РЕШ ЛАКИШ

News image

Рабби Шимон бен Лакиш (иначе Реш Лакиш) – один из дв...

КОДИФИКАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА

News image

Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Су...

Посланники

News image

Что делает тот, кто обладает определенным знанием и намерен распространить эт...



Йом Кипур: переступающий границы времени

йом кипур: переступающий границы времени

Десять дней от Рош а-Шана до Йом Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в это время оно наиболее осуществимо и действенно и влияние его распространяется на все дни нового года.

В это время в еврейской общине преобладает дух «тшува» — раскаяния. И святейший день — Йом Кипур — становится высшей точкой начала Нового года тем, что ставит «тшува» в центр жизни еврея.

Что же такое «тшува» — величайшая из сил, которой Создатель одарил еврея?

Заповедь «тшува» разделяется на две части: искреннее раскаяние в плохих поступках, совершенных в прошлом, и непоколебимая решимость не оступиться в будущем.

К чему приводит «тшува»? Это слово на иврите означает «возвращение», и это подсказывает, что цель «тшува» — возвращение каждого к прежнему непорочному состоянию, в котором он находился до совершения греха. «Тшува» дает раскаявшемуся возможность «ожить», вернуть по Его милости благоволение Б-га и быть любимым Им, как до греха. Когда покаяние совершается искренне и до конца, у раскаявшегося есть надежда на будущее без недостатков — и в поступках, и в словах, и в мыслях.

Особая сила «тшува» в том, что искреннее раскаяние способно стереть пятна на прошлом, т.е. «тшува» обладает силой обратного действия. Хотя прошлое уже неподконтрольно человеку, тем не менее, Б-г, переступающий границы времени, с такой же легкостью, как и другие ограничения, наделил «тшува» особенными и чудесными качествами. Благодаря им у человека появляется власть над прошлым. С помощью этой особой силы человек в состоянии не только нейтрализовать, сделать недействительным свое прошлое, он способен также обратить его в противоположность — сделать положительным. Во время «тшува» совершенные злодеяния и духовное падение могут привести человека в такое горестное состояние, когда он с необычайным усердием предается изучению Торы и молитвам. И поскольку именно прегрешения привели его к величайшему стремлению к Б-гу, теперь они считаются «как даже если бы они были заслугами».

Два чувства заложены в «тшува». Вместе с отчаянием, которое человек ощущает, он должен испытать и счастье, потому что «тшува» — как и каждая заповедь — осуществление повеления Всевышнего и должна выполняться радостно. К тому же сама сущность «тшува» — в одновременности отчаяния и радости: возникающие отчаяние и злость на порождения «животной души» человека, которые принизили и сделали его грешным, сливаются с радостью раскаяния и осознанием своей Божественной души, возвращающейся к Творцу...

В день Йом Кипур Всевышний особенно близок — так наши мудрецы истолковывают слова: «Ищите Всевышнего, когда Он есть (раскрывает себя), взывайте к нему, когда Он близок», связывая их с периодом десяти дней покаяния.

К сожалению, по различным причинам воодушевление этих дней не всегда используется в необходимой мере. Нередко после окончания Трепетных Дней воодушевление исчезает, не оставляя заметных перемен в повседневной жизни еврея или еврейки. А там, где нет улучшения в индивидуальной жизни, нет и не может быть изменений в жизни общественной.

Это объясняется тем, что духовное пробуждение и воодушевление Трепетных дней бывает направлено не на себя, а на дела, связанные с другими. К сожалению, благоприятные для перестройки дни нередко служат поводом для выражения озабоченности мировыми проблемами и выпуска «посланий», которые никого конкретно не затрагивают. Такие обращения «удовлетворяют» каждого, потому что не включают в себя никого. Подобные проблемы, как правило, неподконтрольны тем, кто говорит о них, но озабоченность ими — удобное оправдание, позволяющее отвлечься от себя, от самонаблюдения и переоценки своей жизни, то есть именно той сферы, где личные решения могут быть истинно действенными.

Будем надеяться, что в будущем, с Божьей помощью, каждый еврей и еврейка полностью используют преимущества воодушевления Трепетных Дней не в направлении общемировых и национальных проблем, а в личном отношении к призыву этих дней. Этот призыв: «Сделайте Меня Повелителем над вами!» Мы должны принять Верховную власть Б-га как нашего Повелителя. Это вызывается «тшува» (возвращение), «тфила» (молитва) и «цдака» (благотворительность) — и все это должно начинаться внутри нас и лишь затем распространяться в кругу семьи, в общине и в окружающем мире...

В эти духовно особые дни все, что может связать со Всевышним, ближе, легче и достижимее, чем в остальное время года. И хотя еврей постоянно должен представлять себе, что «Всевышний передо мною», (а так как главное — действие, это должно выражаться и в конкретном действии, что позволяет принять благословение Всевышнего: «И благословит тебя Всевышний во всем, что ты будешь делать»), — однако, в силу особого духовного значения этих десяти дней, одно и то же действие позволяет достичь гораздо большего, чем в иное время, а если еще умножить усилия, то легко себе представить, как увеличится результат.

Эти дни имеют еще одну особенность — многое из достигаемого в обычное время лишь при общем собрании многих людей, во время десяти дней покаяния достижимо усилиями одного, И не только при молитве, но также и при выполнении любых добрых дел и заповедей.

Потому десять дней до Йом Кипур — время, когда необходимо напомнить каждому и пробуждать в каждом желание использовать эти дни на все большее количество добрых дел. И прежде всего на заповедь любви к ближнему — основу Торы, объединяющую всех евреев, и в частности на изучение Торы, молитву и «цдака» (оказание помощи), причем последнее обобщает в себе все остальные заповеди.

Основа духовного служения еврея — по отношению к самому себе и по отношению к своему окружению — выражена великим правилом Торы: «Люби ближнего своего как самого себя». Как подчеркивалось много раз, смысл этой заповеди — любить евреев, каждого еврея, каким бы он ни был и где бы он ни был, и любить как самого себя, как часть самого себя, видеть в другом плоть от плоти и кость от кости своей, будто он — одно с тобой тело.

Есть еще один смысл в выражении «как самого себя»: каждый любит себя, зная собственные недостатки, — «любовь (к самому себе) покрывает все грехи»; сознавая свое несовершенство, человек все же заботится о своих нуждах, материальных и духовных, отдает этому много сил, энергии — точно так же следует относиться к другим евреям. Каждый знает истину в отношении собственных недостатков, но никто не знает, что на душе у другого, и потому так легко ошибиться в оценке ближнего.

Да будет воля Всевышнего, чтобы это духовное служение, проникнутое все возрастающей силой жизни и светом, умножило благословения Того, чье Имя благословенно, да будет каждому добрая запись и подпись на новый год, несущий добро и благословение нам и всему Израилю.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

НАДГРОБНОЕ СЛОВО (Геспед)

Восхваления в честь усопшего, упоминающие добрые дела, совершенные им при жизни, и выражающие чувства печали и соболезнования. Еще в древности пр...

ХРАМ (Бейт hа-Микдаш)

Пишет Рамбам*: Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам по...

БИКУР ХОЛИМ (посещение больных)

Мицва* - навещать больного, заботиться обо всех его нуждах и желать ему выздоровления. Навещающий больного да не сядет на вы...