Где ты?

News image

В 1798 году раввин Шнеур Залман из Ляд был заключен в ...

РаМБаМ

News image

4895 год от сотворения мира –1135 год новой эры 14 ни...

РЕШ ЛАКИШ

News image

Рабби Шимон бен Лакиш (иначе Реш Лакиш) – один из дв...



УСТНАЯ ТОРА (Тора ше-бе-ал-пэ)

Сказано в первой мишне* трактата Авот: Моисей получил Тору* на горе Синай и передал ее Иегошуа; Иегошуа — старейшинам; старейшины — пророкам, а пророки передали ее Мужам Великого Собрания* . В данном случае подразумевается У.Т. Собственно Тора — Пятикнижие — называется Письменной Торой; написал ее Моисей собственной рукой перед смертью и передал по экземпляру каждому из колен*. Комментарии к Торе он не написал, а передал из уст в уста Иегошуа, а Иегошуа передал их старейшинам. И так они передавались из поколения в поколение. У.Т. считается неотъемлемой частью Письменной Торы, ибо невозможно понять многое в Письменной Торе — и детали, и частные случаи ее заповедей непонятны без У.Т., которая разъясняет все неясное. Письменная Тора предполагает, как само собою разумеющееся, что у народа есть неписаные законы. Можно заключить это из большой группы законов, которые были бы совершенно непонятны, если бы не устойчивая и укоренившаяся в народном сознании традиция права и закона. Например, написано в Торе: Если купишь раба-еврея... (Исх. XXI, 2), и Тора предполагает само собой разумеющимся, что можно купить раба-еврея, и не находит нужным добавлять что-либо относительно правил такой купли и формы акта о продаже. Другой пример. — Первая глава первого трактата Талмуда*, Брахот, начинается вопросом: В какое время читают Шма в вечерней молитве? . Эта и последующие главы обсуждают мицву* чтения Шма , согласно которой утром и вечером следует читать отрывок из Торы, начинающийся известным стихом: Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь - Един (Втор. VI, 4-9). Эта мицва не указана в Торе прямо, но принято было, что слова И будешь говорить о них, ложась и вставая относятся к начальным словам этого же текста ( Слушай, Израиль! и т. д.). Но все еще не было ясно, когда точно следует читать Шма , то есть с какого и по какой час утром и вечером. Как следует читать Шма - лежа или стоя? Вслух или про себя? Все ли обязаны читать Шма ? Во всех ли случаях следует соблюдать эту мицву, или существуют обстоятельства, при которых еврей освобождается от соблюдения ее (например, тяжелая болезнь)? И еще пример. — Из всех работ, запрещенных в Субботу, в Торе названы только пахота и жатва, но, очевидно, и другие работы были воспрещены в библейский период. Собиравший дрова в Субботу был приведен на суд к Моисею (Чис. XV, 32), ибо еще не было определено, как поступить с ним , однако не сомневались, что он осквернил Субботу. О Йом Кипур* сказано в книге Числа (XXX, 7): И изнуряйте души свои , но каким должно быть это изнурение (пост), стало известно из законов У.Т., комментирующей письменные законы и определяющей их рамки.

Письменная Тора явно предполагает наличие устных законов, без знания которых заповеди не могли бы соблюдаться, и это служит основой веры в то, что У. Т. была дана Израилю вместе с Письменной.

У.Т. включает не только расширительный комментарий к Письменной, но и галахот* — законы, которые вообще не упомянуты в Письменной Торе. Среди этих галахот есть и такие, к которым даже мудрецы не могли найти первоисточников, ибо они уходят в глубокую древность. Галаха такого рода называется галаха ле-Моше ми-Синай , то есть галаха от Моисея с Синая . Кроме законов, полученных на горе Синай, есть другие, установленные пророками и мудрецами, дабы определить рамки законов Торы, то есть чтобы оградить их от вольных интерпретаций; а также законы и постановления разных периодов, необходимые для сохранения народа в тех сложных и изменчивых условиях, в которых жили евреи. Ибо сказано в Торе: ...Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево (Втор. XVII, 11). Записывать У.Т. были вправе лишь крупнейшие мудрецы данного поколения — записывали то, что слышали от своих учителей, и устно передавали эту премудрость другим. В конце концов, когда мудрецы убедились, что иго иноземцев становится все тяжелее, несчастья участились, Израиль рассеян по всему миру, а учеников в ешивах* становится все меньше и существует реальная опасность, что Тора будет забыта Израилем — они дозволили записывать У.Т., чтобы она дошла до каждого еврея, как и Письменная. Они собрали все галахот, изучавшиеся доселе устно, записали их по темам, разделив на главы, и составили книгу под названием Мишна *. Мудрецы последующих поколений продолжали комментировать и разъяснять эти галахот -Мишну; и эти добавления и толкования, присоединенные к Мишне, составляют Талмуд (что означает: Книга обучения ).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

СВЯТОЙ КОВЧЕГ (Арон hа-кодеш)

Кивот, в котором находятся свитки Торы в синагогах*. Он стоит обычно у той стены синагоги, которая обращена к Храмовой горе. В ...

МИЛОСЕРДИЕ (Рахамим)

Тора* призывает нас к милосердию и снисходительности, поэтому обязывает нас оставлять на поле упавшие колосья - лекет , забытый сн...

ГЛАВА ДИАСПОРЫ (Рош hа-Гола)

Глава диаспоры - так титуловался тот, кто возглавлял еврейское самоуправление в Вавилонии (по-арамейски — рейш галута ). Согласно традиции, из...