ПРАЗДНИКИ (Хагим, моадим)
Праздничные дни называются на иврите хагим , или моадим . Первоначальным значением слова моэд (ед. ч. от моадим ) было место или время встречи; позднее стало употребляться в смысле собрание и, наконец, — праздничное народное собрание. Иногда слово моэд употребляют для всех П. Израиля, но чаще обозначают этим словом все П., кроме Субботы и начала месяца. Второе слово, хаг (ед. ч. от хагим ), означало, по-видимому, в далеком прошлом кружение , или групповой танец , но позже - празднество , праздник .
Праздничные дни отличались от будней, во-первых, отдыхом от работы, во-вторых, жертвоприношениями, особыми для каждого П., в-третьих, особыми благословениями и молитвами. Все П., с первого дня Нового года и до последнего дня года, сопровождаются чтением соответствующих глав Торы*.
Вот перечень всех праздников, упомянутых в Библии.
1) Суббота: Шесть дней будешь совершать работу, а седьмой день — Суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это суббота Господня во всех селениях ваших (Лев. XXIII, 3).
2) Рош ходеш (новолуние), который, согласно Торе, во многих местах причисляется к П.: И в день веселья вашего, и в П. ваши, и в новолуния ваши тоже трубите в трубы... (Чис.Х, 10).
3) Праздник Песах: В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки — песах Господу. И в пятнадцатый день сего месяца — П. опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки. В день первый да будет у вас священное собрание. Никакой работы не совершайте... (Лев. XXIII, 5-7).
4) Праздник Шавуот: Семь недель отсчитай себе; от занесения серпа на жатву начинай считать семь недель. И устрой празднество Шавуот Господу, Богу твоему... (Втор. XVI, 9— )0). Мудрецы Талмуда произвели расчет и пришли к выводу, что в этот день дана была Израилю Тора.
5) Начало года (Рош hа-Шана): ...в седьмой месяц, в первый день месяца, будет у вас отдых, напоминание о трубном звуке, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите огнепалимую жертву Господу (Лев. XXIII, 24-25).
.) Йом Кипур (Судный День): А в десятый день седьмого месяца сего — День Искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте себя [постом] и приносите огнепалимую жертву Господу. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это День Искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим (Лев. XXIII, 27-28).
7) П. Суккот: ...в пятнадцатый день седьмого месяца сего — П. кущей, семь дней Господу. В первый день — священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу, в день восьмой - священное собрание да будет у вас (Лев. XXIII, 34-3.). И в книге Второзаконие (XVI, 13—15) читаем: П. кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь ты с гумна своего и из давильни своей . В книге Левит об этом празднике говорится: И возьмите себе в первый день плод дерева гадар, ветви пальмовые и отростки древа густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней... (XXIII,4zO И далее: Все коренные жители в Израиле должны жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (там же, 42-43).
А о трех праздниках — Песах, Шавуот и Суккот - сказано (Втор. XVI, 1.-17) : Три раза в году пусть явится всякий мужчина пред лицом Господа, Бога Твоего, в месте, которое Он изберет: в праздник опресноков [Песах], и в праздник седмиц [Шавуот], и в праздник кущей [Суккот] .
Из сказанного выше очевидно, что П. имели два назначения:
1) они были связаны с определенным сельскохозяйственным сезоном года: весна, конец периода дождей — Песах; время сбора первинок — Шавуот; уборка урожая, начало периода дождей — Суккот;
2) служили памятью об историческом прошлом народа; это назначение особенно подчеркивается в Песах - П. в память об Исходе из Египта; П. Суккот - тоже память об Исходе, а Шавуот, хотя и не упомянут в Торе как день вручения Торы, связывается в Мишне* и в народной традиции с этим событием.
Три атрибута освящают П.: торжественность, удовольствие и веселье. В чем проявляется торжественность? - В праздничной одежде: Да не будет праздничное одеяние твое подобно будничному . В чем выражается удовольствие? - Устраивают две трапезы: одну вечером, другую днем, и зажигают свечи - украсить праздник огнями.
Праздничное веселье — это мицва*, предписанная Торой. Когда существовал Храм, радость заключалась в трапезе, во время которой ели мясо принесенных в жертву животных. И писал Рамбам*, что радость должны ощущать и глава семьи, и все домочадцы, — каждый возрадуется по-своему. Детям следует давать орехи и сладости, женщинам - купить наряды и украшения, по возможностям главы семьи, а мужчинам следует есть мясо и пить вино .
П. другого характера связаны с периодами луны и подразделением времени на недели. К таким П. относятся субботы, новолуния (начало месяца) и Рош hа-Шана (начало Нового года).
Судный День целиком посвящен самоанализу и отчету в своих поступках и поведении перед Всевышним.
Кроме П., упомянутых в Священном Писании, добавились со временем новые памятные дни в честь особо важных событий в истории народа. Таковы Ханука*, Пурим* и День Независимости, а также Девятое Ава* и другие дни веселья и траура, установленные позднее.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Почему после авдалы необходимо1. В законах авдалы Ромо на самом деле осуществляет обычай, где необходимо потушить свечку вином, по... |
Мишпатим. Седьмой день и идолыРаби Залманом Сороцким в один день поторопился и отправился в одну общину, чтобы произнести там речь... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |