Ирод I Великий
И род I Великий (ивр. הוֹרְדוֹס, Хо рдос, Хо рдус; др.-греч. Ἡρῴδης; лат. Herodus, Хе родус; в русском языке — Ирод от традиционной среднегреческой передачи) (ок. 73-74 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40 — 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.
Происхождение и ранние годы
Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Рима Помпеем в 63 г. до н.э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н.э. Ирод получил римское гражданство.
Воцарение
Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н.э. как 25-ти летний губернатор (тетрарх) Галилеи (ИД кн.14, гл. 9:2), где прославился разгромом банды Иезекии (отца Иуды Галилеянина). Разгром и казнь галилейских разбойников вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев, что позволяет сделать вывод, что банда Иезекии была армией повстанцев.
Нашествие парфян 40 г. до н.э. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет (где он удостоился аудиенции у царицы Клеопатры - ИД кн.14, гл. 14:2) отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и избран новым царем Иудеи.
Из Италии Ирод в 39 г. до.н.э. прибыл в Птолемаиду, где при поддержке римских властей собрал войско из наемников и еврейских беженцев для противостояния парфянской экспансии и освобождения Иерусалима (ИД кн.14, гл. 15:1). После поражения парфян римляне усилили наемную армию Ирода 11-ю регулярными легионами под предводительством Сосия, которым и удалось в 37 г до н. э. взять Иерусалим (где тогда правил ставленник парфян иудейский царь Антигон). Еще во время осады, чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым.
Воцарившись, Ирод расправился с 45-ю активными сторонниками Антигона и позаботился, чтобы низверженного и плененного последнего иудейского царя-хасмонея казнили в Антиохии.
Чёрным годом для Ирода стал 31 г. до н.э., когда после Сражения при Акциуме Марк Антоний потерпел поражение, в Иудею вторглись арабы, а в самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение, унесшее 30 тыс. жизней (ИД кн.15, гл. 5:1-2). Однако Ирод с честью решил вышел из затруднительной ситуации: он наладил контакт с новым римским цезарем Октавианом Августом, изгнал арабов и развернул широкомасштабное строительство по всей стране.
Царь-строитель
Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция (второго) Иерусалимского храма, получившего название Храма Ирода. Строительство началось в 19 в. до н.э. и продолжалось 9 лет. За время работ службы в храме не прекращались. Одним из аргументов реконструкции был тот факт, что построенный при персах второй храм на 60 локтей меньше Соломонова храма (ИД кн.15, гл.11:1). В 2009 году археологи обнаружили каменоломни, где добывался материал для строительства храма.
В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, раскопанный израильскими учёными. На арене этого амфитеатра раз в честь цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов, скачки (ИД кн.15, гл.8:1). Тем самым Ирод выступил проводником эллинизации в Иудее, что вызывало возмущение консервативных элементов еврейского общества, которые даже покушались на жизнь царя. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвел дворец и цитадель Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей с башней, по высоте не уступавшей Фаросскому маяку (ИД кн.16, гл.5:2).
Ирод также построил средиземноморский порт Кейсария с амфитеатром на месте Стратоновой Башни. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жилье для своих солдат. Перестроены Газа и Масада, основан Иродион и Есевон (на территории Иордании).
Масштаб строек царя Ирода превышал территорию Иудеи. В качестве благодарности за гостеприимство он на острове Родос построил пифийский храм. В Антиохии за собственный счет вымостил площадь города (ИД кн.16, гл.5:3).
Борьба с голодом
Примерно в 25 г. до н.э. Иудейское царство постиг неурожай и последующий за ним голод. Ситуация усугублялась тем, что казна была истощена широкомасштабным строительством минувших лет. Тогда Ирод собрал в своем дворце всё золото и обменял его в Египте на хлеб (ИД кн.15, гл.9:2). Оперативная и эффективная борьба с голодом снискала Ироду народную любовь и обезоружила его врагов.
Конец царствования
Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь он начал подозревать в заговорах свое ближайшее окружение, включая родственников. Так по доносу он приказал казнить даже своих собственных сыновей Александра и Аристобула (они были повешены в Самарии), а также Антипатра. Возможно, один из подобных эпизодов отразился в легенде об избиении младенцев, связанных с рождением Иисуса Христа.
Смерть
Ирод дожил до преклонного возраста, процарствовав Иерусалимом 34 года (ИД кн.17, гл.8:1) и прожив 70 лет. Однако перед смертью он жестоко страдал от болей в животе. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. Царство он разделил между своими сыновьями: Архелаем (Иудея и Самария), Антипой (Галилея) и Филиппом (Иордания).
Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почетный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле в Иродионе, где его могила была обнаружена археологами в 2007 году. Траур по Ироду продолжался семь дней.
Титул «Великий»
Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя. Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя — порочного, коварного и жестокого.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
День Иерусалима (12 мая)В этот день, 28-го числа еврейского месяца ияра, еврейский народ празднует объединение Иерусалима, которое произошло 7 ... |
Обычай капарот, обряд искупленВековая традиция говорит о том, что капарот надо делать при помощи петуха, ну или кур... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |