ИЕРУСАЛИМ (Йерушалаим)
Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее под названием Офель , или Город Давида . Эта возвышенность защищена с трех сторон глубокими лощинами, и на ней располагался город в течение долгого времени. Самые ранние сведения об И. содержатся в египетских надписях, относящихся к XIX в. до н. э. К этому же периоду относится библейский рассказ о Малки-Цедеке, царе Шалема (вероятно, И.). Во времена Иегошуа колена* Израиля не смогли завоевать И. Граница удела колена Биньямина проходила к северу от И., граница колена Иегуды — к югу от него. Сыны Иегуды пытались завоевать И.: И воевали сыны Иегуды с И., и захватили его, и разгромили, и сожгли город , но не смогли удержаться в нем. Сыны Биньямина тоже не сумели изгнать иевусеев, владевших городом, как сказано в книге Судей (I, 21): А иевусеев, сидевших в И., не изгнали сыны Биньямина, и живут иевусеи с сынами Биньямина в И. по сей день . Лишь царь Давид завоевал его окончательно и сделал столицей всей страны. Выбор И. как столицы царства имел большое значение для единства нации. Город не был поделен между коленами и поэтому идеально соответствовал тому, чтобы быть столицей объединенного царства. Шломо (Соломон), сын и преемник Давида, построил в И. Храм, сделав город, тем самым, и религиозным центром всех колен. Тогда в нем поселились Когены (священники) и левиты, служившие в Храме. После раздела царства И. перестал быть государственным и религиозным центром всей Эрец Исраэль, но остался столицей Иудеи и царей дома Давида. Дом Давида царствовал в нем свыше пятисот лет, пока не подступил к городу Невухаднецар*, царь Вавилона, и разрушил город. Однако ореол святости продолжал окружать И. и после его разрушения, и изгнанники произносили клятву: Если забуду я тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду я помнить тебя, если не поставлю Иерусалим выше веселия моего (Псалмы CXXXVII, 4-5). И евреи-изгнанники выполнили эту клятву — они и их потомки — до нашего времени. Народ не забыл И. в течение тысячелетий своего изгнания.
С возвращением изгнанников из Вавилона с Эзрой и Нехемьей* город был отсроен заново, восстановлены Храм и стены, и И. вновь стал центром нации вплоть до разрушения Второго Храма. После подавления восстания Бар-Кохбы И. был превращен в развалины, и на месте его был создан римский город Элия Капитолина, куда евреям был запрещен доступ в течение многих поколений.
Мечта каждого еврея — увидеть при жизни восстановленный И. — и горячая любовь к городу Давида нашли свое отражение во многих обычаях и молитвах, которые установили хазал*. Несколько раз в день каждый набожный еврей повторяет молитву: И в Иерусалим, град Твой, вернись милостиво и пребывай в нем, как Ты говорил. И восстанови его вскоре, в наши дни, навеки, и престол Давида немедля учреди в нем .
В течение многих веков прибывали евреи из разных стран диаспоры в И., чтобы жить и умереть в нем. Это движение было постоянным, несмотря на опасности пути и тяжелые условия жизни в разрушенном и заселенном неевреями городе.
Еврейская агада* не могла примириться с разрушением и построила идеальный образ И., Йерушалаим шел маала (Небесный И.), ибо из великой любви к [Иерусалиму] земному создал Он другой, небесный (Танхума). Реальный, материальный И. не схож с И. будущего мира. В И. этого мира волен войти каждый. В И. будущего мира могут войти только приглашенные (ББ 75).
Каждый, кому доводилось увидеть разрушенные города Иудеи, должен был произнести : Города святыни Твоей стали пустыней и разорвать одежды (в знак траура). Видевший разрушенный И. говорил: Сион пустыней стал, И. - пустошью . Видевший развалины Храма говорил: Дом святыни нашей и торжества нашего, где славили Тебя отцы наши, стал пепелищем, а все, что мило нам — развалинами , и разрывал одежды.
Трубный звук шофара возвестил об освобождении Западной Стены и воссоединении И. в Шестидневной войне 19.7 года.
Иерусалим - это вечность.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Второй ПесахПесах в Эрев был днем, когда в Храм люди приносили пасхальные жертвы, то есть Корбан Песа... |
ШофарШофа р (שׁוֹפָר) — древний духовой музыкальный инструмент, бараний рог, в который трубят во время си... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |