Раскаяние праведников

News image

Рав Саадия однажды остановился у одного еврея, который его не ...

Ребе Махараш

News image

Четвертым Любавичским ребе стал сын Цемаха Цедека рабби Шмуэль (1834 – ...

Раби ЗЕЙРА

News image

Раби Зейра – выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на по...



Ребе Шолом Довбер

ребе шолом довбер

2 нисана – день памяти пятого Любавичского Ребе Шолома Довбера, более известного под именем Ребе РАШАБ – мудреца Торы.

Человек приходит в этот мир со своим заданием от Всевышнего. Но не всякий человек может так глубоко понять это задание и так просто его исполнить. Ребе РАШАБ был наделен именно таким даром и такой способностью – делать сложное и высокое простым, но… не низким, а еще более возвышенным. Будучи главой движения Любавичских хасидов, он вывел и учение, и идеи, и людей, которым он служил и которым он помогал понять себя и Творца, на новый уровень. Именно благодаря его точно направленной энергии и воле была основана знаменитая теперь на весь мир иешива (академия, как сказали бы сейчас) «Томхей Тмимим», что значит «Поддерживающий цельных духом».

Название выбрал сам Ребе. Он объяснил, что взято оно из молитвы, которую произносят в Симхат Тора, когда танцуют с Торой в руках. В этой молитве говорится: «Томех Тмимим ойшиа но»«Б-же, укрепляющий искренних, помоги нам!» «Студенты, которые будут обучаться в этой иешиве, помогут всему народу Израиля», — сказал Ребе, имея в виду учреждение любавичских иешив. Тогда же Ребе заметил, что существует много иешив, в которых изучают Талмуд, и, если бы его единственной целью было открыть еще одну, это не составило бы для него большого труда. Во вновь создаваемой иешиве упор был сделан на воспитание студентов, понимающих, что, как бы хорошо они ни знали Талмуд, это лишь способ расширить свои возможности служить Всевышнему, то есть правильно понять соотношение целей и средств в истинно еврейской жизни и духовной работе. Другая задача иешивы, отличной от существующих, – изучение наряду с Талмудом учения хасидизма, причем в студенте, изучающем хасидизм, должно быть заметно, что он изучает Талмуд; тем самым достигается синтез Талмуда и хасидизма.

Создание «Томхей Тмимим» было одним из ответов Ребе РАШАБа на светское сионистское движение, которое в его время стало проникать в еврейскую общину. Ребе был его категорическим противником.

В письме д-ра Макса Мандельштама Герцлю, датированном 30 марта 1899 года (опубликовано в «А-Олам» в 1938 году, № 43), говорится, что светский националист более еврей, чем тот, кто сосредоточен на соблюдении предписаний Торы. Это мнение побудило многих дальновидных людей того времени публично высказаться против «культурного», националистического сионизма. Многие из них отмечали, что не являются противниками идеи сионизма – стремления вернуться на землю обетованную. Наоборот, в нем немало хорошего, в частности возвращение под его влиянием в лоно своего народа ассимилированных евреев. Но сионизм подобен «красной корове»: он очищает нечистых и оскверняет чистых.

Ребе РАШАБ считал светский сионизм даже более опасным, чем движение а-скалы. Маскил – просвещенный еврей – предыдущего поколения, нарушая законы Торы, знал, что грешит, что, если он хочет стать настоящим евреем, ему надо вернуться к соблюдению заповеди Творца. Сионизм же побуждал евреев поступиться традиционным самосознанием, просто поменять его на светско-националистическое – на то, что удобно, просто и быстро, этакий идейный и умственный «фастфуд», выражаясь современным языком.

Ребе РАШАБ основал иешивы «Томхей Тмимим» для того, чтобы «фальшивому решению» современных проблем евреев противопоставить ответ в духе Торы. Учение хасидизма, ставшее неотъемлемой частью иешивы, давало мыслящему и пытающемуся нащупать правильный путь еврею орудие, с помощью которого он мог обрести подлинное самосознание.

Ребе РАШАБ говорил: «А хасидишер штикл бройт вет ныт фарфалн верн».В переводе с идиш выражение означает: «Хасидский кусок хлеба не пропадет».

Приведенное выражение надо понимать так: человек, вскормленный «хлебом» хасидского учения, не потеряется в хаосе этого мира. Даже если еврей утратил связь с Торой, то, в конце концов, обязательно вернется в лоно еврейства. Такова сила «хасидского куска хлеба» – о ней нам напоминает пример, идеи, сила духа и убежденность пятого Любавичского Ребе Шолома Довбера, известного как Ребе РАШАБ.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

АРБА КАНФОТ (Четыре крыла)

Заповедь, содержащаяся в Торе*, повелевает сделать четыре кисти (цицит) — по краям четырехугольной одежды. Заповедь эта очень важна, ибо сказано (Ч...

ДОМ (Баит)

В теплом климате нашей страны не было необходимости в массивных зданиях. Человек древнего мира, работавший в поле или в винограднике и ...

МА НИШТАНА... ( Чем отличается... )

Этими словами начинаются традиционные четыре вопроса , которые задает сын отцу во время Пасхального Сейдера*. Вопросы эти касаются особых об...