Великий Магид

News image

О происхождении и ранних годах жизни рабби Довбера, позже более из...

Рабби Исраэль Баал Шем Тов

News image

Еврейская философия как наука, отстаивающая ценности и мировоззрение еврейской традиции, по...

Рабби Исраэль из Гусятина

News image

Раби Исраэль бар Мордехай-Шрага Фридман (р. Исраэль из Гусятина; 5618—5709 /1...



Лайтман Михаил. 10 лекций о Каббале (ЛЕКЦИЯ 5)

лайтман михаил. 10 лекций о каббале (лекция 5)

Вкратце повторим: творение начинается с того, что из Творца выходит свет, желание насладить, и это называется бхинат шореш. Она строит под себя желание насладиться -- бхину алеф, которая, наполнившись светом, перенимает от света желание наслаждать, отдавать. Это бхина бет. Но отдавать ей нечего, и она понимает, что насладить кого-то можно, только приняв ради него какую-то часть света. Так образуется третья стадия -- Зэир Анпин -- которая уже имеет два свойства: отдавать и получать. Начав ощущать два наслаждения, з а чувствует, что получение ему ближе и приятней: таким оно создано изначально в стадии алеф, поэтому решает получать весь свет, как в стадии алеф, и полностью заполняется им, но уже по собственному желанию, и бесконечно наслаждается. Эта четвертая стадия называется малхут мира Эйн Соф, или настоящее, единственное творение. В нем соединились два условия: оно заранее знает, чего хочет, и выбирает из двух состояний получение. Первые три стадии не называются творением, т.к. ни в одном из них нет своего собственного желания, а только либо желание Творца, либо следствие из этого желания. 4-я стадия, наполнившись светом, так же как и первая, начинает перенимать свойства Творца и чувствовать себя получающей, в ней возникает чувство стыда, которое приводит ее к решению стать похожей на Творца по свойствам, т.е. не принимать свет. Она делает цимцум алеф. Но почему же еще в конце первой стадии не возникло желание сделать цимцум? Потому что там желание кли исходило не от него самого, а от Творца. Здесь же творение на свое собственное желание получать делает сокращение, не использует его. Цимцум сделан не на получение наслаждения, а на стремление получать ради себя, т.е. сокращение на намерение. В первом случае кли просто перестало получать. Если же теперь кли примет решение получать, но не ради себя, то сможет наполниться каким-то количеством света, в зависимости от силы намерения противостоять эгоизму. Такое получение света ради другого эквивалентно отдаче. Действие в духовном определяется намерением, а не самим фактом действия. Первое сокращение говорит о том, что кли никогда в дальнейшем не будет наслаждаться ради себя, цимцум алеф никогда не будет нарушен. Поэтому первейшей задачей творения является необходимость нейтрализовать желание самонасладиться. Первое творение, бхина далет, говорит о том, как можно полностью насладиться всем светом Творца. А первое сокращение означает, что малхут никогда не будет наслаждаться ради себя. Далее решается вопрос, как это осуществить. Для этого малхут ставит над своим эгоизмом экран, который поначалу отталкивает весь приходящий к ней свет. Этим она проверяет себя, в состоянии ли противостоять всему огромному наслаждению, которое находится в свете перед экраном и которое соответствует ее такому же огромному желанию. Да, она может это сделать -- полностью оттолкнуть все наслаждение и не наслаждаться. Но в таком случае кли отделено от света. Как же сделать так, чтобы не только оттолкнуть все наслаждение, но и получить какую-то его часть -- уже ради Творца? Для этого отраженный экраном свет (ор хозер) должен как бы одеться сверху на ор яшар и вместе с ним войти внутрь кли, желания насладиться, т.е. послужить тем антиэгоистическим условием наслаждения, в которое может войти ор яшар, наслаждение. Тут ор хозэр выполняет роль альтруистического намерения. Перед тем как принять в себя эти два света, в рош делается расчет, сколько именно света можно получить ради Творца. Это количество и заходит в тох. Первый парцуф по силе экрана может принять, к примеру, 20% света. Этот свет называется внутренним, ор пними. Свет, не вошедший в тох, остается снаружи кли, и поэтому называется окружающим светом, ор макиф. Первое получение 20% света называется парцуф Гальгальта. Далее, под давлением двух светов -- ор макиф и ор пними -- на экран в табуре, парцуф исторгает весь свет, его экран постепенно поднимается вверх, от табур до пэ, теряя свою антиэгоистическую силу, и сравнивается с экраном, стоящим в пэ де-рош. Но в духовном ничего не пропадает: любое последующее действие накладывается на предыдущее. Принятые 20% света от пэ до табура остались в прошлом состоянии парцуфа. Парцуф, видя, что с 20% света он справиться не смог, решает в дальнейшем снова принять свет, но уже не 20%, а 15%. Для этого он должен спустить экран с уровня пэ на уровень хазе парцуфа Гальгальта, т.е. сойти на более низкую духовную ступень. Если вначале его уровень определялся решимо далет-далет, то сейчас только далет-гимел. Свет входит по той же системе и образует новый парцуф -- А Б. Его дальнейшая судьба та же: он также исторгает свет. Затем распространяется третий парцуф Са Г, за ним -- М А и БО Н. Все 5 парцуфим заполняют Гальгальту от ее пэ до табур. Мир, который они образуют, называется Адам Кадмон. Гальгальта подобна бхине шореш, потому что получает от Творца только то, что может отдать, уподобляясь этим Создателю. А Б получает меньше света ради Творца и называется хохма, как бхина алеф, Са Г -- работает только на отдачу и называется бина, как бхина бет, М А -- подобен з а, как бхина гимел, и БО Н -- соответствует малхут, бхине далет. Са Г, имея свойства бины, способен распространиться под табур и наполнить светом нижнюю часть Гальгальты. Под табуром, кроме пустых желаний, существуют еще и наслаждения от подобия Творцу тем, что находящиеся под табуром НеХ И де-Гальгальта отказалась от света хохма и наслаждаются ор хасадим, наслаждением от сходства с Творцом. Это наслаждение тоже уровня далет де-авиют. Некудот де-Са Г имеет авиют бет и могут наслаждаться от отдачи только светом этого уровня. Противостоять наслаждениям уровня далет некудот Са Г уже не могут, иначе начнут принимать свет ради себя. Что и произошло бы, но малхут, стоящая в сиюм Гальгальты, поднимается на середину тиферет парцуфа Некудот дэ Са Г, образует новый сиюм-ограничение свету, называемый парса, ниже которой свет не может проникнуть. Этим малхут делает второе сокращение на распространение света, называемое по аналогии с первым -- цимцум бет. Подобные примеры можно наблюдать в нашем мире, когда воспитанный человек, который никогда не украдет деньги до суммы в 1000 долларов, в случае, если перед ним положить 10 тысяч долларов, может не устоять: его воспитание может не сработать, наслаждение превышает возможности сопротивления ему. Цимцум бет -- это продолжение Ц А, но на келим де-кабала. Произошла интересная вещь: в некудот де-Са Г, альтруистичном по своей природе парцуфе, проявились эгоистические свойства, и малхут немедленно перекрывает их, поднявшись наверх, и образовывает ограничивающую распространение света вниз линию, которая называется парсой. Рош парцуфа Са Г, как каждая голова, состоит из 5-ти сфирот: кетер, хохма, бина, з а и малхут, которые, в свою очередь, делятся на келим де-ашпаа (кетер, хохма, половина бины) и келим де-кабала (от середины бины до малхут). Келим де-ашпаа (отдающие) еще называются гальгальта вэ эйнаим (Г Э), а келим де-кабала (получающие) -- озен, хотем, пе (АХа П). Цимцум бет говорит о том, что начиная с этого момента, парцуф не может использовать никаких получающих желаний. Нельзя пользоваться ахапом, так решила малхут, поднявшись до середины тиферет. После Ц Б все решимот поднимаются в рош де-Са Г с просьбой образовать там парцуф только на уровне гальгальты вэ эйнаим, чтобы этот парцуф смог тоже получить немного света от контакта с Творцом. Это говорит о том, что масах должен стоять уже не в пэ де-рош, а в никве эйнаим, что соответствует линии парсы на середине тиферет в гуф. После зивуга в рош де-Са Г, оттуда выйдет парцуф, который распространится под табур точно до парсы. Новый парцуф, который распространился под табур до парсы, одевается на предыдущий парцуф некудот де-Са Г, только на его верхнюю часть -- альтруистические келим. Имя этому новому парцуфу: катнут олам аНекудим, и вышел он на решимот бет-алеф мецумцамим. На самом деле такого мира нет среди 5 миров, которые мы называли: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, потому что этот мир родился и тут же разбился. Но пока он существует, его сфирот кетер, хохма, бина, хесед, гвура и треть тиферет делятся на 10 и имеют обычные названия. А кроме того, специальные названия есть для сфирот хохма и бина -- аба ве има, а сфирот з а и малхут называются Зо Н -- з а и нуква. После зивуг де-акаа в никвей эйнаим в рош Са Г, по просьбе решимот нижнего парцуфа он делает второй зивуг на решимот де - гадлут в пэ де-рош. При этом с Са Г под табур начинает распространяться огромный свет и пытается спуститься под парсу. У парцуфа Некудим есть полная уверенность, что он сможет принять этот свет ради Творца, что у него есть на это силы, несмотря на Ц Б. Но как только свет касается парсы, происходит швират келим (разбиение сосудов), потому что становится понятным, что парцуф хочет принять это наслаждение ради себя. Свет тут же исчезает из парцуфа, а все келим, даже те, что находились над парсой, разбиваются. Таким образом, от желания парцуфа использовать и келим де-кабала ради Творца, т.е. образовать мир Некудим в гадлуте с использованием всех десяти келим, произошло разбиение всех экранов -- намерений ради Творца. В теле парцуфа Некудим, т.е. в Зо Н над парсой ( хесед, гвура, тиферет), и под парсой (нецах, ход, есод и малхут) есть всего 8 сфирот, каждая из них состоит их 4-х стадий (кроме нулевой), а также в свою очередь состоит из 10-ти, т.е. всего 8х4х10=320 келим, которые разбились. Из этих 320 частей только малхут нельзя будет исправить, а таких частей малхут всего 8х4=32 в 320. А оставшиеся 320-32=288 частей поддаются исправлению. 32 части называются лев а эвен (каменное сердце). Оно исправляется только самим Творцом в гмар тикун. Одновременно разбились и альтруистические, и эгоистические желания. Они перемешались друг с другом. И сейчас каждая частица разбитых келим состоит из 288 частей, которые можно исправить, и есть еще 32 части, не поддающиеся исправлению. Теперь достижение цели творения зависит только от исправления разбитого мира Некудим: если нам удастся это сделать, мы наполним бхину далет светом. Для построения целой системы, могущей исправить разбитые келим мира Некудим, создается олам а тикун (мир исправления), или олам Ацилут.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ПОСТ (Цом)

Издревле принято было объявлять П. во время беды. В Библии много рассказано о П., объявленных по разным поводам: пророк Шмуэль* об...

ОТШЕЛЬНИК, или АСКЕТ (Назир)

Если мужчина или женщина дает обет, обрекая себя Господу воздержанием, то должен воздерживаться от вина и шехара, уксуса вина и у...

СУББОТА ПЕСНИ (Шаббат шира)

Суббота, в которую читают раздел Бешалах из книги Исход, содержащую Песнь моря . Эту главу читают в Су...