МОЛИТВА (Тфила)
Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: И служить Ему всем сердцем вашим . А что такое служение сердцем, как не молитва? (Та'ан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание . М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет .
Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву , как сказано: А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М.
Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали Шма , молитву Шмонэ-Эсрей *, благословения Когенов и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения.
В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные).
Принятие власти Царства небесного
Молитва Шма составлена из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: Шма (Втор. VI, 4-9), ВеГая, им шамоа (Втор. XI, 13-21) и Вайомер (Чис. XV, 37-41). Все три части вместе называются Шма , по словам первого ее стиха Шма Исраэль ( Слушай, Израиль ) ; эта молитва превратилась в девиз национального единства. С этой М. на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена.
Общественная молитва (или Шмонэ-Эсрей — Восемнадцать благословений )
В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят Амен после каждого благословения. К М. Шмонэ-Эсрей добавились Благословения когенов и Кдуша . Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из Шмонэ-Эсрей . Позднее хазал постановили произносить Благословения когенов в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно.
Кдуша состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.
Мольбы (тахануним)
После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.
После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: Принесем жертвы устами нашими (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме.
Все же синагоги рассматривались как Малый Храм , который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме.
М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. Шмонэ-Эсрей . Он постановил, что вначале
общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером.
Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности - молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто — молись в постели. Если нельзя и этого — молись мысленно в сердце своем.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
В ночь Рош аШана начинается трХозяйка должна зажечь свечи, перед тем как мы вернемся из синагоги. На столе должно рас... |
Веселого праздника Пурим!Пурим является веселым и радостным праздником, в этот день празднуется вспоминание о том, как избавились от... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |