. 1:2, 59а) устанавливает, что юбилейный год — 50-й год после завершения семи субботних лет, а следующий за ним год — первый год нового семилетнего цикла. Однако там же приводится мнение, что юбилейный год — это первый год нового семилетнего цикла. Согласно Талмуду, юбилейный год требует освящения — бет-дин должен оповещать о его наступлении звуком шофара и наблюдать за выполнением связанных с ним предписаний: по мнению большинства законоучителей, если о наступлении юбилейного года не было возвещено звуком шофара, он не имеет законной силы. Иехуда ха-Наси полагал, что для святости юбилейного года достаточно протрубить в шофар (РхШ. 9б; ТИ., РхШ. 3:5, 58г). Меньшая часть законоучителей считала, что достаточно вернуть землю ее исконным владельцам и освободить рабов, чтобы придать юбилейному году официальный статус. Несмотря на то, что Библия (Лев. 25:9) упоминает, что юбилейный год начинается в Иом-Киппур, талмудический закон устанавливает начало юбилейного года в Рош ха-Шана.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ИЗБАВЛЕНИЕ (Геула)

Древнее значение слова геула связано с жизнью семьи и общества. Обедневшему еврею, который распродал все свое имущество и не мо...

СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА ТАМУЗ (Шив'а асар бе-тамуз

Пост. В четвертый месяц, в девятый день месяца, усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли, и ...

ПОСОЛ МЯСА (Млихат басар)

Тора запрещает употреблять в пищу мясо, пропитанное кровью. Поэтому Галаха предписывает определенную процедуру кашерования мяса. Прежде всего мясо промывают водой. Затем в ...