Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенг

News image

Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенгис (5624—5713 /1864—1953/ гг.) — выдающийся за...

Рабби Исраэль Баал Шем Тов

News image

Еврейская философия как наука, отстаивающая ценности и мировоззрение еврейской традиции, по...

Поиски пороков

News image

Во время одной из своих поездок Любавичский Ребе Дов-Бер остановился на...



Раби Ишмаэль бен Элиша

раби ишмаэль бен элиша

Раби Ишмаэль бен Элиша(в Мишне назван просто «раби Ишмаэль») — ближайший друг и оппонент р. Акивы. Он происходил из знатного рода коэнов — его дед, которого также звали р. Ишмаэль, был первосвященником в Храме (Седер адорот).

После разрушения Храма р. Ишмаэль еще ребенком был угнан в Рим, а впоследствии его выкупил р. Йеошуа бен Хананья, ставший его воспитателем и наставником в Торе (Гитин58а).

Он учился также у р. Элиэзера бен Орканоса  и у р. Нехуньи бен Аканы.

Свои методы изучения Торы р. Ишмаэль оттачивал в полемике с р. Акивой — многочисленные дискуссии между ними зафиксированы в Талмуде. Он систематизировал методы толкования Торы, сформулировав «13 основных правил герменевтики», которые составили знаменитую Барайту раби Ишмаэля, включенную в текст ежедневной утренней молитвы. Он сформулировал также крайне существенный для верного постижения Торы принцип: «В Торе нет раннего или позднего» — т.е. ее повествование не обязательно соответствует хронологическому порядку событий.

Раби Ишмаэль полагал, что знатоки Торы должны сочетать ее изучение с производительным трудом, в соответствии со сказанным в Торе: «И соберешь ты зерно свое…» (Дварим 11:14). В трактате Брахот(35б) приведена его дискуссия с р. Шимоном бар Йохаем, который считал, что мудрецы должны сосредоточиться целиком на изучении Торы. Талмуд подводит итог дискуссии: «Многие поступали как р. Шимон и не преуспели, многие поступали как р. Ишмаэль и преуспели».

Особое внимание р. Ишмаэль уделял делам милосердия: он поддерживал неимущих, помогал с приданным бедным невестам — в связи с этим Талмуд свидетельствует, что на его похоронах «особенно горько плакали бедные невесты Израиля» (Недарим66аб). Его отношение к людям отражено в мишне из трактата Авот(3:12): «Принимай каждого человека с радостью».

По одной из исторических версий, был казнен римлянами после подавления восстания Бар Кохбы.

На основе учения р. Ишмаэля его учениками был составлен законодательный мидраш на книгу Шмот, называемый Мехильта(трактат) дэраби Ишмаэль(или просто Мехильта).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ГЛАВА ДИАСПОРЫ (Рош hа-Гола)

Глава диаспоры - так титуловался тот, кто возглавлял еврейское самоуправление в Вавилонии (по-арамейски — рейш галута ). Согласно традиции, из...

НЕИМУЩИЕ И НИЩИЕ (Эвйоним вааниим)

Многочисленные законы и заповеди Торы направлены на поддержку бедняка; но в среде народа Израиля, в его стране, всё же были не...

СОБЛЮДАЮЩИЕ СУББОТУ (Шомрей шаббат)

Суббота - дар Господа избранному Им народу. Посему евреи называются С.С. народом, освящающим седьмой день не...