Скиния
Ски ния (др.-греч. σκηνή, «шатёр, палатка»; ивр. מִשְכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.
В русской традиции также употребляется синоним слова скиния — куща
Названия
Для обозначения Скинии Библия пользуется двумя системами названий:
одна основывается на названии hа-мишкан («המשכן» — «обиталище», «местопребывание» [Бога]), и включает мишкан hа-эдут («משכן העדות» — «местопребывание свидетельства», то есть Скрижалей Завета, находившихся в Ковчеге Завета) и мишкан hа-шем («משכן השם» — «местопребывание Бога»), то есть место, где Шехина Творца пребывает на земле, среди народа Израиля;
другая основывается на названии оhел («אוהל» — «шатёр», «скиния»), и включает оhел моэд («אוהל מועד» — «скиния собрания» или «скиния откровения»), и оhел hа-эдут («אוהל העדות» — «шатёр свидетельства»).
В нескольких местах Библии объединены оба названия в одно мишкан оhел моэд («местопребывание скинии собрания») (Исх.39:32).
Объясняется это тем, что оба этих слова мишкан и оhель являются в иврите синонимами. Так, оба этих слова употреблены в одной фразе: «Как прекрасны шатры твои (оhалеха), Иаков, обиталища твои (мишкенотеха), Израиль» (Чис.24:5)
Гораздо реже в Библии можно встретить и другие названия Скинии: микдаш («Святилище») и hа-кодеш («святое место»).
Предназначение Скинии и Храма в иудаизме
Заповедь строительства Скинии и Храма
В еврейской Галахе заповедь строительства Храма является повелением из поколения в поколение строить здание, которое станет центром священнослужения еврейского народа и в котором будут приноситься жертвоприношения Единому Богу.
И построят Мне святилище, и буду Я пребывать среди них
(Исх.25:8)
В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств. Оба эти подхода напрямую связаны с разногласием относительно датировки получения заповеди о постройке Скинии.
Согласно первой версии (Мидраш Танхума), заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом Кипур, то есть в тот день, когда Всевышний простил евреям грех Золотого тельца. До этого греха не было необходимости в Храме, так как Шехина (Слава Божия), обитала среди народа.
В то же время, в другом авторитетном источнике (Мидраш Шир ха-ширим Раба) утверждается, что законы о постройке Скинии были даны на горе Синай, то есть в данном случае Писание придерживается хронологического порядка изложения. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.
Таким образом, в иудаизме существует два образа понимания предназначения и смысла Храма, один расценивает его как ценность прикладную, второй — как безусловную.
Так или иначе, Творец, без всякого сомнения, выше любого здания — Он не нуждается в «жилой площади», не нуждается в жертвоприношениях, воскурениях, возлияниях и т. п. Всюду в тексте Писания, где сказано: «Моя жертва», «Мой хлеб», имеется в виду: «жертва, посвящённая Мне», «хлеб, посвящённый Мне».
«Следует отметить, что в Торе сказано не „Я буду обитать В нём“, но „Я буду обитать среди них“, то есть среди людей. Это означает, что Слава Божия проявляется не столько через сам Храм, сколько через народ, построивший его. Не Храм является причиной раскрытия Славы Божией, а самоотверженное желание людей ощутить руку Всевышнего, управляющего миром везде и повсюду»
— Сончино
«Сказано: «Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди [или: внутри] них» (Исх.25:8) — в них, людях, а не в нём, в святилище. Все мы должны воздвигнуть Скинию в наших сердцах, дабы Бог обитал там.»
— Мальбим
Тем самым, еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.
В Христианстве Скиния расценивается исключительно как прикладная ценность, Скиния считается одним из ветхозаветных прообразов Богоматери и Церкви. Возможно, Христианское понимание смысла и назначения Скинии в чём-то созвучно Мидрашу Танхума, что Скиния всего лишь некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство. Христианство согласно с мнением пророков, что Скиния нужна людям, а не Богу.
Мнения о значении Скинии и Храма
«Двенадцать находившихся там хлебов соответствуют двенадцати месяцам; семь лампад [светильника] — Солнцу, Луне и пяти [известным тогда] планетам [Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн]; а четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, — четырём стихиям [земля, море, воздух и огонь].»
— Иосиф Флавий, «Иудейские древности» III, 7:7
«Храм, прообраз мироздания, назван „вратами небес“, ибо Божественный свет исходит из высшего мира в нижний и наполняет Храм, а из Храма распространяется по всей земле, и каждый элемент мира получает предназначенный ему свет из соответствующей детали Храма»
— р. Иешаяху Горовиц (XVI в.), «Шней лухот а-брит»
«На западе стоял Ковчег Закона с его украшенной херувимами крышкой; на севере — Стол с хлебами предложения; на юге — Менора с лампадами; восточная сторона была обращена к народу, с той стороны был вход, и там, один за другим, стояли жертвенники, которые как бы побуждали людей к радостной самозабвенной отдаче себя Божественной Торе, ожидающей их на западе. Мы верим, что не ошибёмся, предположив, что западная сторона призвана была олицетворять Тору и Присутствие Бога, которое она, и только она, воплощает; северная сторона — материальную жизнь; южная — духовную жизнь; восточная же — конкретный народ, народ Израиля, призванный к самоотверженному служению Богу и Его Торе.»
— р. Шимшон Рафаэль Гирш
«Скиния прообразовала собою Церковь Христову, а также и Божию Матерь, Которая, вместив в Себя Бога, была как бы Домом Божиим.»
— Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Священная история Ветхого Завета
Функции Скинии
Согласно тексту Писания, функции Скинии можно разделить на несколько основных категорий, которые, прежде всего, базируются на том, что
Главное и важнейшее предназначение Скинии основывается на названии «мишкан», то есть Скиния является местом, где Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле, среди народа Израиля.
Исходя из слов Пятикнижия «И построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них» (Исх.25:8), Скиния является
местом, где Бог обнаруживает Своё присутствие и откуда (точнее, между крыльями херувимов на крышке Ковчега Завета, находящегося в Святая святых) Он говорит с Моисеемпосле его пребывания на горе Синай.
местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву.
местом проявления Славы Божией (Шехины). Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Славы Божией в Храме не было вопросом веры; это было простое знание, факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах Солнца и Луны.
Согласно Писанию, в пустыне облако Славы Всевышнего всегда покрывало Скинию, когда же оно поднималось, это являлось знаком для отправления в путь. Кроме этого, Скиния служила также
местом публичного собрания всего народа
хранилищем высшей национальной святыни, Ковчега Завета, и свитков Торы, которые служили эталоном для всех прочих свитков.
Строительство Скинии
Согласно книге Исход, повеление о строительстве Скинии Моисей получил на горе Синай, ещё до получения Скрижалей Завета. Это повеление приводится в Библии целиком, с большим количеством деталей и занимает около 7 глав (Исх.25 — 31).
Повеление начинается с описания пожертвований (Исх.25:3-7), которые следует собрать с сынов Израиля на строительство Скинии. Для строительства Скинии и её составляющих были необходимы пятнадцать различных материалов:
И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; и синету, и багряницу, и червленицу, и виссон, и козью шерсть, и кожи бараньи красные, и кожи тахашевые, и дерева шиттим, елейдля светильника, пряности для елея помазания и для благовонного воскурения, камни ониксовые и камни вставные для эйфода и для наперсника.
(Исх.25:3-7)
Затем перечисляются законы, связанные с тремя предметами, которые должны быть помещены внутри Скинии: Ковчег Завета (для хранения Скрижалей) (Исх.25:10-22), Стол хлебов предложения (для хлебных приношений) (Исх.25:23-30) и Менора (светильник) (Исх.25:31-40).
После этого описывается строение самой Скинии (Исх.26), к которой относятся также законы «парохет» (завесы, отделявшую Святая святых) и «масах» (завесы, закрывавшую вход в Скинию).
После всего этого заповедует Бог Моисею строительство жертвенника всесожжения, который должен был находиться во дворе Скинии (хацер). И о законах, связанных с самим двором Скинии (Исх.27).
На этом заканчивается первая часть повеления о строительстве Скинии.
Вторая часть начинается с законов, связанных с елеем для светильника (Меноры) (Исх.27:20,21), затем приводятся законы священников — коэнов: предписания о священнической одежде (Исх.28), церемонии помазания священников и освящения жертвенника (Исх.29:1-37). И, в заключение, приводятся законы ежедневной жертвы всесожжения (Исх.29:38-42).
В следующей главе Библия добавляет к основному повелению детальное описание золотого жертвенника для воскурений (Исх.30:1-10), законы о половине шекеля (Исх.30:11-16) и описание медного умывальника (Исх.30:17-21).
После завершения описания законов о храмовой утвари идёт повеление о приготовлении елея помазания и о необходимости помазания им всей утвари перед началом её употребления (Исх.30:22-33), а также о приготовлении смеси для воскурений и законов её воскурения (Исх.30:34-38).
В заключение Всевышний подводит итог:
И сказал Господь Моше, говоря: смотри, Я призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеудина. И я Исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, чтобы творить замыслы, чтобы работать по золоту и по серебру, и по меди, и по резьбе камней для вставления, и по резьбе дерева, дабы исполнять всякую работу. И вот, Я назначил к нему Аолиава, сына Ахисамаха, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого сердцем вложил Я мудрость, и они сделают всё, что Я повелел тебе. Шатёр соборный и ковчег для откровения, и крышку на него, и все принадлежности шатра; и стол, и все принадлежности его, и светильник чистый со всем прибором к нему, и жертвенник воскурения; и жертвенник всесожжения со всем его прибором, и умывальник, и подножие его; и одежды служебные, и одежды священные Аарону, священнику, и одежды сынам его для священнослужения; и елей помазания, и курение из пряностей для святилища: всё так, как Я повелел тебе, пусть сделают они.
(Исх.31:1-11)
Описание законов Скинии завершает повеление о Шаббате, из которого комментаторы делают вывод о том, что законы Шаббата нельзя нарушать даже для строительства Скинии, а работы по её строительству, в свою очередь, представляют собой прообразы запретов Шаббата.
Далее приведена речь Моисея, в которой он передаёт указания Бога народу Израиля, после чего с большими подробностями приводится описание работ по строительству Скинии и её утвари.
Трудились над сооружением Скинии около полугода (от 11 тишри до 1 нисана)[20]. Когда работы были окончены и все принадлежности Скинии были готовы, последовало указание Бога о возведении Скинии, освящении её утвари и помазании в священнический сан Аарона и его сыновей первого числа месяца нисан (в котором и произошёл Исход евреев из Египта), на второй год после Исхода[21]. Освящение заключалось в помазании священным составом из смирны самоточной, корицы, трости благовонной, кассии и елея.
Возведение Скинии описано в последних стихах книги Исход и заканчивается описанием спуска Славы Господа (Шехины) на Скинию: {{Покрыло облако Скинию собрания и слава Господня наполнила скинию… Облако Господне стояло над Скинией днём, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во всё путешествие их|Исх|40:34|, 38}} С этих пор облако покрывало Скинию в продолжение всего странствования израильтян по пустыне. Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там они располагали свой стан.
В первых глава книги Чисел детально описывается обязанности левитов и правила разборки и погрузки Скинии и её утвари во время переходов. Левиты должны были также устанавливать Скинию во время остановок и охранять её со всех сторон.
Как только Скиния была сооружена, она заняла центральное место среди народа Израиля — в прямом и переносном смысле — как при переходе через пустыню, так и во время стоянок. Расстояние в пустыне между народом и Скинией никогда не было больше 2000 локтей, с тем, чтобы в Субботу каждый имел возможность прийти к ней для молитвы.
Устройство Скинии согласно Пятикнижию Моисея (Книга Исход)
Детальное описание устройства Скинии содержится в Исх.25 — 31 и 35 — Исх.40.
Краткое описание расположения шатра и двора
Скиния располагалась в соответствии со сторонами света. Шатёр 31×10 локтей находился в западной части большого двора (хацер), длиной в 120 локтей и шириной в 60 локтей.
Расстояние от завес двора до стен шатра составляло 25 локтей с севера, юга и запада. Вход в Скинию располагался с восточной стороны и был закрыт особым пологом, который назывался масах, общей длинной в 20 локтей. Полог был связан из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, а так-же из крученого виссона. Полог был узорчатой работы.
Двор Скинии (хацер) (Исх.27:9-19)
Вокруг Скинии сооружался прямоугольный двор (Хацер) довольно больших размеров 120×60 локтей (около 1985 м², если принять локоть за 52.5 см), ограждённый шестьюдесятью (60) полыми столбами из дерева шиитим с медными подножиями. Между столбами были натянуты расшитые занавеси (клайим), искусно сплетённые из крученого виссона, образуя стены высотой в 5 локтей (около 2,6 м). Каждая такая занавесь была 5х5 локтей и всего их было 56.
Напротив входа в шатёр, пять центральных столбов восточной стороны двора образовывали ворота Скинии. Эти столбы были покрыты особыми пологами из из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, а так-же из крученого виссона,который назывался масах. Пологи ворот состояли из четырех(4) частей, 5х5 локтей каждая, общей длиной в 20 локтей.
С севера и юга двора было по 20 столбов, на западе — 10, на востоке по 3 с каждой стороны от входа и ещё 4 поддерживали полог (масах)
Во дворе, напротив входа, размещался большой жертвенник всесожжения, их окованного медью дерева (поэтому он назывался также «медный жертвенник»). На нём приносились жертвы и на нем постоянно должен был гореть огонь.
В самом центре двора стоял медный умывальник (киор) для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.
Шатёр представлял собой каркас из деревянных досок, обложенных золотом, и покрытый четыремя покрывалами. Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части пригодные для ношения. Размеры шатра составляли 31 локоть в длину, 10 локтей в ширину и 10 локтей в высоту. Шатер был разделен на две части занавесом (парохет). Задняя его часть (западная часть, размером 10х10х10 локтей) называлась Святая святых (Кодеш кодашим). Перед Святая святых находилась священное пространство, Святилище (Кодеш), отделённое завесой (масах) от передней части ограждённого двора (Хацер). Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны. Обе разделяющие завесы имели размер 10х10 локтей.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Тайна рождения Баал-Шем-Това18 элула – день рождения основателя хасидизма, рабби Исраэля Баал-Шем-Това. Глава группы нистаров – скрытых ца... |
Еврейская свадьбаПрежде чем начнется свадебная церемония, то новобрачные должны встать под Хупу, то есть свадебный балдахин. ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |