Цицит
... Скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд их во (всех) поколениях их и вставляли в цицит края (одежды) синюю нить... И глядя на нее, вы вспомните все мицвот Г-спода и исполните их, и не будете следовать за сердцем вашим и за глазами вашими... Чтобы вы помнили и исполняли все мои мицвот и были святы Б-гу вашему. — БЕ-МИДБАР, 15:38-40
Кисти сделай себе на четырех углах облачения твоего, в которое ты облачаешься. — ДВАРИМ 22:12
Одежда и личность
Все мы испытываем на себе психологическое воздействие одежды. Известно, что 'одежда может поднять настроение или, наоборот, испортить его. Кроме того, одежда может помочь человеку обрести достоинство, осознать свои нравственные обязанности.
Цветущая одежда
Согласно Торе /Брешит 3:7, 11, 21/, одежда появилась в результате стремления первых людей прикрыть свою наготу. Драгоценное чувство стыда — это голос Б-га, призывающий нас возвыситься над эгоистическими, животными желаниями. Одежда, в частности, нужна для того, чтобы напоминать людям об их высшем призвании.
Это касается всех людей. Почему же Тора велит нам, евреям, привязать цицит к краям своей одежды? Ответ содержится в Торе: для того, чтобы мы помнили все мицвот, возложенные на нас Б-гом. Какая же здесь связь? Естественно предположить, что цицит должны освящать одежду подобно тому, как мила на теле, тфилин на голове и руке, мезуза на косяке двери освящают тело, голову, руку, дом и помогают им выполнять свое подлинное предназначение. Слово цицит также передает значение — расти, пускать побеги (от глагола лациц — расцветать, появляться). Иными словами, Тора хочет, чтобы наша одежда цвела и приносила духовные плоды.
Одежда напоминает людям: будьте людьми. Используйте Б-жественный дар свободной воли для того, чтобы полностью раскрыть свой нравственный потенциал.
Цицит на одежде евреев напоминают им о том, что одежда, которую они носят подобно всем людям на земле, должна, как и все остальные стороны еврейского образа жизни, быть подчинена особому призванию евреев.
Связанная и свободная части цицит
Взглянув на цицит, мы увидим, что каждая кисть состоит из четырех нитей, продетых в отверстие в углу одежды и сложенных вдвое, -/так, чтобы в итоге их получилось восемь. Две группы по четыре нити связывают в узел, затем одной из нитей прочно обматывают оставшиеся семь. Одна треть цицит должна быть обмотана, а остальные две трети оставляют висеть свободно.
Мы уже знаем, что число 6 обозначает материальный мир, а 7 — духовное измерение разума и свободной воли. Как уже говорилось в связи с праздниками Шавуот и Шмини ацерет, число 8 символизирует то духовное измерение, которое превосходит человеческий разум — Б-жественный источник Торы. Таким образом, восьмая нить, которую прочно обматывают вокруг оставшихся семи, наглядно иллюстрирует функцию мицвот, которые во благо нам руководят нашей физической и духовной жизнью.
Две трети цицит висят свободно. Ограничения Торы нужны для того, чтобы наставить нас на путь истинный, однако многое отдано на наше усмотрение. Выдвинутые Торой принципы предоставляют широкие возможности для такого развития наших способностей, которое бы нас устраивало. Потому свободная часть цицит вдвое больше связанной.
Система гиматрии
Каждая буква иврита имеет числовое значение в соответствии со своим местом в алфавите. Подсчет числового значения букв (слова или выражения) — называется гиматрией. Мудрецы Торы пользуются гиматрией в исследовании глубинных слоев Торы, ее сокрытого смысла.
Небесно-голубая нить
Тора предписывает окрашивать в тхелет восьмую нить цицит, которой обвязывают остальные. Тхелет — голубая краска для шерстяных нитей, идущих на изготовление тканей для Храма, для одежд Когэнов, для талита. Это цвет океана и неба. Предметы, находящиеся на горизонте, например далекая горная цепь, тоже кажутся голубыми. Голубой цвет символизирует ту область духа, которая находится за пределами нашего разума и дает наглядное представление о значении числа 8.
Со временем искусство изготовления тхелет было утрачено. Этот цвет можно передать и другими красками, но Тора велит употреблять тхелет. В современном Израиле прилагают большие усилия, чтобы восстановить технологию приготовления тхелет, но пока состав этой краски не будет точно установлен, все восемь нитей цицит остаются белыми. Само отсутствие тхелет в цицит показывает, что евреи намерены выполнять свою миссию, только основываясь на подлинной Торе и ее законах, а не с помощью суррогатов и подделок. Восьмой нитью, окрашенной в тхелет, цицит характеризуют нас как людей святого призвания , как членов царства Когэнов и народа святого . Количество оборотов восьмой нити передает идею о существовании лишь Единого и Единственного Б-га, Которому мы посвящаем свою жизнь. Эта идея исходит из гиматрии.
Четыре угла
Мицва вывязывать цицит на четырех углах одежды напоминает о четырех сторонах света, чтобы евреи не забывали, что они выполняют свою миссию не только ради самих себя, но и во благо всему человечеству.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Наперсник![]() Наперсник (ивр. חושן, хошен) — четырёхугольный нагрудник (пектораль) в облачении первосвященника с 12 различными драгоценными камнями, об... |
День независимости Израиля (20![]() Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по еврейскому календарю). За... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой Горе![]() Обнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?![]() Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религии![]() Вообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |