УСТНАЯ ТОРА (Тора ше-бе-ал-пэ)
Сказано в первой мишне* трактата Авот: Моисей получил Тору* на горе Синай и передал ее Иегошуа; Иегошуа — старейшинам; старейшины — пророкам, а пророки передали ее Мужам Великого Собрания* . В данном случае подразумевается У.Т. Собственно Тора — Пятикнижие — называется Письменной Торой; написал ее Моисей собственной рукой перед смертью и передал по экземпляру каждому из колен*. Комментарии к Торе он не написал, а передал из уст в уста Иегошуа, а Иегошуа передал их старейшинам. И так они передавались из поколения в поколение. У.Т. считается неотъемлемой частью Письменной Торы, ибо невозможно понять многое в Письменной Торе — и детали, и частные случаи ее заповедей непонятны без У.Т., которая разъясняет все неясное. Письменная Тора предполагает, как само собою разумеющееся, что у народа есть неписаные законы. Можно заключить это из большой группы законов, которые были бы совершенно непонятны, если бы не устойчивая и укоренившаяся в народном сознании традиция права и закона. Например, написано в Торе: Если купишь раба-еврея... (Исх. XXI, 2), и Тора предполагает само собой разумеющимся, что можно купить раба-еврея, и не находит нужным добавлять что-либо относительно правил такой купли и формы акта о продаже. Другой пример. — Первая глава первого трактата Талмуда*, Брахот, начинается вопросом: В какое время читают Шма в вечерней молитве? . Эта и последующие главы обсуждают мицву* чтения Шма , согласно которой утром и вечером следует читать отрывок из Торы, начинающийся известным стихом: Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь - Един (Втор. VI, 4-9). Эта мицва не указана в Торе прямо, но принято было, что слова И будешь говорить о них, ложась и вставая относятся к начальным словам этого же текста ( Слушай, Израиль! и т. д.). Но все еще не было ясно, когда точно следует читать Шма , то есть с какого и по какой час утром и вечером. Как следует читать Шма - лежа или стоя? Вслух или про себя? Все ли обязаны читать Шма ? Во всех ли случаях следует соблюдать эту мицву, или существуют обстоятельства, при которых еврей освобождается от соблюдения ее (например, тяжелая болезнь)? И еще пример. — Из всех работ, запрещенных в Субботу, в Торе названы только пахота и жатва, но, очевидно, и другие работы были воспрещены в библейский период. Собиравший дрова в Субботу был приведен на суд к Моисею (Чис. XV, 32), ибо еще не было определено, как поступить с ним , однако не сомневались, что он осквернил Субботу. О Йом Кипур* сказано в книге Числа (XXX, 7): И изнуряйте души свои , но каким должно быть это изнурение (пост), стало известно из законов У.Т., комментирующей письменные законы и определяющей их рамки.
Письменная Тора явно предполагает наличие устных законов, без знания которых заповеди не могли бы соблюдаться, и это служит основой веры в то, что У. Т. была дана Израилю вместе с Письменной.
У.Т. включает не только расширительный комментарий к Письменной, но и галахот* — законы, которые вообще не упомянуты в Письменной Торе. Среди этих галахот есть и такие, к которым даже мудрецы не могли найти первоисточников, ибо они уходят в глубокую древность. Галаха такого рода называется галаха ле-Моше ми-Синай , то есть галаха от Моисея с Синая . Кроме законов, полученных на горе Синай, есть другие, установленные пророками и мудрецами, дабы определить рамки законов Торы, то есть чтобы оградить их от вольных интерпретаций; а также законы и постановления разных периодов, необходимые для сохранения народа в тех сложных и изменчивых условиях, в которых жили евреи. Ибо сказано в Торе: ...Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево (Втор. XVII, 11). Записывать У.Т. были вправе лишь крупнейшие мудрецы данного поколения — записывали то, что слышали от своих учителей, и устно передавали эту премудрость другим. В конце концов, когда мудрецы убедились, что иго иноземцев становится все тяжелее, несчастья участились, Израиль рассеян по всему миру, а учеников в ешивах* становится все меньше и существует реальная опасность, что Тора будет забыта Израилем — они дозволили записывать У.Т., чтобы она дошла до каждого еврея, как и Письменная. Они собрали все галахот, изучавшиеся доселе устно, записали их по темам, разделив на главы, и составили книгу под названием Мишна *. Мудрецы последующих поколений продолжали комментировать и разъяснять эти галахот -Мишну; и эти добавления и толкования, присоединенные к Мишне, составляют Талмуд (что означает: Книга обучения ).
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Основы ТшувыТшува включает в себя 3 основных значения. Первое – это оставление греха. Данная основа зна... |
Какие праздники у евреев?В этой статье мы поговорим о том, какие праздники у евреев есть и как их ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |