Рабби Йеуда бен Бава

News image

Раби Йеуда бен Бава — один из выдающихся мудрецов ешивы в ...

Посланники

News image

Что делает тот, кто обладает определенным знанием и намерен распространить эт...

Рав АШИ

News image

Рав Аши (4112 – 4186 /352 – 426/ гг.) – один из...



Биккур-Холим

биккур-холим

БИККУ Р-ХОЛИ М (בִּקּוּר חוֹלִים), посещение больных с целью ободрить их, оказать им помощь и облегчить их страдания. Биккур-холим рассматривается в иудаизме как религиозное предписание, как благое дело, «плодами которого человек наслаждается в сем мире, а основное воздаяние получит в мире грядущем» (Шаб. 127а). Больных неевреев следует навещать так же, как и больных сынов Израилевых (Гит. 61а).

От посетителя ожидается проявление заботы о больном. Поэтому с течением времени термин биккур-холим приобрел также значение личного или общественного ухода за больными. Посещения должны происходить не слишком рано утром и не слишком поздно вечером. Моралист 12 в. Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид заявляет: «Даже великий должен навещать убогого. Если бедный и богатый заболевают одновременно, и многие навещают богатого, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение, ты пойди к бедному, даже если богатый к тому же является ученым». Родственникам и близким друзьям вменяется в обязанность навещать больного сразу же, как он заболел; другим предписывается навещать его по истечении первых трех дней болезни. Навещающий больного «устраняет шестидесятую долю его болезни» (Нед. 39б). Ему предписывается помогать больному и заботиться о его материальных нуждах.

Посетитель должен понимать, что больному важно сознание, что он не покинут, не одинок в часы боли и страданий. Важным аспектом посещения являлась молитва о выздоровлении, которую посетитель должен читать у постели больного. Желательно навещать больного регулярно, но не утомлять его слишком частыми посещениями. Забота о больных является религиозным долгом не только каждого еврея в отдельности, но и всей общины в целом. С целью ухода за больными общины содержали врачей. Многочисленные постановления, молитвы и исторические описания свидетельствуют об особой заботе о больных, проявлявшейся еврейскими общинами в средние века во время чумы и других эпидемий.

Позднее были основаны особые общества для ухода за больными. В Перпиньяне общество биккур-холим существовало уже в 1380 г. Количество такого рода обществ увеличилось в 15 в. Общества биккур-холим создавали изгнанники из Испании в Италии. Из северной Италии общества биккур-холим распространились на Богемию (Прага), а затем на всю Центральную и Восточную Европу. В Германии общества биккур-холим существовали уже в 17 в., а в 18 в. их число значительно возросло. Эти общества платили за больных врачу, аптекарю, цирюльникам, одной из функций которых было проведение несложных операций (пускание крови, вскрытие нарывов и т. п.), повивальным бабкам, обслуживающему персоналу больниц. Все члены общины и даже их гости имели право рассчитывать на помощь общества биккур-холим.

В конце 18 в. австрийское  законодательство о евреях предоставило официальный статут обществам биккур-холим в Галиции. В первой половине 19 в. российские законодательные акты о евреях предоставили такой же статут обществам биккур-холим в еврейских общинах Российской империи. Средства для деятельности этих обществ поступали из различных источников. Помимо взносов членов общины на нужды общества биккур-холим, они получали определенные суммы по завещательным распоряжениям. Им передавалась также некоторая доля из налогов, взимавшихся с общины (в том числе из налогов на мясо и новую одежду). С другой стороны, они часто давали беспроцентные ссуды и субсидировали различные общинные учреждения. Зачастую общества биккур-холим предоставляли за свой счет жилье и стол нуждающимся проезжим, заботились о проведении обрезаний, оказывали медицинскую помощь роженицам и т. п.

Женские общества, членам которых вменялось в обязанность исполнять функции сиделок, навещать больных или рожениц, ухаживать за ними и читать молитвы, были созданы во многих еврейских общинах в 18 в. Кроме того, члены этих обществ шили саваны для покойников и совершали ритуальное омовение умерших женщин.

Зажиточные больные обычно оставались во время болезни дома, но бедных помещали в общинный дом для больных и неимущих, так называемый хекдеш. К концу 18 в. в Бреслау (ныне Вроцлав), Вене и Амстердаме были основаны первые еврейские больницы, благоустроенные на уровне лучших европейских больниц своего времени.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ОБЕТ (Недер)

Обязательство, которое человек берет на себя по отношению к Господу, например, принести жертву, десятину (десятую часть своих доходов) и т. п....

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ (Гилгул нешамот)

Одна из концепций веры в загробную жизнь включает веру в П.Д., то есть веру в то, что души умерших снова по...

СОЮЗ, или ЗАВЕТ (Брит)

Соглашение или договор между двумя сторонами, обязующимися защищать друг друга или жить в мире и не причинять друг другу вреда, ил...