Раби Элазар бен Азария

News image

Раби Элазар бен Азария — один из выдающихся мудрецов ешивы в ...

Рав АБА бар НАХМАНИ (Раба)

News image

Рав Аба бар Нахмани (в Талмуде назван просто Раба, сокращение от...

Ункулос

News image

Ункелос — праведный гер, переводчик Торы на арамейский язык (а по...



ТАЛМУД-ТОРА

талмуд-тора

ТАЛМУ Д-ТОРА (תַּלְמוּד-תּוֹרָה, `изучение Торы`), в талмудической литературе одна из основных мицвот еврея, достигшего возраста совершеннолетия. Талмуд-тора подразумевает изучение не только собственно Торы, но и остальных частей Священного Писания, а также Устного Закона.

В Библии подчеркивается обязанность интеллектуального постижения Торы и необходимость обучать детей ее заповедям (Втор. 6:6–7; 11:18–20). В библейский период талмуд-тора была в основном достоянием священников, а также небольшого круга интеллектуальной элиты (Иер. 2:8), которые, по-видимому, отвечали за исполнение законов и объяснение их содержания народу.

Талмудическая литература изобилует восхвалениями талмуд-торы, многие из которых носят почти поэтический характер. Так, в Мишне (Пеа 1:1) перечисляются различные добрые дела, воздаяние за которые весьма велико, и завершается это перечисление высказыванием: «...однако талмуд-тора напротив всего» (в соответствии со всем). Эта цитата из Мишны используется в утренней молитве, таким образом являясь постоянным напоминанием о важности талмуд-торы.

В эпоху Второго храма возрос авторитет новой интеллектуальной элиты, так называемых хахамим (`мудрецы`), не имевших какого-либо статуса в ритуальной иерархии и занимавшихся талмуд-торой. С академической деятельностью хахамим связано возникновение и формирование методов и способов толкования Торы, дальнейшее развитие Устного Закона, который сам стал предметом изучения и исследования. С возникновением письменных корпусов Устного Закона  процесс талмуд-торы охватил и их и способствовал кодификации Закона. Изучение Устного Закона, предполагавшее творческое разрешение противоречий между различными источниками и таким образом создание новых положений, и изучение Письменной Торы, носившее более консервативный характер, воспринимались как постижение основного и часто единственного руководства во всех областях человеческой жизни и во всех сферах деятельности. Со временем процесс изучения Торы приобрел оттенок некого священнодействия, имеющего самостоятельную ценность. Хахамим были окружены особым почетом, и уже в 1 в. н. э. они были идейными руководителями народа.

Концепция талмуд-торы как заповеди, обязательной для исполнения, стала идеалом традиционного еврейского воспитания, сформировала образовательную систему  и способствовала грамотности и просвещению всего народа. Основной институт талмуд-торы — иешива — возник около 2 тыс. лет назад; уже в начале 1 в. была создана сеть всеобщего начального образования и возникла возможность постоянно пополнять иешивы одаренными учениками. В Мишне был определен возраст учеников в процессе талмуд-торы: «Пятилетнему — Писание, десятилетнему — Мишну, пятнадцатилетнему — Талмуд» (Авот 5:21). Впоследствии название «талмуд-тора» было дано учебным заведениям для мальчиков.

В талмудической литературе содержатся описания способов и методик талмуд-торы, а также деление учеников на различные типы.

Люди, занимавшиеся талмуд-торой, посвящали ей большую часть своей жизни, нередко пренебрегая заботой о хлебе насущном и вдали от своих семей. Нередко возникали ситуации, когда занятия талмуд-торой требовали от учащихся самоотверженности, а зачастую самопожертвования. Аскетизм и бедность издавна воспринимались как спутники талмуд-торы (Бр. 63б).

Перестав быть достоянием только священнических кругов, заповедь талмуд-торы оставалась, однако, уделом лишь немногих избранных. Тот, кто по своим интеллектуальным данным не мог заниматься талмуд-торой или был вынужден все время работать, мог, однако, удостоиться участия в исполнении заповеди талмуд-торы, материально помогая посвятившим себя талмуд-торе.

Противоречие между идеалом, согласно которому следует предаваться талмуд-торе, и житейской необходимостью искать средства к существованию отразилось в произведениях эпохи Второго храма. (Так, Бен-Сира сетует: «Лишь праздный приобретет мудрость».) В эпоху таннаев развернулась дискуссия между Ишма‘элем бен Элишей и Шим‘оном бар Иохаем. Рабби Ишма‘эль утверждал, что человеку, даже если он талмид-хахам, не следует пренебрегать ремеслом, то есть самому заботиться о пропитании. Рабби Шим‘он выразил свое несогласие, сказав: «Может ли человек пахать во время пахоты и сеять во время сева — а Тора... что будет с ней? Однако если исполнит Исраэль волю Всевышнего, то его работа будет выполнена другими» (Бр. 35б). Многие мудрецы своим трудом обеспечивали себе пропитание, другие пренебрегали заботой о хлебе насущном и существовали благодаря поддержке общества. В отличие от общин Восточной Европы, в восточных общинах люди, целиком посвятившие себя талмуд-торе, вынуждены были сами заботиться о пропитании. Возможно, этим объясняется относительная малочисленность интеллектуальной элиты в этих общинах.

Процесс талмуд-торы развивался в двух направлениях: познание законов Торы с целью наиболее точного исполнения; интеллектуальный поиск, выражающий стремление постичь истинный смысл еврейского вероучения. Рабби Тарфон настаивал на приоритете практического направления, так называемого ма‘асе, рабби Акива — на приоритете чистого учения; компромиссный вывод из этого спора, к которому пришли законоучители, таков: следует предпочесть учение, поскольку оно приводит к практическому исполнению заповедей (кн. Сиф. Втор. 11:13; Кид. 40б). Однако талмуд-тору нельзя воспринимать только как интеллектуальное занятие — «всякий, кто говорит, что есть у него лишь Тора, лишен ее» (Иев. 109б). Одни законоучители считали, что доскональное исполнение заповедей без талмуд-торы неполноценно, другие воспринимали такой способ служения Всевышнему как вполне правомерный (Шаб. 10а).

В Талмуде неоднократно обсуждается вопрос о талмуд-торе «ше-ло ли-шма» (`не во имя ее`), то есть таком изучении Торы, в основе которого лежит эгоистическое стремление удостоиться почета или каких-либо иных благ. Подобное исполнение заповеди вызывало неодобрение талмудических авторитетов и, напротив, бескорыстное изучение Торы (ли-шма) всячески восхвалялось. В Талмуде говорится: «Пусть изучает человек Тору и исполняет заповеди даже не во имя исполнения заповеди, ибо, начав так, придет он со временем к подлинному исполнению» (Псах. 50б).

Крупные галахические авторитеты — Я‘аков бен Меир Там, Моше бен Исраэль Иссерлес и другие считали главным объектом талмуд-торы Вавилонский Талмуд. Маймонид видел в традиционных предметах изучения — Мишне и Талмуде — лишь начальные этапы подготовки к изучению философии, а в ней — вершину учения. Талмуд-тора для Маймонида была средством для формирования личности, способной наилучшим образом служить Всевышнему. Каббалисты  считали изучение эзотерических писаний вершиной талмуд-торы, постижение тайн мироздания было для них конечной целью талмуд-торы, доступной лишь немногим избранным.

Несмотря на то, что мицва талмуд-торы была в основном уделом интеллектуалов, в иудаизме всегда существовала тенденция популяризировать Тору. Так, с давних пор в синагогах Эрец-Исраэль проповедники толковали недельную главу Торы  или хафтару. В Вавилонии существовали различные формы массового обучения. В средние века для простых людей, занятых заботой о пропитании, было введено так называемое установление времен для Торы (устанавливался небольшой промежуток времени для учения либо в одиночестве, либо в специально организованных городским раввином кружках, как правило, между дневной и вечерней молитвами). С 16 в. каббалисты Цфата проводят уроки для простых людей, так называемые хавурот, во время которых знающие люди помогают незнающим.

Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) считал талмуд-тору высшей ценностью духовной жизни еврея. Его ученик Х. Воложинер создал в Воложине большую иешиву, положившую начало новому направлению в развитии талмуд-торы, согласно которому интеллектуальное постижение Письменной и Устной Торы  в чисто академическом аспекте, даже не с целью извлечения Галахи, трактовалось как Тора ли-шма, то есть идеальное соблюдение заповеди талмуд-торы. Данная трактовка была своеобразной реакцией традиционного литовского еврейства на хасидизм, который к тому времени распространился в общинах Восточной Европы. Хасидизм возвел на высшие ступени иерархии еврейской духовной жизни новые ценности: так, совершение добрых дел или прочувствованная молитва трактовались как действия, статус которых выше, чем талмуд-тора, поскольку с точки зрения лурианской каббалы именно они апеллируют непосредственно к высшим уровням Божественного присутствия. Хасидизм также ввел определенные нововведения в характер талмуд-торы — каббалистическая литература и произведения хасидских мыслителей изучались наряду с традиционными дисциплинами, а нередко и в ущерб им. В ответ на это Х. Воложинер в книге «Нефеш ха-хаим» («Основа жизни») подчеркнул приоритет изучения Талмуда, так как лишь в нем содержится все необходимое еврею для полноценной духовной жизни. Концепция талмуд-торы, созданная идеологами митнагдим, также была аргументирована с позиций лурианской каббалы.

Движение Мусар И. Салантера, возникшее в стенах литовских иешив, внесло изменения в сформировавшийся под влиянием Х. Воложинера характер талмуд-торы — особый акцент был поставлен на изучении морализаторской литературы — мусар, на правильном формировании личности.

Против традиционного авторитета талмуд-торы выступали деятели Хаскалы, видевшие в талмуд-торе основное препятствие для светского образования. Реакцией на это было возникновение в ортодоксальном иудаизме концепции, пытавшейся примирить традиционное образование талмуд-торы и светское образование. Талмудический идеал Тора им дерех-эрец (`Тора и повседневные занятия) был истолкован как модель гармонического сочетания талмуд-торы и изучения светских наук. Идеологами этого направления, распространившегося в общинах Западной Европы, были Ш. Р. Гирш, А. Хильдесхаймер.

Во время Катастрофы европейского еврейства были уничтожены крупнейшие центры талмуд-торы в Европе; несмотря на расцвет талмуд-торы в Израиле и в США, последствия этого все еще ощутимы и отражаются на уровне современных иешив.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ ЖЕНЩИНЫ (Гилуй рош бе-иша)

Покрытие головы женщины, по мнению мудрецов, заповедано Торой, и они предостерегают еврейских женщин против обнажения головы. Рамбам* формулирует этот запрет так: В...

ТРЕЙФА (НЕКАШЕРНОЕ)

Сказано: ...а мясо звероядины на поле не ешьте, псу бросьте его (И...

СОЛЬ (Мелах)

Еще в древности в Эрец Исраэль добывалась соль. Пользовались С., чтобы приправлять пищу, а кроме того солили мясо для предохранения ег...