ГОЙ (народ; иноверец)
Группа людей, связанных общим происхождением и языком, обычаями, традициями и т. д., а также население страны, народ.
Термин Г. применялся иногда также для указания на Израиль, как например: И какой народ [Г.] столь велик, у кого уставы и законы столь же справедливы, как вся эта Тора?... (Втор. IV, 8), но гораздо чаще — на другие народы: Ибо прогоню Я народы от лица твоего (Исх. XXXIV, 24), Приблизьтесь, народы, чтобы слышать, и племена — внимайте! (Ис. XXXIV, 1). В период Талмуда* применение слова Г. сузилось для обозначения чужака, нееврея. По требованию цензора чаще, однако, употреблялось вместо Г. , в том же значении, — ишмаэли (араб, мусульманин), нохри (чужой), акум (идолопоклонник) и др.
Многие законы Торы и установления мудрецов Талмуда направлены на то, чтобы предотвратить всякое сближение между евреями и соседними народами, чтобы не приучали вас совершать все их мерзости... (Втор. XX, 18). Исходя из того, что идолопоклонники не выполняют семи заповедей, возложенных на бней Hoax* (сыновей Ноя), хазал* обвиняют их в кровопролитии, лихоимстве, воровстве и других преступлениях, и посему, вдобавок к прочим законам и установлениям, призывают Израиль остерегаться Г. (иноверцев). Запрещалось продавать Г. талит* с кистями, так как Г., облекаясь в талит, выходили с евреями в караванах, не будучи узнаны, и, маскируясь под евреев, убивали их в дороге. Ужасные злодеяния, совершенные немцами (и не только ими) по отношению к евреям, при бездействии других народов, а также теми, которые могли помочь или спасти, но не сделали этого, доказывают, что подозрение мудрецов по отношению к Г. не было наветом на невинных . В то же время библейский запрет Не убий! относится и к Г., которых нельзя убивать, за исключением случая, когда Г. идет на тебя войной: Пришедшего тебя убить — упреди и убей!
В период Талмуда случалось, что Г. хотели учить Тору. Но сказали мудрецы: Не передавайте Г. слова Торы . Несомненно, что некоторые неевреи использовали свои познания в Торе для клеветы на евреев, и многие из антиеврейских законов были приняты в странах диаспоры под влиянием Г. - знатоков Торы.
Но, согласно Рамбаму*, можно обучать Торе христианина, ибо он верит в нее, но неверно интерпретирует, - изучая Тору, быть может, он придет к истине.
Г., не признававшим семи заповедей, евреи платили в древности той же монетой. Поэтому в давние времена еврей, укравший у Г., не подлежал наказанию и не был обязан возвращать Г. его пропажу, ибо по законам Персии всякая находка принадлежала казне и не подлежала возвращению владельцу.
Но даже в древности многие из великих еврейских мудрецов призывали народ не пользоваться правом платить Г. той же монетой. Рассказывают о р. Шим'оне бен Шетах, ученики которого купили ему осла у ишмаэли (мусульманина). В упряжи осла оказалась жемчужина. Увидели они ее и сказали своему учителю: С сегодняшнего дня не должен ты так много трудиться . Спросил их: Почему? Сказали ему: Купили мы осла у ишмаэли, и оказалась в упряжи осла жемчужина . Спросил их: А знал ли о ней хозяин? Сказали ему: Нет . Сказал им: Идите и возвратите ему . Удивились ученики и спросили рабби: Даже те, кто запрещают обижать Г., признают, что пропажа его не подлежит возврату! Сказал им рабби: Что вы думаете, Шим'он бен Шетах — варвар? Шим'он бен Шетах хотел бы услышать из уст Г. Благословен Бог евреев! , и это ему важнее сокровищ всего мира .
Из рассказа явствует, что высшей целью Шим'она бен Шетах было - освятить имя Бога.
Подобную же историю рассказывают о рабби Шмуэле бар Сусарти. Однажды р. Шмуэль бар Сусарти пришел в Рим. Императрица потеряла свои драгоценности, а он нашел их. Императрица объявила: тот, кто вернет пропажу в течение тридцати дней, получит такую-то награду, а после тридцати дней — поплатится головой. Рабби вернул драгоценности по истечении тридцати дней. Она спросила его: Ты не был в стране? Он ответил: Был . Она спросила: Ты не слышал глашатая? Он ответил: Слышал . Она спросила: Почему же ты не вернул в течение тридцати дней? Он ответил ей: Чтобы не сказала ты, что из страха перед тобою вернул. А вернул я из страха перед Господом . Она сказала: Благословен Бог евреев!
Разрешение обманывать Г. относилось только к древним народам, идолопоклонникам, не признававшим за евреями никаких прав, но в наше время, когда есть у народов суд и правовые нормы, а человеческие права находятся под защитой, следует возвращать им пропажу и строжайше запрещено красть и обирать их, точно так же, как и евреев. Известный итальянский талмудист Лампромти, автор энциклопедии Страх Ицхака , пишет в разделе о Г.: Знай, что в книге моей слово Г. не относится к христианам и мусульманам, ибо не подозреваются они в кровопролитии [...] мы лечимся у них ежедневно [...] и не следует опасаться обучать их Торе. Но все наши книги, и моя в том числе, обличают идолопоклонников [...] которые не знают Бога [...] А те Г., под покровительством которых мы, евреи, живем и рассеяны среди них, верят в сотворение мира и Исход из Египта, и в другие основы веры [••■], и не только не запрещено спасать их, но мы обязаны молиться за них . Нельзя обманывать и притеснять Г., прямо или косвенно, ибо мерзость в глазах Господа всякий притеснитель.
Заповедь чтить стариков распространяется и на стариков Г. И р. Иоханан вставал перед старыми Г., говоря: Сколько испытаний прошли они, сколько чудес видели они!
Положено здороваться с Г., и рассказывают о р. Иоханане бен Закай, что он всегда опережал всех встречных, приветствуя первым даже иноверца на базаре.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Еврейская свадьба: законы и обПеред началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу - свадебный балдахин. Хупа символизирует до... |
СандакВо время обрезания ребенок лежит на коленях одного из присутствующих, который сидит на специальном стуле. Эт... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |