Рабби Лейб Раскин

News image

В воскресенье 2 мая 2004 года вернулась к Создателю душа ра...

Мителер ребе

News image

Кто такой Мителер ребе? Рабби Довбер, сын основателя ХаБаДа толковал объяснения св...

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин

News image

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся за...



ИЕРУСАЛИМ (Йерушалаим)

Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее под названием Офель , или Город Давида . Эта возвышенность защищена с трех сторон глубокими лощинами, и на ней располагался город в течение долгого времени. Самые ранние сведения об И. содержатся в египетских надписях, относящихся к XIX в. до н. э. К этому же периоду относится библейский рассказ о Малки-Цедеке, царе Шалема (вероятно, И.). Во времена Иегошуа колена* Израиля не смогли завоевать И. Граница удела колена Биньямина проходила к северу от И., граница колена Иегуды — к югу от него. Сыны Иегуды пытались завоевать И.: И воевали сыны Иегуды с И., и захватили его, и разгромили, и сожгли город , но не смогли удержаться в нем. Сыны Биньямина тоже не сумели изгнать иевусеев, владевших городом, как сказано в книге Судей (I, 21): А иевусеев, сидевших в И., не изгнали сыны Биньямина, и живут иевусеи с сынами Биньямина в И. по сей день . Лишь царь Давид завоевал его окончательно и сделал столицей всей страны. Выбор И. как столицы царства имел большое значение для единства нации. Город не был поделен между коленами и поэтому идеально соответствовал тому, чтобы быть столицей объединенного царства. Шломо (Соломон), сын и преемник Давида, построил в И. Храм, сделав город, тем самым, и религиозным центром всех колен. Тогда в нем поселились Когены (священники) и левиты, служившие в Храме. После раздела царства И. перестал быть государственным и религиозным центром всей Эрец Исраэль, но остался столицей Иудеи и царей дома Давида. Дом Давида царствовал в нем свыше пятисот лет, пока не подступил к городу Невухаднецар*, царь Вавилона, и разрушил город. Однако ореол святости продолжал окружать И. и после его разрушения, и изгнанники произносили клятву: Если забуду я тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду я помнить тебя, если не поставлю Иерусалим выше веселия моего (Псалмы CXXXVII, 4-5). И евреи-изгнанники выполнили эту клятву — они и их потомки — до нашего времени. Народ не забыл И. в течение тысячелетий своего изгнания.

С возвращением изгнанников из Вавилона с Эзрой и Нехемьей* город был отсроен заново, восстановлены Храм и стены, и И. вновь стал центром нации вплоть до разрушения Второго Храма. После подавления восстания Бар-Кохбы И. был превращен в развалины, и на месте его был создан римский город Элия Капитолина, куда евреям был запрещен доступ в течение многих поколений.

Мечта каждого еврея — увидеть при жизни восстановленный И. — и горячая любовь к городу Давида нашли свое отражение во многих обычаях и молитвах, которые установили хазал*. Несколько раз в день каждый набожный еврей повторяет молитву: И в Иерусалим, град Твой, вернись милостиво и пребывай в нем, как Ты говорил. И восстанови его вскоре, в наши дни, навеки, и престол Давида немедля учреди в нем .

В течение многих веков прибывали евреи из разных стран диаспоры в И., чтобы жить и умереть в нем. Это движение было постоянным, несмотря на опасности пути и тяжелые условия жизни в разрушенном и заселенном неевреями городе.

Еврейская агада* не могла примириться с разрушением и построила идеальный образ И., Йерушалаим шел маала (Небесный И.), ибо из великой любви к [Иерусалиму] земному создал Он другой, небесный (Танхума). Реальный, материальный И. не схож с И. будущего мира. В И. этого мира волен войти каждый. В И. будущего мира могут войти только приглашенные (ББ 75).

Каждый, кому доводилось увидеть разрушенные города Иудеи, должен был произнести : Города святыни Твоей стали пустыней и разорвать одежды (в знак траура). Видевший разрушенный И. говорил: Сион пустыней стал, И. - пустошью . Видевший развалины Храма говорил: Дом святыни нашей и торжества нашего, где славили Тебя отцы наши, стал пепелищем, а все, что мило нам — развалинами , и разрывал одежды.

Трубный звук шофара возвестил об освобождении Западной Стены и воссоединении И. в Шестидневной войне 19.7 года.

Иерусалим - это вечность.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ЙОМ ТОВ (Праздник)

Йом тов (дословно: хороший, добрый день) — собирательное название для всех праздничных дней. В эти дни каждый обязан веселиться и ра...

МИШНА

Мишна — от глагола шано . Этот глагол, первоначальное значение которого - повторять , в талмудической лит...

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (Шеэлот утшувот)

Так называется богатая и очень разветвленная раввинская литература, написанная гаонами*, раввинами, знатоками Торы* и поским* в виде ответов на вопросы, от...