Раби Хаим-Шауль Акоэн Двик

News image

Раби Хаим-Шауль Акоэн Двик (5613—5692 /1853—1933/ гг.) — выдающийся кабалист. Родился в ...

Ункулос

News image

Ункелос — праведный гер, переводчик Торы на арамейский язык (а по...

Шимон аЦадик

News image

Шимон Праведник. Великий мудрец, «один из последних мужей Большого собрания» (К...



Ортодоксальный иудаизм?

ортодоксальный иудаизм?

Мы знаем, что в I веке н. э. в иудаизме существо­вало множество сект и движений. Тем не менее именно развивающемуся раввинистическому иуда­изму оказалось под силу расти и формироваться дальше. Не все согласны со степенью преемственно­сти между фарисеями и более поздними раввинами, обрисованной в главе 3, однако немногие станут от­рицать, что именно тот иудаизм, который опирался на авторитет письменной Торы (Библии) и устной Торы (Талмуда), обладал всем необходимым, чтобы пережить разрушение Второго Храма. Процессу вы­живания предстояло продолжаться в средние века вплоть до периода нового времени, который начина­ется с Французской революции 1789 г. С этого собы­тия и позже становится уже невозможным говорить об иудейской вере так, как если бы все ее привер­женцы верили в основном одинаковым образом. По­явилась необходимость придумать названия для раз­личных типов иудаизма.

Часто говорят, что название «ортодоксальный» вводит в заблуждение, поскольку оно означает «правоверный». Признавая, что в раввинистическом иудаизме отражены многие разновидности веры, лучше было бы использовать термин «ортодоксальный». Часто приводится довод, что иудаизм озабочен «правильной практикой», то есть тем, что люди делают, а не во что они верят. Для тех, кто пытается понять иудаизм в формах, в которых он проявляется сегодня (особенно, но не исключитель­но для тех, кто судит со стороны), этот довод, воз­можно, покажется преувеличенным.

Справедливо, что сегодня те, кого называют «правоверными», редко употребляют этот термин в отношении самих себя, предпочитая именоваться «соблюдающими, исполняющими» (реформистские иудеи первоначально придумали слово «ортодокс» как пренебрежительный термин, так же, как сторонники англиканской церкви изобрели термин «методист» для протестантов, которых они считали сверхметодичными в их благочестивой жизни). Но в любом случае их принципы основаны на вере. И эта вера заключается в том, что они соблюдают Тору (закон иудаизма) так, как это изначально предписано Библией и позже Талмудом. На этом уровне им не требуется особого названия, чтобы отличить себя от других иудеев, поскольку они следуют традиции. Как мы уже отмечали в первой гла­ве и увидим позднее в последующих главах, есть евреи, которые соблюдают определенные праздники и избегают запрещенной пищи, свинины например, с тем чтобы подчеркнуть свою принадлежность к еврейскому народу, а не потому, что это предписано Богом. Тем не менее трудно понять, почему евреи, выполняющие все мицвот (обязательства), которые только возможно соблюдать, а их выполнение часто сопряжено со значительными неудобствами и рас­ходами, стали бы это делать, если бы не разделяли убеждения, что им, евреям, это предписано. Логическая связь между верой и поведением может быть преувеличена, но точно так же она может быть и недооценена. Тот факт, что не все, кто при­надлежат к ортодоксальной вере, полностью соблю­дают ее предписания и что еврейство устанавлива­ется через биологию (в соответствии с Галахой — через мать), не означает, что разрушается основная связь между верой и практикой.

Эта книга относится к серии «Самообразование» и ставит своей целью понять, что есть иудаизм. Простое описание обычаев и ритуалов, отличающих религиозные ответвления друг от друга, без попыт­ки вникнуть в то, что стоит за этими ритуалами, едва ли прибавило бы что-нибудь к пониманию этой религии. Точно так же не прибавит к понима­нию иудаизма простой пересказ истории еврейского народа и выражения через нее иудаизма, хотя исто­рический элемент, безусловно, важен. Здесь, в этой книге, нас интересует вопрос, каких действий мож­но ожидать от человека, который говорит: «Я иудей», в определенном месте и в определенный момент. Если вера не является значимым разграни­чивающим фактором в иудаизме (как утверждают некоторые), теоретически эта религия прежде дру­гих религий должна быть свободна от каких-либо разделений, поскольку различия в вере — это именно то, что ведет к внутреннему разделению. Этот вопрос рассматривает Джонатан Сакс, глав­ный раввин Объединенных еврейских конгрегации Содружества наций, в своей книге «Единый на­род?» (Литтман, 1993). Он отвергает термин «веро­исповедания», особенно применительно к ортодоксальному иудаизму, поскольку, утверждает он, природа иудаизма не приемлет соперничающих версий. Он цитирует Самсона Рафаэля Гирша, ко­торый, как мы увидим далее, является важной фигурой в развитии того, что в настоящее время считается ортодоксией:

«Иудаизм не признает вариантов. Ему не­известна мозаика мнений, будь она пророчес­кая или раввинистическая, и не существует ортодоксального или прогрессивного иудаиз­ма. Это либо иудаизм, либо не иудаизм».

Однако факт остается фактом: именно вера раз­деляет евреев на различные религиозные группы. В вопросах авторитета Библии и обязывающей приро­ды Галахи существует подлинная теологическая разница между ортодоксальными и всеми осталь­ными, то есть, следуя логике, неортодоксальными, иудеями. Существуют другие авторы, некоторые из которых, можно утверждать, обладают гораздо ме­нее обширными знаниями и практически не прида­ют значения воззрениям различных иудейских сект, как это делает Сакс. Эти авторы чувствуют, что уже давно пора подумать о способах воссоеди­нения убывающей и тем не менее разделенной религиозной общины. Автор этой книги никоим обра­зом не уполномочена проводить оценку различных видов иудаизма или же предлагать или предсказы­вать пути их дальнейшего развития. Однако она действительно чувствует глубочайшие различия между ними в подходе, и эти различия в конечном счете зависят именно от веры. Иудаизм, возможно, и не распадается на части, которые можно было бы сравнить с католицизмом, протестантством и право­славием в христианстве, но параллели совершенно очевидно можно провести. С риском грубого упро­щения можно утверждать, что различия в христи­анстве берут свое начало в соответствующих разли­чиях в вере по поводу авторитета Священного Пи­сания и преданий. Действия различных течений следуют из того, во что они верят. Разнообразные подгруппы возникают в соответствии с убеждения­ми по поводу того, как нужно выполнять те или иные заповеди (основатели методизма первоначаль­но не предполагали отходить от англиканства в большей степени, чем реформистские иудеи наме­ревались отойти от ортодоксального иудаизма). К счастью, иудаизму еще далеко до того момента, когда он сможет соперничать с христианством по количеству подгрупп внутри веры. И в то же время пропасть между ортодоксальными и неортодоксаль­ными иудеями гораздо глубже, чем между боль­шинством христианских вероисповеданий. Необхо­димо тщательно изучить тот вызов, который был брошен, чтобы привести к столь различным подхо­дам к вере и культу.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

БЛАГОДАРИМ... ( Модим... )

Благословение из молитвы Шмонэ-эсрэй * начинающееся словами: Благодарим Тебя......

БЕСКОРЫСТНАЯ ПОМОЩЬ - Благотворительность (Гмилут

Очень велико значение Б.П. ближнему, и потому сказали мудрецы: тот, кто занимается изучением Торы, но не оказывает Б....

ПУРИМ

Праздник в ознаменование события, о котором рассказывается в книге Эстер*. Гаман, происходивший, согласно традиции, от Амале-ка* и ненавидевший евреев, как и ...