РЕШ ЛАКИШ
Рабби Шимон бен Лакиш (иначе Реш Лакиш) – один из двух наиболее выдающихся амораев Эрец-Исраэль второго поколения (вместе с рабби Йохананом, его шурином и оппонентом в вопросах Алахи). Рабби Шимон родился около 200 года, умер около 275 года. Он учился в Ципори вместе с р. Йохананом у р. Йеуды а-Наси (Талмуд Йерушалми, Бейца 63а). Согласно Дорот а-Ришоним, он был учеником р. Йеуды Несии, внука р. Йеуды а-Наси, от имени которого он передаёт много изречений. Существует также мнение, что Реш Лакиш был учеником Бар Капры, т. к. он часто передаёт алахот и от его имени. По-видимому, Реш Лакиш учился также у р. Ошайи: от его имени он также передаёт алахот и называет его «отцом Мишны» (Талмуд Йерушалми, Бава Кама 4с; В. Талмуд, Кидушин 80а; В. Талмуд, Бехорот 13а).
Существует много рассказов о его неимоверной силе и атлетическом телосложении. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств он отказался от изучения Торы и поступил на службу в цирк. Его спас от духовного падения рабби Йоханан, на сестре которого Реш Лакиш женился.
Когда р. Йоханан был учителем в Ципори, они с р. Шимоном обладали равным авторитетом (Талмуд Йерушалми, Сангедрин 18 b , Талмуд Йерушалми, Нида II , 50 b ). Когда же р. Йоханан отправился в Тверию и основал ешиву, р. Шимон занял второе место в качестве учителя (В. Талмуд, Бава Кама 117а). В находчивости он превосходил р. Йоханана, и р. Йоханан говорил, что без Реш Лакиша он – как без правой руки (Талмуд Йерушалми, Сангедрин, II , 19с, 20а). Доводы р. Шимона бывали настолько убедительны (Талмуд Йерушалми, Йома 38а), что р. Йоханан часто принимал его мнение (Талмуд Йерушалми, Эрувин 18с). Свои возражения р. Йоханану Реш Лакиш основывал на Мишне и всегда открыто говорил то, что думал. Р. Йеуде Несии он заявил, что никогда не скроет из страха перед ним мнения, вытекающего из Торы. Когда р. Йеуда Несия однажды пожаловался ему на вымогательство римских чиновников, то получил резкий ответ: «Не бери, и у тебя не будут брать» (Берейшит Раба, LXXVIII , 15). Однажды, когда р. Йоханан защищал своё мнение по алахическому вопросу в присутствии р. Янная и удостоился его похвалы, р. Шимон начал своё возражение такими словами: «мнение р. Йоханана неверно, несмотря на то, что оно удостоилось одобрения со стороны р. Янная» (Талмуд Йерушалми, Сота, II , 18 b ). Иногда р. Шимон выступал даже с положениями, противоречащими Мишне (Талмуд Йерушалми, Трума, VII , 44 c ). Правда, его мнения, расходящиеся с мнениями р. Йоханана, были приняты к руководству лишь в трёх случаях (В. Талмуд, Евамот 36а).
Никто не мог сравниться с р. Шимоном в прилежании и усердии к учению Торы. У него был обычай сорок раз повторять изучаемый раздел Мишны (В. Талмуд, Таанит 8а). В Агаде он проявлял ту же независимость, что и в Алахе. Его оригинальные взгляды удивляли современников и долгое время считались парадоксальными, например: Израиль дорог Б-гу, но «дороже Б-гу гер, потому что Израиль не признал бы Торы без тех чудес, которые явил Б-г на горе Синай, гер же не видел ни одного такого чуда и всё же посвящает себя Б-гу». Израиль узнал имена ангелов у вавилонян в эпоху изгнания, потому что Йешая говорит только «об одном из серафимов», у Даниэля же уже встречаются имена двух ангелов, Михаэля и Гавриэля (Талмуд Йерушалми, Рош-Ашана 56 d ). Его высказывания афористичны: «Человек совершает преступление не иначе, как в припадке безумия» (В. Талмуд, Сота 3а); «Раньше укрась себя самого, затем украшай (т. е., учи) других» (Бава Меция 107б); «Кто прелюбодействует одними только глазами, совершает грех прелюбодеяния» (Ваикра Раба XXIII , 12) .
Реш Лакиш открыто говорил о том времени, когда он служил в цирке, употреблял иногда выражения, заимствованные из этой среды. Однако оскорбительный намёк р. Йоханана, его друга и шурина, на прежнюю профессию, так сильно задел р. Шимона, что он заболел и умер. Это произошло при следующих обстоятельствах: разбирая один алахический вопрос, р. Шимон и р. Йоханан спорили о разных видах ножей, и р. Йоханан сказал: «Разбойник знает свои инструменты» (В. Талмуд, Бава Меция 84а). Эти слова не только вызвали болезнь и смерть р. Шимона, но и оказали влияние на отношение потомства к его памяти: многие мудрецы позднейших поколений поняли эти слова буквально. Мнение о том, что р. Шимон был в молодости разбойником и даже главой разбойничьей шайки, нашло отражение в Пиркей де-рабби Элиэзер ( XLIII ).
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Порядок во всем: праздники и гДаже по сей день в ортодоксальных общинах постоянно осуществляются обряды, которые точно такие же, как ... |
Йом Кипур: переступающий граниДесять дней от Рош а-Шана до Йом Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |