Соломон
Соломо н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо ; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э.. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.
Имена Соломона
Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом — «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем — «совершенный», «цельный»).
Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.
Библейское повествование
История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников.
Приход к царствованию
Отец Соломона, Давид, собирался передать престол именно Соломону. Однако, когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.
Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Тот спешно принял решение помазать на царствование Соломона, что и было исполнено (476 год по Исходу евреев из Египта). Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар.1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.
Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.
Правительство Соломона
Состав правительства, сформированного Соломоном:
Первосвященники — Садок, Авиафар, Азария;
Командующий войсками — Ванея;
Министр налогообложения — Адонирам;
Придворный летописец — Иосафат; также писцы — Елихореф и Ахия;
Ахисар — начальник царской администрации;
Завуф;
Азария — начальник наместников;
12 наместников:
Бен-Хур,
Бен-Декер,
Бен-Хесед,
Бен-Авинадав,
Ваана, сын Ахилуда,
Бен-Гевер,
Ахинадав,
Ахимаас,
Ваана, сын Хушая,
Иосафат,
Шимей,
Гевер.
Внешняя политика
Соломон придерживался, как и большинство правителей того времени, имперских взглядов. Объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали большу ю территорию; Соломон стремился к экспансии, чему доказательством служит произведённая им под предлогом обращения в «правильную» религию аннексия Сабы.
Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.
Конец царствования Соломона
Согласно легенде, Соломон имел несколько жён, среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.
Соломон умер в возрасте 52 лет. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.
Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).
Легенды о Соломоне
Суд царя Соломона
Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мёртвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч».
И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».
Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!»
Другая же, напротив, говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей ни мне».
Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать».
Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.
Кольцо Соломона
Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо — на нем высечена фраза: Это пройдет. Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!» Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот — еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет.»
Другой вариант легенды:
Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек с ног до головы одетый в золотые одеяния. Соломон призвал к себе этого человека и спросил: «Уж не разбойник ли ты?». На что тот ответил, что он ювелир: «А Иерусалим — знаменитый город, сюда приезжает множество состоятельных людей, царей и князей». Тут царь поинтересовался сколько же ювелир этим зарабатывает? И тот гордо ответил, что много. Тут царь усмехнулся и сказал, что коли этот ювелир такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых грустными. И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить. Как бы не был талантлив ювелир, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него. У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца — половина мудреца». И рассказал Рахаваму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы — гимел, заин и йуд. И сказал, что с этим можно смело идти к царю. Шломо повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон кольца по-своему — и их смысл аббревиатура גם זו יעבור «И это тоже пройдёт». И как кольцо крутится, и все время наверх выступают разные буквы, так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый всеми великолепиями, а это пройдет, он сразу стал грустен. А когда Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело.
Тысяча и одна ночь
Тысяча и одна ночь (Арабский: كتاب ألف ليلة وليلة Alf Layla Китабо 'ва-Лейла; Персидский: هزار و یک شب Hezār-O Yek šab) Сказки и рассказы. Описывает Джина, который разгневал Царя Соломона и был наказан, будучи запертыми в бутылку и брошенным в море. Так как бутылка была опечатана печатью Соломона, джин был бессилен освободиться, пока не наткнулся много веков спустя на рыбака, который открыл бутылку.
Аннексия Сабы
Согласно легенде, Соломон присоединил к своему государству Сабу — легендарное государство, официальной религией которого было солнцепоклонничество. Он отправил правительнице Сабы (известной под титулом Царица Савская) Билкис ноту с предложением об объединении вкупе с изменением государственной религии.
Верховный Совет Сабы принял решение считать эту ноту объявлением войны и вступить в оную, однако Билкис наложила на это решение вето и вступила с Соломоном в переговоры. Посол Сабы привёз Соломону подарки, однако тот демонстративно отказался, мотивируя тем, что ничего лучшего и большего, чем у него есть, Саба дать ему не может, и единственная цель объединения — воцарение справедливой религии на территории Сабы. В ходе переговоров Соломон заявил, что при необходимости начнёт войну и захватит Сабу силой.
Тогда на переговоры отправилась лично Билкис, предварительно приказав спрятать царственные регалии (главным образом трон). От своих шпионов Соломон узнал об этом и приказал своим резидентам в Сабе выкрасть трон и доставить к месту переговоров. Когда Билкис прибыла, Соломон предложил ей её же трон. Подавленная Билкис согласилась на присоединение, которое таким образом состоялось; государственная религия Сабы была приведена в соответствие государственной религии Соломонова царства.
Звезда Соломона
По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона.
В то же время, средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду).
По другой версии, знаком Соломона, т. н. Соломоновой печатью, являлась восьмиконечная звезда, переплетённая, как пентаграмма.
Считается, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.
Эти знаки широко использовались в магии, алхимии, Каббале и прочих мистических учениях.
Образ в искусстве
Образ царя Соломона вдохновил многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно — оперу.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Законы СукктаШалаш следует начинать строить с ночи, то есть на исходе Йом-Кипура. Абсолютно все евреи должны прин... |
Йом Кипур: переступающий граниДесять дней от Рош а-Шана до Йом Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |