Брать пример с Б-га
ТОЛЬКО Б-Г — ОБРАЗЕЦ / ДОЛГОТЕРПЕНИЕ / БЛАГОДАРНОСТЬ / ПРОЩЕНИЕ
Установит Г-сподь (чтобы) ты был Ему народом святым, как Он поклялся тебе, если ты будешь соблюдать мицвот Г-спода, Б-га твоего, и будешь ходить путями Его. — ДВАРИМ 28:9
... Любить Г-спода. Б-га вашего, ходить всеми путями Его и прилепиться к Нему... — ДВАРИМ 11:22
Ходить всеми путями Его — вот пути Святого, благословен Он, как сказано /Шмот 34:6-7/: Б-г милосердный и милующий, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, хранящий милость для тысяч (поколений), снимающий прегрешение, и преступление, и грех и очищающий...
... Так же, как Творец назван милосердным и милующим, так и ты будь милосердным и милующим... Святой, благословен Он, назван хасидом*, как сказано: ... и хасид во всех Его деяниях , — так и ты будь хасидом. — СИФРЕ К ДВАРИМ 11:22
*Хасид (от хесед — благо, благодеяние) — еврей, следующий путями Б-га, творящий благо и добро.
Только Б-г — образец
Не человека как образец ставит перед нами Б-г, и даже не с идеальной моделью человека Он предлагает нам соревноваться. Он предлагает нам как модель, как пример — Себя и говорит: Старайтесь следовать Моему примеру — и любите!
Из всех творений Б-га только человек способен увидеть в мире деяния Б-га и признать Его. Цель этого признания заключается в том, чтобы мы следовали Ему в своих действиях. Поэтому мы сотворены по Его подобию. Именно то, что наша суть — Его подобие , и дает нам способность любить.
Всегда и повсюду мы являемся свидетелями деятельной любви Б-га. Акт творения — это акт любви. Все сотворенное существует благодаря любви, весь мир, вся вселенная поддерживаются любовью, упорядоченность и развитие вселенной — это любовь, любовь ко всем и каждому, любовь к нам. Даже кажущиеся нам суровость, жестокость и безразличие в итоге оказываются проявлениями Б-жественной любви. Мы должны на своем уровне следовать Б-гу, поэтому главной целью всей нашей жизни должна быть любовь. Лишь деятельная любовь дает нам возможность всегда быть благословением для нашего круга людей.
Б-г Исраэля всегда перед нами. На что бы ни упал наш взгляд, куда бы ни направилась наша мысль — везде мы встретимся с Ним. Каждый камень, по которому мы ступаем, все, что встречается нам на пути, каждый вздох, каждая охватывающая нас радость и каждая пролитая слеза, все — на земле и на небесах — это результат Его деятельности, плод Его любви и заботы о благополучии Его созданий. Его любовь свободна и безгранична, поскольку ни у кого нет права притязать на нее.
Вездесущий и любящий нас Б-г призывает нас по мере возможностей каждого подражать Ему, стремиться стать Его моделью в сфере нашей деятельности. Надо только не попасться в ловушку любви к человечеству в целом , забыв при этом о тех конкретных людях, с которыми мы встречаемся каждый день.
Поскольку Он милосерден...
Б-г любит Свои творения и заботится о каждом из них, потому что они — Его дети, а Он — их отец. И мы должны любить других людей, потому что они наши братья. Их радость должна стать нашей радостью, а их скорбь — нашей скорбью. Изо всех сил, данных нам Б-гом, мы должны трудиться для блага людей.
Поскольку Б-г милостив к каждому из нас, мы тоже должны быть милосердны. Необходимо помнить, что Б-г милостив и к тому, кто забывает о своем долге перед Ним, и к неблагодарному, и к не заслуживающему этой милости. Последнее относится ко всем нам. Каждый миг существования любого из нас — это дар Б-га, проявление Его щедрости. Поэтому когда нас просят о помощи, мы должны, следуя Б-гу, помочь человеку независимо от того, заслужил ли он эту помощь своим поведением по отношению к нам и в какой степени он будет нам благодарен за нее.
Однако логика накладывает ограничения даже на изобилие Б-жьих щедрот. Вернее, она видоизменяет их: то, что в итоге окажется милосердием, сейчас может показаться нам чем угодно, но только не им. Родители знают, что ребенку нельзя давать все, что ему захочется: чрезмерная доброта может повредить детям. Для развития характера в нужном направлении необходимы ограничения. Так же поступает и Б-г, любя нас и заботясь о нас: в некоторых случаях милосердие может принести вред. Точно так же и человек, по словам наших мудрецов, не должен проявлять милосердие по отношению к тому, кто лишен всякого понимания. Один из мудрецов Торы нашего времени объяснял, что здесь имеется в виду человек, чей разум извращен настолько, что к помогающим ему он испытывает не благодарность, а презрение. Следует избегать контактов с такими людьми, потому что общение с ними неприятно и ведет лишь к обидам и ссорам.
Долготерпение
Б-г долготерпелив, и мы должны быть терпеливы. Б-г хочет не наказания грешника, а лишь чтобы тот сошел с неправильного пути. Он снисходителен к людским слабостям и дает грешникам время совершить доброе дело и исправиться. Мы, хрупкие и слабые существа, разумеется, должны быть не менее терпеливы. Разве мы не можем проявлять терпеливость к слабостям наших братьев? Стоит ли оскорбляться при каждом действительном или мнимом проявлении невнимания к нам, вместо того чтобы учиться терпению у Б-га?
Любовь
Б-г щедр в Своей любви к нам. Нам же следует хотя бы не скупиться на любовь. Мы видим, как Его любовь помогает каждому в соответствии с его нуждами. Он снова и снова изливает на нас поток своих щедрот, хотя мы не заслуживаем и десятой их доли. Щедрый в любви, Б-г не требует от нас слишком много — такого, что делало бы для нас невозможным заслужить Его любовь. Он окружает нас Своей любовью, как только мы вступаем в этот мир. Любовь матери, отца к своим детям — это проявление Его любви. На всем жизненном пути человека Его любовь поддерживает нас; даже кажущееся отсутствие Его любви является, в конечном счете, ее проявлением. Подобно Б-гу, мы должны быть щедры на любовь и проявлять ее при любой возможности. Не следует устанавливать слишком высокую цену за свою любовь — такую, что ни один из тысячи не окажется ее достоин. Тогда источник любви постепенно иссякнет, и наше сердце зачерствеет.
Благодарность
Б-г помнит добрые дела людей до тысячного поколения, и мы должны помнить сделанное нам добро и воздавать за него даже детям и внукам нашего благодетеля. Чувство признательности — главная наша драгоценность. Мы должны поддерживать его в себе и всегда быть готовыми выразить признательность и благодарность за добрые дела и добрые намерения. Слова благодарности и признательности улучшают взаимоотношения детей и родителей, мужа и жены, рабочего и нанимателя. Благодарность — это самый чистый и глубокий стимул служения Творцу. Пусть же чувство благодарности сопровождает вас всю жизнь.
Прощение
Б-г прощает грехи и принимает раскаяние грешника;
и мы должны прощать сделанное нам зло и мириться с тем, кто осознал свое заблуждение. Способен ли человек простить и забыть? Для этого нужны немалые усилия ума и воли. Попытайтесь поставить себя на место вашего обидчика, представьте себе мотивы его действий и его заблуждения; сумейте оценить его заслуги. Это может оказаться нелегким делом, но вы будете щедро вознаграждены, обнаружив в себе способность прощать.
Вывод
Изложенное в этой главе, пожалуй, — самое высокое требование и самый большой вызов из всех мицвот. Это дух жизни во всех его сферах и в вере, проявляющийся в нравственной энергии каждого еврея и каждой еврейки.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Тшува является драгоценным дарОдним из многих даров, которые предоставил Всевышний, является тшува – это возможность стать выше сво... |
Некоторые из традиций и обычаеЕврейский народ считается одним из самых древних в мире, его история длится уже 4000 лет. ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |