Неистовый Хеврон
В 16 км южнее Вифлеема раскинулся древний город Хеврон, олицетворяющий собой не один пласт истории. Однако его сельское хозяйство и городское население устремлены в будущее. Освоив механизацию, местные крестьяне, пастухи и торговцы значительно увеличили производство. И хотя нередко на полях можно встретить мужчин и женщин, обрабатывающих землю древними орудиями, большинство крестьян с успехом посещают сельскохозяйственные курсы и используют технику, предоставляемую министерством сельского хозяйства и просвещения Израиля.
Город также славится одним из крупных исламских университетов, в котором обучается около 2 тыс. арабских студентов. Он был открыт в 1971 г. В нем делается все возможное для поддержания палестинской культуры и палестинского национального сознания на горе израильским властям, которые то и дело закрывают его по обвинениям в подстрекательстве и антиизраильской деятельности.
Хеврон явно не то место, где можно блистать знанием иврита. Более того, даже если вы знаете всего несколько арабских слов, это будет по достоинству оценено местными жителями. Прежде чем ехать сюда, неплохо выучить несколько приветствий и добрых выражений. Вполне возможно, что вас зазовут в лабиринт торговых рядов или в чей-то дом на чашку чая. Отказываться нельзя — это оскорбит хозяина, однако ни в коем случае не вступайте в дискуссию, которая не известно чем может кончиться. Не стоит, например, обсуждать сильные стороны израильского присутствия.
Побродите по извилистым проходам хебронского рынка. Здесь вы найдете разнообразные изделия из глины, оливкового дерева и, конечно, дутого цветного стекла, которы м так славится Хеврон. Отведайте фруктов, в огромном количестве продающихся прямо по обочинам дорог и на рынке. Выращиваемые в Хевроне персики, нежные и сладкие на вкус, пользуются спросом на всем Ближнем Востоке. Товары из Хеброна, включая сухие и свежие фрукты, а также разнообразные овощи, отправляются в арабские страны через мост Алленби с разрешения израильских властей.
Еврейское присутствие в Хевроне восходит ко времени, когда Бог сделал Авраама патриархом, благословив 12 потомков сына его Измаила стать родоначальниками избранного народа — Израиля, призванного утвердить на Земле монотеизм. Авраам выбрал этот обдуваемый ветрами холм для захоронения членов своей семьи, и сегодня гробница Патриархов возвышается над городом. Ее посещают как евреи, так и мусульмане. В Библии говорится, что Авраам купил пещеру Махпела у Ефрона Хеттеянина, чтобы захоронить в ней свою жену Сарру. Считается, что здесь погребены все три патриарха со своими женами. Их кенотафы составяют центральную часть сооружения: в середине Авраам с Саррой, с внешней стороны ограды Иаков с Лией и с другой стороны, внутри мечети, Исаак с Ревеккой. Народные предания гласят, что здесь также похоронены Адам, Ева, Исав и исключая Каина, Авеля и змея).
Рядом с гробницей Патриархов стоит гробница Иосифа, по крайней мере так ее здесь называют. В книге Иисуса Навина говорится, что все обстояло иначе: кости Иосифа схоронили в Сихеме (ныне Наблус) после того, как их вынесли из Египта.
Прямоугольное здание Гробницы Патриархов похоже на мощную крепость. Оно было возведено Иродом Великим. Позднее арабы превратили его в мечеть, а крестоносцы устроили здесь церковь, добавив правильной формы зубцы на крыше. В 1188 г. здание захватили войска Саладина, после чего оно было превращено в мечеть и к нему были добавлены минареты.
Восемь столетий спустя после Авраама в Хеброне венчался на царство Давид. Отсюда он несколько лет правил Израилем, прежде чем сделал его столицей. Среди его сыновей, рожденных здесь, был его любимец Авессалом, которому через много лет суждено было тщетно бороться со своим отцом. После того как Давид в 1000 г. до н.э. захватил Иерусалим у иевусеян, столица государства Израилева была перенесена в другое место, однако Хеврон оставался одним из четырех святых городов Израиля наряду с Иерусалимом, Тиверией и Сафедом.
Еврейская община города пережила уничтожение обоих храмов и лишь в 1100 г. была изгнана крестоносцами. На протяжении веков евреи то снова появлялись здесь, то опять исчезали. В 1929 и еще раз в 1936 г. община была буквально выкошена в ходе анти-еврейских выступлений арабов, и только в 1967 г. евреи снова появились в Хевроне. В 1968 г. группа еврейских поселенцев получила фактическое право обосноваться в этом районе, хотя в арабский центр их по-прежнему не допускали. В результате сегодня с близлежащего холма смотрит пригород Кирьят-Арба (так назывался Хеврон в библейские времена).
И евреи, и мусульмане ведут свое происхождение от Авраама, поэтому Хеброн, особенно гробница Патриархов, служит центром двух религий и, как следствие, источником взаимной вражды. Атмосфера напряженности усугубляется тем фактом, что сегодня мечеть занимает часть территории, принадлежавшей синагоге.
Начиная с войны 1967 г. обстановка в Хеброне остается неспокойной. Район постоянно патрулируют израильские солдаты. В последние годы город лихорадят жестокие стычки между местными евреями и арабами, между израильскими солдатами и арабским населением, между израильскими солдатами и еврейскими поселенцами. Летом 1985 г. несколько членов кнессета, поддерживаемые блоком Ликуд, устроили в квартире напротив арабского рынка сидячую забастовку. Они протестовали против прекращения заселения новых земель и были выдворены из помещения по приказу министра обороны Израиля.
Из-за того, что здесь нередки беспорядки, перед поездкой в Хеброн лучше всего обратиться в Государственное туристическое агентство Израиля в Иерусалиме. В любом случае обязательно позаботьтесь о возвращении: Хеврон — единственное место на Западном берегу, где не стоит оставаться на ночь.
На окраине Хеброна стоит весь покрытый наростами, но все еще живой Дуб Авраама. Говорят, что ему около 600 лет. Он знаменит тем, что растет на том месте, где Аврааму явились три ангела, возвестившие ему о предстоящем рождении Исаака. Сегодня за дубом ухаживают русские монахи, которые содержат здесь небольшой монастырь. В древности это место называлось Мамре. Предание гласит, что Авраам воздвиг здесь жертвенник и колодец. Ирод тоже соорудил здесь свой памятник, на месте, где были проданы в рабство побежденные войска Бар-Кохбы. Время безжалостно превратило здесь все в развалины.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Стол хлебов предложенияСтол хлебов предложения (ивр. שולחן לחם הפנים, шульхан лехем а-паним) — стол, на котором помещались 12... |
Йом Кипур: переступающий граниДесять дней от Рош а-Шана до Йом Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |