Рабби Шимон бен Халафта

News image

Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени ме...

Раби ЗЕЙРА

News image

Раби Зейра – выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на по...

ЗИНОВИЙ КОГАН

News image

Зиновий Львович, расскажите, пожалуйста, о традиции, которую вы представляете, – со...



История

Талмуд о христианах и об Иисусе Христе

Разногласия между зародившимся христианством и фарисеями были всегда. В самом начале они были не такие острые. 1-ые иудео-христианские общины – назареи и эбиониты – по своему образу располагались рядом к самим фарисеям. Последние общины по отношению к кайнопистам проявляли сочувствие, а некоторые из них принимали христианство.

Если же верить Луке, Гамлиэль первый, которого прозвали фарисеем, высказывался по поводу новой эры следующим образом: "Если это дело и это предприятие сделано людьми, то оно будет разрушено, если от Всевышнего, то вы не сможете его разрушить". Настоящие противники зарождающего христианства – это те, которые виновны в смерти Иисуса Христа – секта саддукеев и семейство Ханана, которые, как говорил Иосиф Флавия, "в судах отличались жестокостью". Немногие фарисеи, отличающиеся неким фанатизмом, пытались уничтожать нарождающуюся веру с благословения "первосвященников". К примеру, случай с Шаулем-Павлом – такой фанатизм играл решающую роль в укоренении и распространении христианства по Римской империи.

Но со временем разногласия между иудаизмом и иудео-христианством усиливались. Вначале в христианских кругах господствовала устная традиция, а антифарисейские высказывания Христа не имели общезначимой известности. Однако, после евангелийских записей и их широкого распространения, конфликт обострялся: антииудаизм и антифарисейство становились догматом новой религии.

Существует 2 причины, которые послужили конечному разрыву и появления точки между христианством и иудаизмом:

первая причина, антииудаизм впитывал новые языческие элементы (к примеру, предвечность Логоса, непорочное зачатие), которые не приемлемы иудаизмом. Так как Они высмеяны им в Талмуде – это ;

вторая причина, сказались последствия 2 антиримских еврейских восстаний – особенно 2-ого восстания, когда предводителя Бара-Кохеба объявили Мессией. Кроме Иисуса Христа христиане не могли больше никого признать Мессией.

В сто семьдесят седьмом году Цельс отразил разногласия, имеющие место на тот период времени. Примерно в четыреста четвертом году в послании номер 112 к Августину Иероним пишет: " Во всех восточных синагогах имеется среди иудеев ересь, которую называют минейской и которую осуждают фарисеи. Их обычно называют назареями. Они верят в то, что Иисус Христос, является Сыном Божьим. При этом они говорят, что Иисус – это тот Самый, пострадавший при Понтии Пилате и затем воскресший. А это никак не сходится с понятием иудаизма.

 

 

 

 

Синагогу Марии Магдалены обнаружили на берегу Кинерета

В Галилее в последнее время археологи находят все больше древнейших иудейских синагог. В 2007 году неподалеку от Твери, в вади Хамам обнаружили синагогу третьего-четвертого века, которая была украшена потрясающей мозаикой со сценами из Библии (Танаха). В 2006 году археологами была найдена еще одна синагога, ее нашли в Хорват Кур, который находится в четырех километрах от вади Хамам.

Управление древностей Израиля сообщило летом о сенсационной находке. Археологи обнаружили развалины синагоги первого века нашей эры у берега Тивериадского озера, которое называется Кинерета и находится на городище Магдала. Как говорится в евангельском предании: в Магдале проживала Мария Магдалена, которая была "Мироносицей" и присутствовала в тот момент, когда распяли Иисуса Христа. Она первая увидела Иисуса воскресшим. Скорее всего, Мария Магдалена ходила в ту иудейскую синагогу, развалины которой археологи обнаружили в Магдале этим летом.

В Галилее обнаружено приблизительно пятьдесят синагог талмудского периода иудаизма и римского периода, то есть третьего-шестого веков нашей эры. Самой известной синагогой является иудейская синагога в Бейт-Альфа. Она известна своим великолепным полом в виде мозаики со знаками зодиака и сюжетами из Библии. Но синагога первого века нашей эры – той эпохи, когда существовал Храм, была уникальной находкой. В Израиле таких синагог семь – в Модиине, в Масаде, в Кирьят Сефер, в Гамле, в Иродионе, а на сегодняшний день и в Магдале- это все относится к истории иудаизма.

«Biblical Archaeology Review», разместившая заметку об удивительной находке, отметила, что в первом веке нашей эры Магдала являлась небольшой рыбацкой деревней, которая располагалась на берегу озера. На сегодняшний день уровень озера Кинерета стал намного ниже, в результате археологи нашли причалы для лодок.

Синагога Магдалы украшена фресками, пол сделан в виде мозаики с геометрическим орнаментом. Крышу держали массивные колонны. В середине нашли каменный блок, который был украшен сбоку и сверху резьбой. Длина блока была приблизительно один метр. Среди рельефов, которые украшали камень, обнаружено самое раннее изображение меноры-семисвечника.

По предположению ученых, на этом камне во время богослужений разворачивали свитки священного писания в иудаизме - Торы.

 

Иерихон - это самый древний город на Земле

Иерихон у евреев называется Йерихо, у арабов этот город называют Эриха, этот город расстилается у подножия гор Иудеи, напротив того места, где впадает в Мертвое море река Иордан, а именно в Иерихонском оазисе. Город считается самым древнейшим из всех раскопанных городов на земле. Ему примерно около десяти тысяч лет, и десять тысяч лет Иерихон был непрерывно заселен народом иудейским. Помимо этого Иерихон считается самым низким городом, так как он располагается более чем на триста пятьдесят метров ниже уровня моря. А оазис, в котором он располагается, является самым большим оазисом на Ближнем Востоке. Так же он располагается недалеко от северной оконечности знаменитого Мертвого моря.

Название Иерихона по одной версии произошло от слова «луна», которое на иврите звучит как «яреах». По другой версии название этого города произошло от слова «благоухание» или «запах», что на иврите звучит как «реах». Вторая версия названия этого города, скорее всего, связанна с тем, что в древнее время в оазисе Иерихона местное население выращивало пряности и благовония. Между прочим, этот оазис является единственным на территории Израиля местом, где благодаря наличию воды и уникального климата могут произрастать культуры пряностей. Древнейшим археологическим свидетельством являются остатки башни со времен неолита, это примерно около восьми тысяч лет до нашей эры. А самым древним упоминанием является книга Навина Иисуса, что является еще одной святыней иудаизма.

После того, как прекратилась хождение евреев по пустыне, которое длилось сорок лет, а так же после того, как скончался Моисей, войско евреев пересекло реку Иордан примерно в области нынешнего моста Алленби, и встало лагерем в Галгале накануне святого иудейского праздника, который называется Пейсах. Иерихон является первым городом, который смогли захватить израильтяне. А сделали они это с помощью одного хитрого трюка. Войско евреев обошло город семь раз. При этом осажденным казалось, что это войско в семь раз больше, потом семь раз протрубили в семь труб, и после этого стены города пали. Отсюда и было взято известное высказывание об Иерихонских трубах. Иерихон полностью разрушили, все его жители были уничтожены, кроме единого человека - блудницы Раав. В свое время Раав дала укрытие еврейским разведчикам, за это ее и пощадили.

Между прочим главной достопримечательностью древнейшего города Иерихон является курган древнего города Тель Йерихо. Он является достопримечательностью современного иудаизма.

 

 

 

Путь пряностей

Путь и сейчас является ярким примером успеха торговли двухтысячелетней давности – многовековой истории иудаизма.

Не было тогда современного транспорта и дорог, только караваны грузов двигались по тропам через преграды и препятствия, обходя грабителей, разбойников, завися от жадных чиновников. Путь начинался на востоке в Йемене, проходил через Аравию, Иорданию до порта Газа. На верблюдах везли дорогие товары: мирра, ладан, пряности, соль. Грузили их на суда и переправляли по морю в римскую империю, а оттуда и в Европу.

Длина пути составляла почти 2400 км, путешествие занимало полгода. Караваны насчитывали тысячи верблюдов, медленно двигались, по дороге останавливались в 56 пунктах для отдыха и ночлега.

По территории нынешнего Израиля расположилась пустыня Негев, протяженность ее составляет 150 км. Еще сохранились части этого пути. Начало – Моав, пустыня Арав возле Иордании и развивалась эта дорога во все периоды иудаизма. Уцелели древние пристанища путников, постоялых дворов, сторожевых постов, складских пещер, части акведука. Дорога вела дальше, направляясь на северо-запад к поселению Мамшит, некогда крупному городу, развалины которого и сейчас впечатляют туристов. Следующий пункт остановки – город Авдат. На высоком холме видны остатки крепости, винодельни, помещений, бань, пещера захоронений. Покинув Авдат, караваны двигались к Шивте, маленькому городу с системой водоснабжения, бассейнами, церквями, иудейскими синагогами. Предпоследняя остановка в Халуце, где еще видны развалины церкви и театра. После Халуца – Газа, выход к морю.

Было еще несколько путей, но они не такие главные. Кроме городов на всем протяжении пути видны разрушенные временем охранные постройки, синагоги, где могли верующие сделать все иудейские ритуалы, бани и мастерские.

Сейчас в главные пункты города Пути пряностей легко доехать на автомобиле и осмотреть пустыню, древние здания. Дороги между этими городами нет, ведь пустыня доступна только внедорожникам. Но находятся велосипедисты и туристы, идущие пешком по следам кочевников. От выбранного способа передвижения зависит, что можно увидеть и какие впечатления останутся в конце пути.

Путь пряностей по решению Юнеско по праву был назван исторической достопримечательностью с 2005. Негев и Арава – немые свидетели истории иудейства – все еще хранят много тайн. Но при желании каждый может к ним прикоснуться.

 

Притча о фарисее и мытаре

"В храм зашли 2 человека помолиться – мытарь и фарисей. Фарисей молился: Господи! Спасибо, что я не похож на других людей, которые являются обидчиками, грабителями, прелюбодеями, либо как мытарь: 2 раза в неделю пощусь, даю десятую часть от всего приобретенного. Мытарь стоял в Храме, и не поднимал на небо глаза, бил себя по груди и говорил: "Господи! Будь милостивым ко мне, грешнику!"

Слово мытарь произошло от славянского языка, которое означает сборщик налогов. Мытари были окружены в давние времена презрением. Фарисей означает ревнитель, точно исполняющий предписания религиозных законов иудейства. Внешнее исполнение предписаний могло привести к лицемерию, которое обличал Иисус Христос. Притчу закончил Христос, - тем, что мытарь был оправдан перед Господом Богом, нежели фарисей, так как кто себя возвышает – тот унижен, а кто смиряет себя, будет возвышен.

Каждый человек говорит: " Я не такой, как другие люди"? Либо: " Я не такой, как тот человек"! Несколько слов Евангелия, которые вскрывают ситуацию, относящуюся ко всякому времени, к разнообразным обстоятельствам, которые возникают в нашей жизни. В этой притче изложен непривычный взгляд на достоинство человека. Что лежит в основе совершенных нами поступков? Чувство собственного достоинства, самоутверждение, само превозношение. В чем достоинство человека?

Существует книга Аверинцева С.С., которая называется "Поэтика ранней византийской литературы", в которой есть целая глава посвященная достоинству человека, эта глава называется: "Достоинство и унижение человека".

"Евангелие провозглашает абсолютные ценности, которая нуждается в абсолютной заинтересованности" – это слова Аверинцева С.С. Вот тогда и станет понятным путь христианской жизни: Человек, которого сотворил Бог, призван совершенствоваться. Однако образ Божий затмил грех, и другого пути для грешника нет, как только правильно о себе думать. Если же этот путь не принят нами, то будет ждать нас презрение, гордыня, бахвальство.

Протоиерей Шмеман Александр писал в "Воскресных беседах: что эта притча вонзается ножом в страшнейшую опухоль современного мира, а именно в опухоль фарисейской гордыни. Пока эта опухоль растет, в мире будут царить кровь, страх и ненависть. И это на самом деле так. Если вернуться к отбрасываемой, презираемой, забытой силе – к смирению, то можно очистить мир. Такова характеристика иудаизма, его сущность и идеология.

 

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТОРЫ (Бирхот hа-Тора)

Принято произносить благословение перед чтением Торы* и после него, — тем, кто призван к Торе. Еврей сознает, что Всесвятой, благословен Он...

И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ... ( Вайхулу... )

Три первых стиха второй главы книги Бытия, которые произносятся при наступлении Субботы. Сказали рав Хасида и мар Уква: каждого, кто молится в ...

ДАЯН или ШОФЕТ (Судья)

Вдревнюю эпоху в Израиле, как и у других народов, суд был в руках главы рода, племени или народа. Вождь племени, вы...