НЕВЕЖДА (Ам hа-арец)
Дословно ам hа-арец - народ земли.
А. Г. в Библии — положительное прозвище земледельцев, старейшины которых принимали активное участие в управлении государством. В разговорном языке более позднего периода — невежда, еврей, который не учился, в особенности, кто не учил Тору и не сведущ в еврейских законах и обычаях. В этом же значении понятие Н. применяется в Талмуде*, например: Не Н. - праведник (Авот II, .), т. е. человек, который не учил законов Торы, не может их блюсти. В этом же смысле следует понимать изречение: Мамзер [незаконнорожденный] - ученый стоит выше, нежели первосвященник-невежда . Предполагается, что в этом значении понятие Н. укрепилось во времена правления Йоханана Гурканоса Хасмонея. В его время приняли иудаизм эдомиты и многие язычники из простонародья. Они приняли заповеди Торы и мицвот*, но в вопросах ритуальной чистоты не были сведущи, и поэтому праведники и прушим* сторонились их. Из Талмуда очевидно, что определение Н. в разные времена не было однозначным.
Неприязнь, которую питали друг к другу мудрецы и Н., была временами очень велика. Сказал р. Акива: Когда я был Н., я говорил: попался бы мне мудрец — я вонзил бы в него зубы, как осел . И сказано также: пусть человек продаст все, что у него есть, чтобы взять в жены дочь мудреца, и да не возьмет он в жены дочь Н. А р. Меир говорит: Тот, кто выдает свою дочь за Н., все равно что связал ее и бросил льву . Не все мудрецы, конечно, так рассуждали. Рассказывают о р. Иегуде hа-Наси, что в год засухи он раскрыл свои амбары и сказал: Пусть войдут знатоки Торы, знатоки Мишны, знатоки Талмуда, знатоки Галахи, знатоки Агады, но Н. - да не войдет . Протолкался р. Ионатан бен Амрам и вошел. Сказал: Рабби, накорми меня . Спросил его: Сын мой, читал ли ты Тору? . Отвечал ему: Нет . — Изучал ли Мишну? — Нет . Сказал ему: Если так, то за что тебя накормлю? . Отвечал р. Ионатан: Накорми меня, как накормил бы собаку или ворону . Накормил его. Когда он вышел, сел р. Иегуда и стал сокрушаться: Горе мне, ибо накормил я хлебом своим Н. . Сказал ему р. Шим'он бар Рабби: Может быть, Ионатан бен Амрам — твой ученик, который уклоняется от почестей за знание Торы . Проверил - и оказалось так. Сказал р. Иегуда: Да войдут все (ББ. VIII)
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Йом Кипур: законы и обычаи праЙом Кипур и десять дней трепета Йом Кипур — День Всепрощения — вершина духовного подъема, который ца... |
Последний день ПесахаРабби Исраэль Баал-Шем-Тов, основатель хасидского движения ввел ставший впоследствии традицией обычай, по которому в пос... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |