Ребе Махараш

News image

Четвертым Любавичским ребе стал сын Цемаха Цедека рабби Шмуэль (1834 – ...

Веселеил

News image

Веселеи л (ивр. בְּצַלְאֵל‎, Бецале ль — букв. «под сенью Го...

Мудрецы Израиля. Зугот (пары)

News image

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го ст...



Брать пример с Б-га

брать пример с б-га

ТОЛЬКО Б-Г — ОБРАЗЕЦ / ДОЛГОТЕРПЕНИЕ / БЛАГОДАРНОСТЬ / ПРОЩЕНИЕ

Установит Г-сподь (чтобы) ты был Ему народом святым, как Он поклялся тебе, если ты будешь соблюдать мицвот Г-спода, Б-га твоего, и будешь ходить путями Его. — ДВАРИМ 28:9

... Любить Г-спода. Б-га вашего, ходить всеми путями Его и прилепиться к Нему... — ДВАРИМ 11:22

Ходить всеми путями Его — вот пути Святого, благословен Он, как сказано /Шмот 34:6-7/: Б-г милосердный и милующий, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, хранящий милость для тысяч (поколений), снимающий прегрешение, и преступление, и грех и очищающий...

... Так же, как Творец назван милосердным и милующим, так и ты будь милосердным и милующим... Святой, благословен Он, назван хасидом*, как сказано: ... и хасид во всех Его деяниях , — так и ты будь хасидом. — СИФРЕ К ДВАРИМ 11:22

*Хасид (от хесед — благо, благодеяние) — еврей, следующий путями Б-га, творящий благо и добро.

Только Б-г — образец

Не человека как образец ставит перед нами Б-г, и даже не с идеальной моделью человека Он предлагает нам соревноваться. Он предлагает нам как модель, как пример — Себя и говорит: Старайтесь следовать Моему примеру — и любите!

Из всех творений Б-га только человек способен увидеть в мире деяния Б-га и признать Его. Цель этого признания заключается в том, чтобы мы следовали Ему в своих действиях. Поэтому мы сотворены по Его подобию. Именно то, что наша суть — Его подобие , и дает нам способность любить.

Всегда и повсюду мы являемся свидетелями деятельной любви Б-га. Акт творения — это акт любви. Все сотворенное существует благодаря любви, весь мир, вся вселенная поддерживаются любовью, упорядоченность и развитие вселенной — это любовь, любовь ко всем и каждому, любовь к нам. Даже кажущиеся нам суровость, жестокость и безразличие в итоге оказываются проявлениями Б-жественной любви. Мы должны на своем уровне следовать Б-гу, поэтому главной целью всей нашей жизни должна быть любовь. Лишь деятельная любовь дает нам возможность всегда быть благословением для нашего круга людей.

Б-г Исраэля всегда перед нами. На что бы ни упал наш взгляд, куда бы ни направилась наша мысль — везде мы встретимся с Ним. Каждый камень, по которому мы ступаем, все, что встречается нам на пути, каждый вздох, каждая охватывающая нас радость и каждая пролитая слеза, все — на земле и на небесах — это результат Его деятельности, плод Его любви и заботы о благополучии Его созданий. Его любовь свободна и безгранична, поскольку ни у кого нет права притязать на нее.

Вездесущий и любящий нас Б-г призывает нас по мере возможностей каждого подражать Ему, стремиться стать Его моделью в сфере нашей деятельности. Надо только не попасться в ловушку любви к человечеству в целом , забыв при этом о тех конкретных людях, с которыми мы встречаемся каждый день.

Поскольку Он милосерден...

Б-г любит Свои творения и заботится о каждом из них, потому что они — Его дети, а Он — их отец. И мы должны любить других людей, потому что они наши братья. Их радость должна стать нашей радостью, а их скорбь — нашей скорбью. Изо всех сил, данных нам Б-гом, мы должны трудиться для блага людей.

Поскольку Б-г милостив к каждому из нас, мы тоже должны быть милосердны. Необходимо помнить, что Б-г милостив и к тому, кто забывает о своем долге перед Ним, и к неблагодарному, и к не заслуживающему этой милости. Последнее относится ко всем нам. Каждый миг существования любого из нас — это дар Б-га, проявление Его щедрости. Поэтому когда нас просят о помощи, мы должны, следуя Б-гу, помочь человеку независимо от того, заслужил ли он эту помощь своим поведением по отношению к нам и в какой степени он будет нам благодарен за нее.

Однако логика накладывает ограничения даже на изобилие Б-жьих щедрот. Вернее, она видоизменяет их: то, что в итоге окажется милосердием, сейчас может показаться нам чем угодно, но только не им. Родители знают, что ребенку нельзя давать все, что ему захочется: чрезмерная доброта может повредить детям. Для развития характера в нужном направлении необходимы ограничения. Так же поступает и Б-г, любя нас и заботясь о нас: в некоторых случаях милосердие может принести вред. Точно так же и человек, по словам наших мудрецов, не должен проявлять милосердие по отношению к тому, кто лишен всякого понимания. Один из мудрецов Торы нашего времени объяснял, что здесь имеется в виду человек, чей разум извращен настолько, что к помогающим ему он испытывает не благодарность, а презрение. Следует избегать контактов с такими людьми, потому что общение с ними неприятно и ведет лишь к обидам и ссорам.

Долготерпение

Б-г долготерпелив, и мы должны быть терпеливы. Б-г хочет не наказания грешника, а лишь чтобы тот сошел с неправильного пути. Он снисходителен к людским слабостям и дает грешникам время совершить доброе дело и исправиться. Мы, хрупкие и слабые существа, разумеется, должны быть не менее терпеливы. Разве мы не можем проявлять терпеливость к слабостям наших братьев? Стоит ли оскорбляться при каждом действительном или мнимом проявлении невнимания к нам, вместо того чтобы учиться терпению у Б-га?

Любовь

Б-г щедр в Своей любви к нам. Нам же следует хотя бы не скупиться на любовь. Мы видим, как Его любовь помогает каждому в соответствии с его нуждами. Он снова и снова изливает на нас поток своих щедрот, хотя мы не заслуживаем и десятой их доли. Щедрый в любви, Б-г не требует от нас слишком много — такого, что делало бы для нас невозможным заслужить Его любовь. Он окружает нас Своей любовью, как только мы вступаем в этот мир. Любовь матери, отца к своим детям — это проявление Его любви. На всем жизненном пути человека Его любовь поддерживает нас; даже кажущееся отсутствие Его любви является, в конечном счете, ее проявлением. Подобно Б-гу, мы должны быть щедры на любовь и проявлять ее при любой возможности. Не следует устанавливать слишком высокую цену за свою любовь — такую, что ни один из тысячи не окажется ее достоин. Тогда источник любви постепенно иссякнет, и наше сердце зачерствеет.

Благодарность

Б-г помнит добрые дела людей до тысячного поколения, и мы должны помнить сделанное нам добро и воздавать за него даже детям и внукам нашего благодетеля. Чувство признательности — главная наша драгоценность. Мы должны поддерживать его в себе и всегда быть готовыми выразить признательность и благодарность за добрые дела и добрые намерения. Слова благодарности и признательности улучшают взаимоотношения детей и родителей, мужа и жены, рабочего и нанимателя. Благодарность — это самый чистый и глубокий стимул служения Творцу. Пусть же чувство благодарности сопровождает вас всю жизнь.

Прощение

Б-г прощает грехи и принимает раскаяние грешника;

и мы должны прощать сделанное нам зло и мириться с тем, кто осознал свое заблуждение. Способен ли человек простить и забыть? Для этого нужны немалые усилия ума и воли. Попытайтесь поставить себя на место вашего обидчика, представьте себе мотивы его действий и его заблуждения; сумейте оценить его заслуги. Это может оказаться нелегким делом, но вы будете щедро вознаграждены, обнаружив в себе способность прощать.

Вывод

Изложенное в этой главе, пожалуй, — самое высокое требование и самый большой вызов из всех мицвот. Это дух жизни во всех его сферах и в вере, проявляющийся в нравственной энергии каждого еврея и каждой еврейки.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

СЕМЬ (Шив'а)

Число семь часто встречается в Торе*, в Талмуде* и в каббалистических книгах. В Торе сказано: И завершил Бо...

ЗАСЛУГА ПРАОТЦЕВ (Зхут авот)

Говоря о З.П., подразумевают обычно Авраама*, Ицхака* и Яакова*, но и заслуги других праведников защищают их потомков и весь Израиль. Ко...

СОГЛЯДАТАИ (Мераглим)

По указанию Господа, Моисей послал С. высматривать землю Ханаанскую. ....