Йоханан бен Заккай

News image

Когда умирал великий Гиллель, пришли ученики проведать его. Все они во...

Еврейская духовная элита в Испании

News image

Главным раввином Сарагосы стал ученик Рана. Звали его Риваш. Еще со...

Рабби Исраэль Баал Шем Тов

News image

Еврейская философия как наука, отстаивающая ценности и мировоззрение еврейской традиции, по...



Раби Ишмаэль бен Элиша

раби ишмаэль бен элиша

Раби Ишмаэль бен Элиша(в Мишне назван просто «раби Ишмаэль») — ближайший друг и оппонент р. Акивы. Он происходил из знатного рода коэнов — его дед, которого также звали р. Ишмаэль, был первосвященником в Храме (Седер адорот).

После разрушения Храма р. Ишмаэль еще ребенком был угнан в Рим, а впоследствии его выкупил р. Йеошуа бен Хананья, ставший его воспитателем и наставником в Торе (Гитин58а).

Он учился также у р. Элиэзера бен Орканоса  и у р. Нехуньи бен Аканы.

Свои методы изучения Торы р. Ишмаэль оттачивал в полемике с р. Акивой — многочисленные дискуссии между ними зафиксированы в Талмуде. Он систематизировал методы толкования Торы, сформулировав «13 основных правил герменевтики», которые составили знаменитую Барайту раби Ишмаэля, включенную в текст ежедневной утренней молитвы. Он сформулировал также крайне существенный для верного постижения Торы принцип: «В Торе нет раннего или позднего» — т.е. ее повествование не обязательно соответствует хронологическому порядку событий.

Раби Ишмаэль полагал, что знатоки Торы должны сочетать ее изучение с производительным трудом, в соответствии со сказанным в Торе: «И соберешь ты зерно свое…» (Дварим 11:14). В трактате Брахот(35б) приведена его дискуссия с р. Шимоном бар Йохаем, который считал, что мудрецы должны сосредоточиться целиком на изучении Торы. Талмуд подводит итог дискуссии: «Многие поступали как р. Шимон и не преуспели, многие поступали как р. Ишмаэль и преуспели».

Особое внимание р. Ишмаэль уделял делам милосердия: он поддерживал неимущих, помогал с приданным бедным невестам — в связи с этим Талмуд свидетельствует, что на его похоронах «особенно горько плакали бедные невесты Израиля» (Недарим66аб). Его отношение к людям отражено в мишне из трактата Авот(3:12): «Принимай каждого человека с радостью».

По одной из исторических версий, был казнен римлянами после подавления восстания Бар Кохбы.

На основе учения р. Ишмаэля его учениками был составлен законодательный мидраш на книгу Шмот, называемый Мехильта(трактат) дэраби Ишмаэль(или просто Мехильта).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ВРУЧЕНИЕ ТОРЫ (Матан Тора)

...Господь от Синая пришел и воссиял им [сынам Израиля] от Сэира, появился от горы Паран и прибыл из сонма свя...

ПОМЫСЛЫ ДОБРА И ЗЛА (Иецер hа-тов ве-иецер hа-pa)

Согласно книге Бытие (VII, 21), человеческие помыслы дурны изначально, то есть по природе своей человек стремится ко злу. Поэтому Господь со...

ЗАБЫТЫЙ СНОП (Шихеха)

Сноп, забытый хозяином на поле при жатве, принадлежит бедным, и хозяин не вправе вернуться, чтобы забрать его (Втор. XXIV, 19...