Ортодоксальный иудаизм?
Мы знаем, что в I веке н. э. в иудаизме существовало множество сект и движений. Тем не менее именно развивающемуся раввинистическому иудаизму оказалось под силу расти и формироваться дальше. Не все согласны со степенью преемственности между фарисеями и более поздними раввинами, обрисованной в главе 3, однако немногие станут отрицать, что именно тот иудаизм, который опирался на авторитет письменной Торы (Библии) и устной Торы (Талмуда), обладал всем необходимым, чтобы пережить разрушение Второго Храма. Процессу выживания предстояло продолжаться в средние века вплоть до периода нового времени, который начинается с Французской революции 1789 г. С этого события и позже становится уже невозможным говорить об иудейской вере так, как если бы все ее приверженцы верили в основном одинаковым образом. Появилась необходимость придумать названия для различных типов иудаизма.
Часто говорят, что название «ортодоксальный» вводит в заблуждение, поскольку оно означает «правоверный». Признавая, что в раввинистическом иудаизме отражены многие разновидности веры, лучше было бы использовать термин «ортодоксальный». Часто приводится довод, что иудаизм озабочен «правильной практикой», то есть тем, что люди делают, а не во что они верят. Для тех, кто пытается понять иудаизм в формах, в которых он проявляется сегодня (особенно, но не исключительно для тех, кто судит со стороны), этот довод, возможно, покажется преувеличенным.
Справедливо, что сегодня те, кого называют «правоверными», редко употребляют этот термин в отношении самих себя, предпочитая именоваться «соблюдающими, исполняющими» (реформистские иудеи первоначально придумали слово «ортодокс» как пренебрежительный термин, так же, как сторонники англиканской церкви изобрели термин «методист» для протестантов, которых они считали сверхметодичными в их благочестивой жизни). Но в любом случае их принципы основаны на вере. И эта вера заключается в том, что они соблюдают Тору (закон иудаизма) так, как это изначально предписано Библией и позже Талмудом. На этом уровне им не требуется особого названия, чтобы отличить себя от других иудеев, поскольку они следуют традиции. Как мы уже отмечали в первой главе и увидим позднее в последующих главах, есть евреи, которые соблюдают определенные праздники и избегают запрещенной пищи, свинины например, с тем чтобы подчеркнуть свою принадлежность к еврейскому народу, а не потому, что это предписано Богом. Тем не менее трудно понять, почему евреи, выполняющие все мицвот (обязательства), которые только возможно соблюдать, а их выполнение часто сопряжено со значительными неудобствами и расходами, стали бы это делать, если бы не разделяли убеждения, что им, евреям, это предписано. Логическая связь между верой и поведением может быть преувеличена, но точно так же она может быть и недооценена. Тот факт, что не все, кто принадлежат к ортодоксальной вере, полностью соблюдают ее предписания и что еврейство устанавливается через биологию (в соответствии с Галахой — через мать), не означает, что разрушается основная связь между верой и практикой.
Эта книга относится к серии «Самообразование» и ставит своей целью понять, что есть иудаизм. Простое описание обычаев и ритуалов, отличающих религиозные ответвления друг от друга, без попытки вникнуть в то, что стоит за этими ритуалами, едва ли прибавило бы что-нибудь к пониманию этой религии. Точно так же не прибавит к пониманию иудаизма простой пересказ истории еврейского народа и выражения через нее иудаизма, хотя исторический элемент, безусловно, важен. Здесь, в этой книге, нас интересует вопрос, каких действий можно ожидать от человека, который говорит: «Я иудей», в определенном месте и в определенный момент. Если вера не является значимым разграничивающим фактором в иудаизме (как утверждают некоторые), теоретически эта религия прежде других религий должна быть свободна от каких-либо разделений, поскольку различия в вере — это именно то, что ведет к внутреннему разделению. Этот вопрос рассматривает Джонатан Сакс, главный раввин Объединенных еврейских конгрегации Содружества наций, в своей книге «Единый народ?» (Литтман, 1993). Он отвергает термин «вероисповедания», особенно применительно к ортодоксальному иудаизму, поскольку, утверждает он, природа иудаизма не приемлет соперничающих версий. Он цитирует Самсона Рафаэля Гирша, который, как мы увидим далее, является важной фигурой в развитии того, что в настоящее время считается ортодоксией:
«Иудаизм не признает вариантов. Ему неизвестна мозаика мнений, будь она пророческая или раввинистическая, и не существует ортодоксального или прогрессивного иудаизма. Это либо иудаизм, либо не иудаизм».
Однако факт остается фактом: именно вера разделяет евреев на различные религиозные группы. В вопросах авторитета Библии и обязывающей природы Галахи существует подлинная теологическая разница между ортодоксальными и всеми остальными, то есть, следуя логике, неортодоксальными, иудеями. Существуют другие авторы, некоторые из которых, можно утверждать, обладают гораздо менее обширными знаниями и практически не придают значения воззрениям различных иудейских сект, как это делает Сакс. Эти авторы чувствуют, что уже давно пора подумать о способах воссоединения убывающей и тем не менее разделенной религиозной общины. Автор этой книги никоим образом не уполномочена проводить оценку различных видов иудаизма или же предлагать или предсказывать пути их дальнейшего развития. Однако она действительно чувствует глубочайшие различия между ними в подходе, и эти различия в конечном счете зависят именно от веры. Иудаизм, возможно, и не распадается на части, которые можно было бы сравнить с католицизмом, протестантством и православием в христианстве, но параллели совершенно очевидно можно провести. С риском грубого упрощения можно утверждать, что различия в христианстве берут свое начало в соответствующих различиях в вере по поводу авторитета Священного Писания и преданий. Действия различных течений следуют из того, во что они верят. Разнообразные подгруппы возникают в соответствии с убеждениями по поводу того, как нужно выполнять те или иные заповеди (основатели методизма первоначально не предполагали отходить от англиканства в большей степени, чем реформистские иудеи намеревались отойти от ортодоксального иудаизма). К счастью, иудаизму еще далеко до того момента, когда он сможет соперничать с христианством по количеству подгрупп внутри веры. И в то же время пропасть между ортодоксальными и неортодоксальными иудеями гораздо глубже, чем между большинством христианских вероисповеданий. Необходимо тщательно изучить тот вызов, который был брошен, чтобы привести к столь различным подходам к вере и культу.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Рош аШана. Второй день Рош аШаВ первый день праздника Рош аШана полностью переполнен трублением в «шофар», молитвами, трапперы в точ... |
Последний день ПесахаРабби Исраэль Баал-Шем-Тов, основатель хасидского движения ввел ставший впоследствии традицией обычай, по которому в пос... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |