Десятое швата

News image

Сегодня отмечается важная памятная дата еврейской жизни, неразрывно связанная с ис...

Рабби Менахем Мендл Шнеерсон

News image

3 тамуза 5767 года (2007 г. по светскому летоисчислению) исполняется 13...

Раби ЗЕЙРА

News image

Раби Зейра – выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на по...



Мудрецы Израиля. Зугот (пары)

мудрецы израиля. зугот (пары)

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

Период зугот был ознаменован борьбой между эллинистами (евреями, воспринявшими греческую культуру) и теми, кто оставался верен законам Торы — борьбой, которая приобрела остроту гражданской войны.

Йоси бен Йоэзер из Цереды — ученик Антигноса. Глава Санхедрина в период антиеврейских указов Антиоха Эпифана и начала восстания Маккавеев (3616-3621 гг. /144-139 гг. до н.э./). Принимал активное участие в борьбе с эллинистами. Был зверски убит в числе шестидесяти мудрецов Израиля в результате резни, учиненной греческим полководцем Деметрием.

Сохранилось одно его изречение: «Пусть твой дом станет местом собрания мудрецов, пребывай у их ног и с жадностью впитывай их речения» (Авот 1:4).

Йоси бен Йоханан из Иерусалима — ученик Антигноса. Ав бейт дин в Санхедрине, возглавляемом Йоси бен Йоэзером. Они составили первую из зугот.

Его изречение так же приведено в Мишне: «Пусть двери в твоем доме будут широко распахнуты и бедняки чувствуют себя членами твоей семьи; и не умножай разговоров с женой — даже с собственной, а уж с чужою — подавно» (Авот 1:5).

Йеошуа бен Прахьянаси во второй «паре». В последние годы правления первосвященника Йоханана Гиркана, попавшего под влияние эллинистов, вынужден был бежать в Египет и скрывался в Александрии. Возвратился на родину только около 3670 г. (90 г. до н.э.), после смерти Гиркана.

Йеошуа бен Прахье принадлежит известное изречение: «Сделай себе учителя и приобрети себе друга, и суди о каждом с лучшей стороны (лехаф зхут)» (Авот 1:6).

Нитай из Арбелыав бейт дин в Санхедрине, возглавляемом Йеошуа бен Прахьей. Оба они учились у первой «пары» (Авот 1:6).

Сохранилось одно его изречение: «Отдались от дурного соседа, не водись с нечестивым и не отчаивайся в беде» (Авот 1:7).

Йеуда бен Табай — глава Санхедрина в третьей «паре». Вместе с Шимоном бен Шатахом принял устную традицию от второй «пары» (Авот 1:8).

Когда царь Александр Янай, сын Гиркана, перешел к физическому уничтожению мудрецов (было казнено около четырех тысяч знатоков Торы), Йеуда бен Табай был вынужден скрываться в Египте и сумел вернуться на родину только после смерти царя.

Сохранился его совет, обращенный к судьям: «Не строй из себя адвоката и, пока тяжущиеся стороны стоят перед тобой, считай их неправыми. Но как только они приняли решение суда, и те и другие пусть будут правыми для тебя» (Авот 1:8).

Шимон бен Шатах (3621-3722 гг. /139-38 гг. до н.э./) — ав бейт дин в третьей «паре».

Шимон бен Шатах был судьей, наделенным даром высшей справедливости. В трактате Санхедрин (37б) рассказывается, как однажды он увидел вооруженного мечом человека, вбежавшего в полуразрушенное здание за своей жертвой. Раби Шимон устремился за ним, чтобы спасти преследуемого. Но на месте преступления он застал убийцу, стоявшего над своей жертвой, и с его меча стекала кровь. Раби Шимон обратился к нему: «Нечестивец, ты убил человека… Только что я могу поделать, если в Торе сказано: «По словам двух свидетелей… должен быть казнен подлежащий смерти» (Дварим 17:6). Но Тот, Кто знает все помышления, взыщет с убившего своего ближнего». В тот же миг из развалин выползла змея, ужалила преступника, и тот умер.

Талмуд свидетельствует, что Шимон бен Шатах был объективен и неподкупен: однажды он вызвал в суд царя Александра Яная и потребовал, чтобы тот выслушал обвинение стоя, как предписывает закон (Санхедрин 19аб).

Сестра Шимона, Шлом-Цион (Саломея), ставшая женой царя, укрывала брата во время гонений на мудрецов. После смерти Александра Яная Шлом-Цион унаследовала трон, и Шимон бен Шатах стал фактическим правителем государства. Он сумел провести целый ряд важнейших реформ. Его усилиями была создана система школ для обучения детей Торе. Выработанная им система учебных заведений (хедер и талмуд Тора) сохраняется, в основных чертах, до сегодняшнего дня. В Талмуде сказано, что он «восстановил власть Торы в ее прежних пределах».

При нем было закреплено и важное изменение в семейном праве: обязательным был признан брачный контракт (ктуба), обеспечивающий права жены в браке и в случае смерти мужа или развода.

В Мишне приведен его совет судьям: «Тщательно допрашивай свидетелей и будь осторожен в своих словах, чтобы не научить свидетелей лгать» (Авот 1:9).

Шемая — ученик раби Шимона бен Шатаха, глава Санхедрина в четвертой «паре». Он происходил из семьи геров, потомков ассирийского царя Санхерива, угнавшего в плен десять колен Израиля (Гитин 57б).

Когда в 3724 (36 г. до н.э.) воцарился Ордос (Ирод), Шемая даже под страхом смерти отказался принести ему присягу. Санхедрин, остававшийся для народа высшим законодательным авторитетом, как бы ушел в подполье. Официально он был заменен советом под таким же названием, в который входили доверенные лица Ордоса и члены его семьи.

Изречение Шемаи: «Люби работу и, презирая власть, не добивайся дружбы со власть имущими» (Авот 1:10).

Автальонав бейт дин в четвертой «паре». Происходил из той же семьи геров, что и Шемая (Гитин 57б).

Шемая и Автальон возглавляли Санхедрин в течение шести лет (3722-3728 гг. /38-32 гг. до н.э./). Они пользовались великим уважением и любовью народа.

В Талмуде рассказывается, что однажды, когда огромная толпа, сопровождавшая первосвященника после окончания службы Йом кипура, увидела Шемаю и Автальона, весь народ оставил первосвященника и окружил двух мудрецов. Уязвленный первосвященник крикнул, намекая на их нееврейские корни: «Проходите с миром, чужеземцы, своей дорогой!». Последовал ответ: «Есть чужеземцы, которые стремятся к миру, следуя дорогой первосвященника Аарона, и есть потомки Аарона, которые пренебрегают его дорогой» (Йома 71б).

Одно изречение Автальона приведено в Мишне: «Мудрецы, будьте осторожны в своих словах (т.е. остерегайтесь высказываний, которые могут быть неверно истолкованы)…» (Авот 1:11).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

РЕГАЛИМ

Дословно: ноги. В нашем случае - праздники, в которые положено совершать паломничество (восхождение) в Иерусалим. Три раза в году празднуй Мн...

КИВОТ, или КОВЧЕГ СВЯТЫНИ (Арон hа-кодеш)

К., в котором находятся свитки Торы в каждой синагоге. Он стоит, обычно, у той стены синагоги, которая обращена к Храмовой го...

СВЕТИЛЬНИК ХРАМОВЫЙ (Менора)

Золотой С, изготовленный Бецалелем в пустыне по велению Господа, был помещен в Скинии*, вначале — в пустыне, позднее — в Ши...