Царь Соломон

News image

Царь Соломон (на иврите — Шломо) — сын Давида от Ба...

ЗИНОВИЙ КОГАН

News image

Зиновий Львович, расскажите, пожалуйста, о традиции, которую вы представляете, – со...

ГИЛЛЕЛЬ

News image

Не делай другому того, чего не желаешь себе . (Из...



Трума, маасер и хала (отделение даров)

трума, маасер и хала (отделение даров)

Во времена Храма

Еврей-земледелец, как описано в Талмуде, — человек религиозный. Сажая семена, он верит, что Б-г произрастит их. Но когда в его амбаре оказывается обильный урожай, его взгляды несколько меняются: вспоминая свою тяжелую работу в течение года, он начинает гордиться своими достижениями. Поэтому Тора не скупится на мицвот, чтобы предостеречь человека от его естественной склонности забывать о Б-ге, когда дела у него идут хорошо. Эти мицвот в основном исполняются в виде даров. Не удивляйтесь, обнаружив, что с урожаем связаны целых семь мицвот. Каждая из них помогает еврею обновить отношения с Б-гом.

Прежде всего, три дара — Когэну, олицетворяющему высшую степень святости. Их приносят в начале, в середине и в конце сельскохозяйственного цикла.

1. Первые плоды (бикурим). Плоды или злаки, которые созревают первыми, помечают, а затем с большой торжественностью отвозят в Йерушалаим. Понятно то волнение, которое охватывает нас при виде первых плодов — залога будущего благосостояния.

2. Возношение Когэну (трума гдола). По завершении сбора урожая в первую очередь отделяют от него дар живущему неподалеку Когэну, чтобы он и его семья ели его в святости.

3. Тесто для Когэна (хала). Приготовляя тесто для выпечки хлеба, хозяйка отделяет небольшой кусок (хала) для Когэна.

Следующие две мицвы связаны с левитом, учителем Торы.

4. Первая десятина (маасер ришон). После отделения трума гдола десятую часть из собранного урожая отделяют для левита (по велению Всевышнего при разделе страны колену Леви не был выделен земельный удел, ибо их удел — обучать Исраэль Торе и помогать Когэнам в Храме).

5. Возношение левиту (трумат). Левит, в свою очередь, отдает десятую часть от полученного им коРэну.

И последние два дара — остальным евреям (исраэль).

6. Вторая десятина (маасер шени). В 1, 2, 4 и 5 годы семилетнего сельскохозяйственного цикла, после отделения маасер ришон, отделяют из собранного урожая десятую часть для того, чтобы вкусить ее в Йерушалаиме. Крестьянин и его семья должны разделить свою трапезу с семьей Б-га — с бедняками, сиротами и пришельцами. Вторую десятину можно продать на месте, а вырученные деньги потратить в Йерушалаиме на те же цели.

7. Десятина для бедных (маасер ани). Ее отделяют в третий и шестой годы после шмиты.

Единые в соответствии с Б-жественным замыслом эти мицвот учат нас:

а) видеть в Б-ге первоисточник всего нашего богатства, что выражено в помощи Когэнам;

б) думать в первую очередь о тех, кто следит за состоянием нашей души, т. е. о левитах;

в) использовать святое наслаждение материальными благами для приближения к Б-гу в Его святом городе;

г) заботиться 'о наших обездоленных братьях. В земле Торы семена произрастают не только для владельца поля, деревья приносят плоды не только для владельца сада, но также и для тех, кто олицетворяет наше духовное призвание.

В наши дни

Поскольку сегодня у евреев нет Храма и лишь меньшая часть нашего народа живет на Святой земле, эти законы исполняют только как предписания мудрецов и, в основном, в символической форме. (Это нужно для того, чтобы мы как следует изучили эти законы к тому времени, когда с приходом Машиаха будут введены в действие все законы Торы.) Так выполняют их все шомрей мицвот* современного Израиля.

*Шомрей мицвот (от глагола лишмор — беречь, блюсти, соблюдать) — так традиционно называют евреев, соблюдающих законы Торы.

Галаха

Отделение трумот, маасерот и т. д., как было сказано, хорошо организовано в современном Израиле:

плоды, овощи и продукты пищевой промышленности можно купить с надежным гехшером, гарантирующим соблюдение этих законов.

Это касается также выращиваемой в Эрец Исраэль и экспортируемой в другие страны сельскохозяйственной продукции.

Пока не отделены трумот и маасарот сельскохозяйственная продукция называется тевел (смесь); она запрещена в пищу.

Выпекая тесто, хозяйка отделяет маленький кусочек — халу и затем сжигает его. Это надо делать лишь в том случае, если тесто весит не менее 1,25 кг. Если же оно весит 2 кг, при отделении халы нужно произносить специальное благословение (бир-кат хала).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

РЕВНИТЕЛИ, или ЗЕЛОТЫ (Канаим)

Канаим — называли евреев, которые с неимоверным упорством боролись за свой народ, его Тору, за веру. Пинхаса бен Эль...

ШЕ-ГЕХЭЯНУ

Благословение, которое произносят при освящении праздников (кидуш) - Песах*, Шавуот*, Суккот* и Рош hа-Шана*, а также перед трублением в шофар* на...

КАНУН ПРАЗДНИКА (Эрев хаг)

В соответствии с законами Торы*, евреи считают началом суток заход солнца, а заканчиваются сутки - с заходом солнца на следующий де...