Мудрецы Израиля. Зугот (пары)

News image

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го ст...

Раби Меир

News image

Раби Меир — ближайший ученик р. Акивы. Происходил из семьи праведного ге...

Рав АБА бар НАХМАНИ (Раба)

News image

Рав Аба бар Нахмани (в Талмуде назван просто Раба, сокращение от...



ША‘АТНЕЗ

ша‘атнез

ША‘АТНЕ З (שַׁעַטְנֵז), ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна, а также одежда, сшитая из такой ткани (Втор. 22:11). Библия запрещает носить ша‘атнез. Запрет на ша‘атнез — частный случай запрета кил’аим.

Коханим были освобождены от этого запрета (описание одежды; Исх. 28); в Мишне говорится, что это освобождение действует во время участия коханим в храмовой службе (Кил. 9:1). Некоторые исследователи полагают, что запрет на ша‘атнез — это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия.

Законоучители Талмуда расширили запрет на ша‘атнез: во-первых, запрет, опирающийся непосредственно на авторитет Письменного Закона (ми-де-орайта), распространяется лишь на ткани из нитей льна и шерсти, соединенных посредством прядения или ткачества, в то время как запрет, выведенный с помощью правил герменевтики (ми-де-раббанан), распространяется и на ткани, в которых эти нити соединены иным способом (сшиты, связаны и т. п.); во-вторых, библейский запрет распространяется только на одежду, в то время как законоучители Талмуда запретили сидеть и лежать на тканях, попадающих под определение ша‘атнез, равно как и использовать их каким-либо иным способом. Цицит из шерсти можно помещать на льняной одежде. Согласно Устному Закону, запрет кил’аим распространяется и на неевреев, однако некоторые религиозные авторитеты иначе интерпретируют эти положения Устного Закона и приходят к выводу, что запрет на ша‘атнез распространяется только на евреев.

Талмуд относит запрет на ша‘атнез, как и кил’аим, к заповедям, смысл которых неясен, однако средневековые авторы неоднократно пытались найти ему рациональное объяснение. Так, Маймонид полагал, что жрецы языческих культов в библейские времена носили ша‘атнез, поэтому евреям это было запрещено. Нахманид считал, что запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы, от стремления улучшить получаемое от природы.

В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие ша‘атнеза в ткани.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ЗАБЫТЫЙ СНОП (Шихеха)

Сноп, забытый хозяином на поле при жатве, принадлежит бедным, и хозяин не вправе вернуться, чтобы забрать его (Втор. XXIV, 19...

КРОВЬ (Дам)

Тора* рассматривает К. как источник жизни, потому что душа плоти — в К. (Лев. XVII, 11...

НЕИМУЩИЕ И НИЩИЕ (Эвйоним вааниим)

Многочисленные законы и заповеди Торы направлены на поддержку бедняка; но в среде народа Израиля, в его стране, всё же были не...