Пурим и Ханука
И дни эти памятны и празднуемы, из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их. — МЕГИЛАТ ЭСТЕР 9:280
Вспомни дни древности, помыслите о годах (прошедших) поколений; спроси отца твоего, и он расскажет тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих, поставил Он пределы народам по числу сынов Исраэля. — ДВАРИМ 32:7, 8
Праздники, установленные мудрецами
Разрушение вавилонскими завоевателями Первого Храма завершило целую эпоху. Мы лишились нашей святыни, своей земли и независимости, но мы не перестали быть народом Б-га, и Он не лишил нас Своего покровительства и защиты. И хотя мы часто страдали от врагов как внешних, так и внутренних. Творец, Вершитель истории, не давал нас уничтожить ни физически, ни духовно. Древние мудрецы выбрали для увековечения в памяти нашего народа два таких случая чудесного Б-жественного спасения. Пользуясь властью, которой наделила их Тора, мудрецы древности учредили в дополнение к йомим товим, данным Торой, еще два праздника, каждый со своими законами и обычаями, соответствующими произошедшим событиям. Это Пурим, который празднуют 14 или 15 Адара; и Ханука, которую празднуют восемь дней, начиная с 25 Кислёва. Каждый из них имеет определенную связь с нашими днями.
Пурим
В древнеперсидской империи существовало сильное антиеврейское движение, которое стремилось уничтожить физически весь еврейский народ. Окончательное решение еврейской проблемы формулировалось в царском декрете почти теми же словами, что и две с половиной тысячи лет спустя в нацистской Германии. Благодаря героизму Мордехая и Эстер, раскаянию евреев, их отказу от ассимиляторских тенденций, благодаря возврату к полному соблюдению Торы трагедия не произошла. Праздник Пурим был учрежден, чтобы выразить благодарность народа Б-гу за спасение, сверхъестественность которого ничуть не умалялась тем, что оно пришло как бы в результате дворцовой интриги. Мегилат Эстер (Книга Эсфири) подробно рассказывает обо всех этих событиях.
Ханука
Спустя несколько столетий, когда греки правили большей частью цивилизованного мира, евреи в Эрец Исраэль столкнулись с новой проблемой. В отличие от прежних завоевателей греки принесли с собой эллинизм — свое мировоззрение: философию, искусство, гуманистические идеалы и культ красоты тела. Многие молодые евреи, особенно из высших слоев общества, были увлечены греческим стилем жизни, и Тора стала казаться им чем-то старомодным и несовершенным. Еврейские эллинисты добились главенства в Святом Храме и модернизировали Храмовую службу. Столкнувшись с оппозицией населения, они обратились к греко-сирийскому правительству Антиоха IV, чтобы оно помогло заставить евреев подчиниться эллинизации. Антиох IV издал законы, которые должны были подорвать основы уникальности еврейского народа. Для этого он под страхом смертной казни запретил евреям делать обрезание, соблюдать шабот и отмечать рош ходеш (начало нового месяца). Это привело к тому, что появились первые в истории мученики за веру.
Преследования евреев становились все более жестокими и унизительными, и тогда знамя борьбы с греками поднял старый Когэн Матитъягу Хашмонай со своими сыновьями. В течение ряда лет его сын Йегуда одерживал в партизанской войне победы над регулярными войсками греков. Разбив превосходящие силы Антиоха, он в 165 году до н.э. победоносно вошел в Йерушалаим. Первое, что он сделал, — взошел в Храм, чтобы очистить его, восстановить Храмовую службу и зажечь огонь меноры. Храмового светильника. Праздник Хануки ( освящения , новоселья ) был установлен, чтобы выразить благодарность евреев Всевышнему за спасение. Как видим, жертвы людей во имя веры не напрасны; благодаря им Тора сохраняется в Исраэле во все времена. Чудо, произошедшее с единственным неоскверненным сосудом (масла которого должно было хватить лишь на один день, а оно горело восемь дней) символизирует неиссякаемость духа Ис-раэля.
Эти два события, которые мы празднуем в Хануку и Пурим, — типичные примеры того, как Г-сподь спасает наш народ до сего дня. Пурим связан с физическим спасением, а Ханука — с сохранением духовной жизни народа во времена изгнания, подавления и преследований.
И сегодня мы можем со всей искренностью повторить слова псалмопевца, царя Давида: Наказать наказал меня Г-сподь, но смерти не предал /Тегилим 118:18/.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Что такое Ту-БишватПятнадцатого числа, согласно еврейскому календарю, в месяце Шват отмечается Ту-Бишват, то есть "новый год деревьев". Этот... |
Обычаи и законы ПуримаИосеф-Ицхак сравнил Пурим с Хануку, сказал, что главная причина столь жестоких гонений, которые обрушились на ев... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |