Талмуд
Иудейский канон составляют Танах, ветхозаветная часть Библии, которая была написана и составлена до появления христианства, и Талмуд. Поскольку подробная характеристика книги Танах дается в статье Библия , здесь основное внимание уделяется Талмуду.
Талмуд (от древнееврейского ла-мейд — учение) представляет собой многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившейся в течение многих веков — с IV в. до н. э. по IV в. н. э Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению изустно Поэтому в отличие от Ветхого завета, который назывался писаным законом, Талмуд назывался устным законом
В основе талмудического творчества был Танах, в особенности первая его часть - Пятикнижие, или Тора. Приспосабливая Библию к историческим обстоятельствам, талмудисты разработали множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейских народных масс.
Талмудическая литература - это нагромождение искусственно соединенных дискуссий иудейского духовенства о культе, богословских рассуждений о догматике, поучений по вопросам морали, религиозных предписаний, законов, касающихся судопроизводства уголовных и гражданских дел, элементарных сведений по медицине, математике, географии, притч и пословиц, сказок, легенд, мифов, басен и т. п.
Уже в IV в. до н. э. появились книжники, которые занимались толкованием Моисеева закона ; они и положили начало той работе, плоды которой впоследствии стали известны под названием Талмуда.
Книжники стремились толкованием Торы соорудить ограду вокруг закона , т. е. максимально изолировать еврейские массы от влияния греческой культуры.
Вокруг вопроса еврейской обособленности во II в. до н. э., когда Иудея находилась в руках Маккавеев, возник острый спор между саддукеями и фарисеями — двумя религиозно-партийными группировками.
Саддукеи, состоявшие из аристократической земледельческой знати и жрецов, придерживались буквального смысла Моисеева закона . Фарисеи, состоявшие из ремесленников, торговцев, низших служителей культа, наоборот, стремились усовершенствовать иудейскую религию.
Расширенное устное толкование библейских законоположений, возникшее в разгар борьбы между религиозно-политическими группировками древних евреев, впервые было собрано и отредактировано в 210 г. н. э. Иегудой-га-наси и получило название Мишны (повторение закона).
Мишна разделена на 63 трактата, сгруппированных в шесть отделов.
I отдел - Зераим (посевы) включает в себя 11 трактатов (Берахот — славословия, Пеа - край, Киллаим — разнородное и др.), рассматривающих постановления, молитвы и законы, имеющие отношение главным образом к земледелию.
II отдел - Моэд (праздники) содержит 12 трактатов (Шаббат - суббота, Песахим - пасха, Рош-гашана - Новый год и др.) и регламентирует поведение иудеев в дни религиозных праздников.
III отдел - Нашим (жены) содержит 7 трактатов (Кетубот - брачные договоры, Гиттин - разводное письмо и др.), излагающих законы, посвященные браку и семье.
IV отдел - Незикин (повреждения) содержит 10 трактатов (Баба Кама — первые ворота, Баба Медиа - средние ворота, Баба Батра — последние ворота, Маккот — удары и др.), посвященных вопросам гражданского и уголовного права.
V отдел — Кодашим (святыни) посвящен вопросу о жертвоприношениях и содержит 11 трактатов (Мидот - меры, Зебахим — жертвы и др.).
VI отдел — Тогорот (очищения) занимается вопросами об очищениях и содержит 12 трактатов (Микваот — очистительные купальни, Нидда — месячное очищение и др.).
В научной литературе Мишна цитируется по трактатам, главам и параграфам, например Берахот, IV, 5, что означает трактат Берахот, глава четвертая, параграф пятый.
Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилоне, где ко II в. н. э. было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемарой.
Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Так как толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, то различают два Талмуда - палестинский (Талмуд Иерушалми) и вавилонский (Талмуд Бавли).
В научной литературе иерусалимский Талмуд цитируется как Мишна, вавилонский — по трактатам и листам, например, Берахот, 10а, что означает трактат Берахот, лист десятый, страница первая.
Установился обычай печатать все издания Талмуда с одинаковым числом страниц и давать на каждой странице постоянно точный определенный текст. Поэтому в любом издании Талмуда имеется 2947 листов, или 5894 страницы.
К талмудической литературе относятся так называемые Мидраши, составленные в средние века. Они, как и Талмуд, являются религиозными сборниками, комментирующими стихи ветхозаветных книг. Проповедуя антинаучные взгляды на природу и жизнь человека, Мидраши уснащают свои вымыслы мифами и легендами.
В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха — это закон, касающийся жизни религиозной, семейной, гражданской и т, п. Агада - это миф, рассказ, легенда, сказка. Галаха и агада стояли на страже интересов господствующих классов — светской и духовной аристократии. Богатство и бедность объясняются в Талмуде незыблемым и вечным божественным установлением; при помощи притч, пословиц и сказок Талмуд внедряет в сознание народных масс религиозную идею о полной зависимости человека от бога. Авторы Талмуда внушают верующим покорность и терпение, мешая угнетенным массам подняться на борьбу против гнета и эксплуатации.
Талмуд и Мидраши изображают бога и всех небожителей в виде феодалов со сложной системой взаимоподчинения и взаимопочитания.
Талмуд твердит: Царство земное соответствует царству небесному (Берахот, 58а). Правильнее было бы эту формулу перевернуть и сказать: Царство небесное соответствует царству земному , иначе говоря, представления Талмуда о боге и ангелах, рае и аде, о наградах и наказаниях являются фантастическими образами реальной земной жизни людей. Ангелология и демонология, разработанные Талмудом, отражают иерархическую лестницу феодальных общественных отношений.
Земные корни небесной иерархии Талмуда выступают достаточно ясно.
Отстаивая иудейский монотеизм, изображая бога в виде монарха, талмудисты стремились прежде всего загладить ветхозаветное многобожие.
Так, в иудаистской Библии явно сохранились представления древних евреев о наличии многих богов, обозначенных именами Эпоха, Яхве, Шад-дай и др. Мир, например, сотворил, согласно ветхозаветной книге Бытия, не один бог, а боги (элохим). Законоучители, насилуя смысл слов, на вопрос, сколько богов (элохим) творили мир, отвечают: Всюду, где сказано элохим, разумеегся судья (Тосефта Берахот, VII, 1). О наличии многих имен бога талмудисты отвечают следующим образом: Ты хочешь знать мое имя: я называюсь по моим делам. Я называюсь то Шаддай, то Саваоф, то Яхве, то Элоха. Когда я произвожу суд над людьми, я называюсь Элоха, когда я веду войну с неверными, я называюсь Саваоф, когда я караю грехи людей, я называюсь Шаддай, когда я милую мир, я называюсь Яхве. Имя Яхве выражает только мою меру милосердия (Шемот рабба, III, 6).
Представление Талмуда о боге является искаженным религиозным представлением о земном единодержавном правителе и его свите. По иерархической лестнице сонм ангелов распределен Талмудом в следующем порядке: 1. Херувимы; 2. Серафимы; 3. Офа-нимы (огненное колесо); 4. Ангелы всех стихий; 5. Начальствующие; 6. Мессия; 7. Первоначальные стихии земли и воды.
Небес, по мнению талмудистов, тоже семь. Расположены они таким образом: 1. Велон — занавес, который поднимается и опускается над солнцем; 2. Ракиа - место, к которому прикреплено солнце; 3. Шехаким — местонахождение кухни для праведников; 4. Зебул - небесный храм, где архангел Михаил приносит жертву богу Яхве; 5. Меон - место пребывания ангелов; 6. Маком - кладовая града и дождя, снега и тумана; 7. Аработ — сокровище справедливости, благоволений и росы воскресения. И над всеми этими небесами с их населением, заключает Талмуд, царит сам великий царь (Хагига, 116).
Отвергая науку и материалистическую философию, Талмуд распространяет средневековое идеалистическое миропонимание, проповедует косность, застой и неизменяемость мира, призывая людей мириться с эксплуатацией и гнетом.
Талмудисты проповедуют бедность как добродетель. Турний Руфий спросил однажды рабби Акибу: Если бог ваш любит бедных, то почему он не доставляет им пропитание? Рабби Акиба ответил: Это для того, чтобы милостыней спаслись от адских мук (Баба Батра, 10а). Рабби Иошуа говорил: Бедный, принимая подаяние, оказывает своему благодетелю большую услугу, чем последний оказывает бедному (Вайикра рабба, 34).
Автор средневековой нравоучительной книги Орхот цадиким ( Пути праведных ), подводя итоги талмудистским поучениям о правилах поведения человека, писал: Созерцание деяний божиих и дивных его творений, обнаруживающих беспредельную и всеобъемлющую премудрость в связи с анализом собственной ничтожной, скудоумной и беспомощной особы вызывает в человеке, с одной стороны, любовь к богу и страстное желание познать его сущность, а с другой — благоговение и страх перед ним . Забитый, покорный раб, лишенный чувства достоинства, — вот идеал человека по Талмуду.
Тора и Талмуд освящали гнет эксплуататоров. Раввины на основе священных книг иудейской религии рьяно защищали право сильного грабить трудовые массы. Не случайно Талмуд подвергался критике.
Уже в глубокой древности один из танаев Элиша бен Абуйи, живший во II в. н. э., критиковал Тору и Мишну. Законоучители прозвали его Ахером (Ахер - буквально другой). Эта критика нашла отражение в самом Талмуде. Ахер порицал иудаизм, его проповедь покорности и смирения, его поучения о небесном промысле и возмездии. Увидев собаку, державшую в зубах язык таная, погибшего от руки римлян, Элиша стал порицать божественную справедливость, утверждая: Нет правды в мире, нет возмездия после смерти (Хагига, 146).
Видным представителем рационалистической критики иудаизма был Хиви Габалки (IX в ). Он говорил: Народ, придерживающийся Торы, нищ и ничтожен .
Хиви написал книгу, в которой содержалось двести возражений против учения о божественном происхождении Ветхого завета. Из сохранившихся возражений видно, что вольнодумец IX в., критикуя учение о божественном происхождении Ветхого завета, указал на наличие в нем противоречий, ложных утверждений и всяких нелепостей.
Хиви понимал абсурдность библейского рассказа о творении, утверждал, что мир существует извечно, оспаривал авторитет бога: если бог всевидящий и всезнающий, то почему он спрашивает у Адама: Где ты? Все то, что в Ветхом завете выдается за чудеса , совершенные богом, вольнодумец объясняет естественным ходом вещей. Хиви отрицал бессмертие души, указывая на то, что в самой Библии сказано: Душа всякого человека есть кровь его (Лев., 17, 14).
Хиви имел своих последователей. Современник Хиви богослов Саадия писал: Я знал многих безбожников, гордившихся своим неверием .
Талмуд осуждал выдающийся вольнодумец XVII в. Уриэль Акоста.
Акоста убеждался, что Талмуд - плод фантазии смертных. Выдавая его за божественную книгу, раввины обманывают народ. Человек свободной мысли, Акоста открыто стал опровергать учение талмудистов. Осенью 1615 г. он начал писать Тезисы против традиции , в которых доказывал антигуманную природу поучений Мишны.
Акоста опровергал богооткровен-ность Талмуда. Защитники фанатизма и средневековья поняли, что в Тезисах заложен снаряд, способный взорвать твердыню религиозного учения. Акоста был предан анафеме, а его произведения - огню.
Однако пример Акосты вдохновил Спинозу и передовую интеллигенцию XVIII и XIX вв., которые блистательно доказывали, что Талмуд является компилятивным религиозным сборником, при помощи которого иудейские церковники одурманивают народ.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Кровь![]() КРОВЬ. В Библии, как и в религиозных представлениях многих народов древности, особенно семитских племен, кровь яв... |
Месяц Нисан. Заповедь обновленКогда наступил месяц Нисан, те люди, которые покидали Египет, не имели всей Торы, и на тот ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой Горе![]() Обнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?![]() Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религии![]() Вообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |