Рабби Исраэль из Гусятина

News image

Раби Исраэль бар Мордехай-Шрага Фридман (р. Исраэль из Гусятина; 5618—5709 /1...

Раби Акива

News image

Выдающийся тана (учитель периода Мишны), оказавший самое большое влияние на из...

Новый год хасидизма

News image

Двести одиннадцать лет назад, 19 кислева 5559 года от сотворения ми...



Сущность учения хасидизма

сущность учения хасидизма

После того как в предшествующих очерках мы обсудили историю появления хасидизма, теперь постараемся определить его природу, а также его творческий вклад в изучение Торы и влияния на еврейскую жизнь. На этот счет мы находим пять наиболее значимых достижений, которые отмечаются как уникальная заслуга хасидизма.

1) В эпоху Баал-Шем-Това еврейский мир был погружен в состояние духовного обморока , и учение Баал-Шем-Това, основателя хасидизма, вдохнуло новую жизненную энергию в еврейский народ, что вывело его из этого состояния.

2) Хасид - это тот, кто делает больше, чем того требует буква закона.

3) Отличительное свойство влияния хасидизма на человека состоит в том, что естественные свойства человека преображаются в Б-жественные способности. Рабби Шнеур Залман, автор книги Тания, выразил это следующим образом. Вся идея хасидизма состоит в преображении природы характерных особенностей человека. Это означает изменение не только его природных характеристик, но и самой природы его характера.

4) Учение хасидизма открывает каждому (включая и тех, кто не обладает возвышенной душой) возможность понять и постичь Б-жественность . Разъясняя идеи мистической части Торы, хасидизм делает ее доступной интеллекту с помощью примеров и аналогий, основанных на психологии и физической деятельности человека.

5) Квинтэссенция хасидизма – излияние Б-жественного света нового уровня из сокровенного уровня Кетер и даже из еще более высокого источника – это излияние из сокровенного уровня самого Атика, каковой есть уровень Эйн Соф в Радле. (Эти каббалистические термины будут объяснены ниже. Сейчас достаточно сказать, что обсуждаемый уровень настолько возвышен, что является абсолютно не познаваемым, и не только из-за своей особенной глубины, но и просто потому, что находится за гранью познания.)

После короткого перечисления достижений движения и учения хасидизма остановимся более подробно на каждом из них.

ОБМОРОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ НАРОДА

Когда Баал-Шем-Тов приблизительно в 1734 г. появился на исторической сцене, положение иудаизма и еврейства в Восточной Европе было поистине отчаянным. Религиозная, социальная и экономическая дискриминация евреев, бывшая их уделом на протяжении поколений, переросла в открытое преследование. Обычный средний еврей того времени был существом забитым, отчаянно бедным и пребывал в постоянном страхе за свою собственную жизнь. Евреи были практически бесправны и вынуждены были оплачивать прихоти и капризы деспотичных помещиков. Положение усугублялось тем, что и доля среднего крестьянина-нееврея тоже оставляла желать много лучшего. Необходимо было найти «козла отпущения» за все зло мира. И кто годился на эту роль лучше чем беззащитный еврей? Церковь по своим собственным причинам смотрела на преследования сквозь пальцы, молчаливо одобряя вспышки антисемитизма. Более того, нередко именно она провоцировали антиеврейские выпады, кульминацией которых становились ужасные погромы еврейского населения.

В 1648 г., за пятьдесят лет до рождения Баал-Шем-Това, началось восстание казачества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. И евреи стали одной из главных мишеней разъяренных казаков. Сея смерть и разрушение на своем пути, орды казаков пронеслись по Украине и Польше. Тысячи евреев были безжалостно убиты, а их дома и имущество - уничтожены. В течение двух мучительных лет это продолжалось практически беспрепятственно, пока казаков в конце концов не оттеснили обратно в их родные степи. Но пережившие эти потрясения еврейские общины ждали новые испытания. Вскоре они оказались в самой гуще военных действий между вторгшимися в Польшу русскими и шведскими войсками. Обе стороны считали евреев предателями и врагами, а стало быть, не было недостатка в актах мародерства и грабежах, часто выливавшихся в погромы. Антисемитские кровавые наветы тоже были тогда обычным делом.

Польша была не единственной страной, где евреи терпели чудовищные страдания. Тридцатилетняя война (1618-1648), прокатившаяся по Центральной Европе, опустошила множество общин в Германии и сопредельных странах, принеся евреям экономическое и социальное разорение. Частыми были религиозные преследования в Австрии и во многих других странах, где процветал официальный антисемитизм.

Многие евреи видели в этих событиях последние испытания, предшествующие Мессианской эре, которые предвидели и о котором писали Пророки.

И действительно, в этой благодатной атмосфере вскоре появился на сцене самопровозглашенный мессия Шабтай Цви (1626-1676). Погромы Хмельницкого он объявил родовыми муками Мессианской эры , а себя самого - долгожданным спасителем. Вскоре он обрел многих приверженцев, включая некоторых выдающихся раввинов, которые поначалу поддерживали его притязания. Однако очень скоро эта мессианская мечта была вдребезги разбита отступничеством и переходом Шабтая Цеви в ислам вместе с некоторыми его последователями.

Примерно пятьдесят лет спустя на историческую сцену выходит другая псевдомессианская фигура Яаков Франк, современник Баал-Шем-Това и также уроженец Подолии. Живя в Салониках, Франк обратился в саббатианство, а в 1755, вернувшись в родные места, он собрал под свои знамена некоторое число верных последователей. Вскоре непотребные радения секты привлекли внимание раввинов, которые издали указ о его отлучении. Епископ Каменецкий увидел в этом возможность начать выступление против евреев и потребовал религиозного диспута между иудеями и франкистами. Диспут состоялся в июне 1757 г., и франкисты, разрекламированные как иудеи - противники Талмуда , верующие в Троицу и другие основные христианские доктрины, естественно, были объявлены победителями в споре. Как следствие, было устроено публичное сожжение Талмуда. Внезапная смерть епископа дала евреям возможность подавить секту. Однако Франк и те, кто его поддерживал, обратились к архиепископу Львовскому с просьбой устроить новый диспут с иудеями.

Дискуссия состоялась в 1759 г. На сей раз франкисты заявили, что иудеи используют кровь христиан в ритуальных целях. Вскоре начались погромы, и Франк с его приверженцами в конечном счете обратились в христианство.

Последствия этих в высшей степени трагических событий были поистине губительны. Народ был раздавлен крайней нищетой, страхом перед враждебным населением, чувством отчаяния и покинутости.

Ко всему прочему обнищание еврейского населения достигло такого предела, что большинству народа, как правило, уже не могло быть обеспечено свободное образование. Более крупные общины содержали талмудические академии (йешивот), но учиться в них могли лишь немногие избранные. Так еврейский идеал учености и образованности стал уделом избранных. По мере ухудшения материального положения пропасть между образованной элитой и подавляющим большинством необразованных евреев становилась все шире, пока они практически не лишились общей почвы под ногами. Ряд ранних хасидских рабеим пишут об этой ситуации как о башне из слоновой кости, в которую замкнулась интеллектуальная элита: Вместо того чтобы наставлять людей в том, что им надлежит делать [в плане практических соблюдения мицвот (заповедей)], они только и делают, что демонстрируют остроту своего ума и широту своей учености.

Духовное состояние евреев, живших в деревнях и местечках, на Украине, Волыни и Подолии, сделалось поистине катастрофическим. Широкое распространение среди необразованных евреев получили разного рода суеверия, амулеты, астрология и тому подобное.

Кроме того, неудавшиеся псевдомессианские движения возбудили в рядах авторитетных раввинов неугасающие подозрение и недоверие в отношении каббалы (эзотерического учения Торы) и к людям, пользующимся особым уважением у народа. Учение Каббалы прямо обвинялось в пособничестве саббатианским и франкистским сектам. Нужно ли говорить, что изучение Каббалы, бывшее когда-то весьма популярным среди многих раввинов и в талмудических академиях Польши и других стран, приобрело дурную славу и оказалось практически под запретом.

Это мрачное положение может быть названо обморочным , поскольку тело еврейского народа, т.е. невежественные массы, почти полностью не осознавали, что у него есть еврейская душа, тогда как голова еврейского народа - ученая элита - почти совсем не осознавала существование какого-то тела, нуждавшегося в духовной пище и поддержке.

После того как в предшествующих очерках мы обсудили историю появления хасидизма, теперь постараемся определить его природу, а также его творческий вклад в изучение Торы и влияния на еврейскую жизнь. На этот счет мы находим пять наиболее значимых достижений, которые отмечаются как уникальная заслуга хасидизма.

1) В эпоху Баал-Шем-Това еврейский мир был погружен в состояние духовного обморока , и учение Баал-Шем-Това, основателя хасидизма, вдохнуло новую жизненную энергию в еврейский народ, что вывело его из этого состояния.

2) Хасид - это тот, кто делает больше, чем того требует буква закона.

3) Отличительное свойство влияния хасидизма на человека состоит в том, что естественные свойства человека преображаются в Б-жественные способности. Рабби Шнеур Залман, автор книги Тания, выразил это следующим образом. Вся идея хасидизма состоит в преображении природы характерных особенностей человека. Это означает изменение не только его природных характеристик, но и самой природы его характера.

4) Учение хасидизма открывает каждому (включая и тех, кто не обладает возвышенной душой) возможность понять и постичь Б-жественность . Разъясняя идеи мистической части Торы, хасидизм делает ее доступной интеллекту с помощью примеров и аналогий, основанных на психологии и физической деятельности человека.

5) Квинтэссенция хасидизма – излияние Б-жественного света нового уровня из сокровенного уровня Кетер и даже из еще более высокого источника – это излияние из сокровенного уровня самого Атика, каковой есть уровень Эйн Соф в Радле. (Эти каббалистические термины будут объяснены ниже. Сейчас достаточно сказать, что обсуждаемый уровень настолько возвышен, что является абсолютно не познаваемым, и не только из-за своей особенной глубины, но и просто потому, что находится за гранью познания.)

После короткого перечисления достижений движения и учения хасидизма остановимся более подробно на каждом из них.

ОБМОРОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ НАРОДА

Когда Баал-Шем-Тов приблизительно в 1734 г. появился на исторической сцене, положение иудаизма и еврейства в Восточной Европе было поистине отчаянным. Религиозная, социальная и экономическая дискриминация евреев, бывшая их уделом на протяжении поколений, переросла в открытое преследование. Обычный средний еврей того времени был существом забитым, отчаянно бедным и пребывал в постоянном страхе за свою собственную жизнь. Евреи были практически бесправны и вынуждены были оплачивать прихоти и капризы деспотичных помещиков. Положение усугублялось тем, что и доля среднего крестьянина-нееврея тоже оставляла желать много лучшего. Необходимо было найти «козла отпущения» за все зло мира. И кто годился на эту роль лучше чем беззащитный еврей? Церковь по своим собственным причинам смотрела на преследования сквозь пальцы, молчаливо одобряя вспышки антисемитизма. Более того, нередко именно она провоцировали антиеврейские выпады, кульминацией которых становились ужасные погромы еврейского населения.

В 1648 г., за пятьдесят лет до рождения Баал-Шем-Това, началось восстание казачества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. И евреи стали одной из главных мишеней разъяренных казаков. Сея смерть и разрушение на своем пути, орды казаков пронеслись по Украине и Польше. Тысячи евреев были безжалостно убиты, а их дома и имущество - уничтожены. В течение двух мучительных лет это продолжалось практически беспрепятственно, пока казаков в конце концов не оттеснили обратно в их родные степи. Но пережившие эти потрясения еврейские общины ждали новые испытания. Вскоре они оказались в самой гуще военных действий между вторгшимися в Польшу русскими и шведскими войсками. Обе стороны считали евреев предателями и врагами, а стало быть, не было недостатка в актах мародерства и грабежах, часто выливавшихся в погромы. Антисемитские кровавые наветы тоже были тогда обычным делом.

Польша была не единственной страной, где евреи терпели чудовищные страдания. Тридцатилетняя война (1618-1648), прокатившаяся по Центральной Европе, опустошила множество общин в Германии и сопредельных странах, принеся евреям экономическое и социальное разорение. Частыми были религиозные преследования в Австрии и во многих других странах, где процветал официальный антисемитизм.

Многие евреи видели в этих событиях последние испытания, предшествующие Мессианской эре, которые предвидели и о котором писали Пророки.

И действительно, в этой благодатной атмосфере вскоре появился на сцене самопровозглашенный мессия Шабтай Цви (1626-1676). Погромы Хмельницкого он объявил родовыми муками Мессианской эры , а себя самого - долгожданным спасителем. Вскоре он обрел многих приверженцев, включая некоторых выдающихся раввинов, которые поначалу поддерживали его притязания. Однако очень скоро эта мессианская мечта была вдребезги разбита отступничеством и переходом Шабтая Цеви в ислам вместе с некоторыми его последователями.

Примерно пятьдесят лет спустя на историческую сцену выходит другая псевдомессианская фигура Яаков Франк, современник Баал-Шем-Това и также уроженец Подолии. Живя в Салониках, Франк обратился в саббатианство, а в 1755, вернувшись в родные места, он собрал под свои знамена некоторое число верных последователей. Вскоре непотребные радения секты привлекли внимание раввинов, которые издали указ о его отлучении. Епископ Каменецкий увидел в этом возможность начать выступление против евреев и потребовал религиозного диспута между иудеями и франкистами. Диспут состоялся в июне 1757 г., и франкисты, разрекламированные как иудеи - противники Талмуда , верующие в Троицу и другие основные христианские доктрины, естественно, были объявлены победителями в споре. Как следствие, было устроено публичное сожжение Талмуда. Внезапная смерть епископа дала евреям возможность подавить секту. Однако Франк и те, кто его поддерживал, обратились к архиепископу Львовскому с просьбой устроить новый диспут с иудеями.

Дискуссия состоялась в 1759 г. На сей раз франкисты заявили, что иудеи используют кровь христиан в ритуальных целях. Вскоре начались погромы, и Франк с его приверженцами в конечном счете обратились в христианство.

Последствия этих в высшей степени трагических событий были поистине губительны. Народ был раздавлен крайней нищетой, страхом перед враждебным населением, чувством отчаяния и покинутости.

Ко всему прочему обнищание еврейского населения достигло такого предела, что большинству народа, как правило, уже не могло быть обеспечено свободное образование. Более крупные общины содержали талмудические академии (йешивот), но учиться в них могли лишь немногие избранные. Так еврейский идеал учености и образованности стал уделом избранных. По мере ухудшения материального положения пропасть между образованной элитой и подавляющим большинством необразованных евреев становилась все шире, пока они практически не лишились общей почвы под ногами. Ряд ранних хасидских рабеим пишут об этой ситуации как о башне из слоновой кости, в которую замкнулась интеллектуальная элита: Вместо того чтобы наставлять людей в том, что им надлежит делать [в плане практических соблюдения мицвот (заповедей)], они только и делают, что демонстрируют остроту своего ума и широту своей учености.

Духовное состояние евреев, живших в деревнях и местечках, на Украине, Волыни и Подолии, сделалось поистине катастрофическим. Широкое распространение среди необразованных евреев получили разного рода суеверия, амулеты, астрология и тому подобное.

Кроме того, неудавшиеся псевдомессианские движения возбудили в рядах авторитетных раввинов неугасающие подозрение и недоверие в отношении каббалы (эзотерического учения Торы) и к людям, пользующимся особым уважением у народа. Учение Каббалы прямо обвинялось в пособничестве саббатианским и франкистским сектам. Нужно ли говорить, что изучение Каббалы, бывшее когда-то весьма популярным среди многих раввинов и в талмудических академиях Польши и других стран, приобрело дурную славу и оказалось практически под запретом.

Это мрачное положение может быть названо обморочным , поскольку тело еврейского народа, т.е. невежественные массы, почти полностью не осознавали, что у него есть еврейская душа, тогда как голова еврейского народа - ученая элита - почти совсем не осознавала существование какого-то тела, нуждавшегося в духовной пище и поддержке.

В прошлом очерке мы начали рассказывать о тех основных принципах, на которых акцентировали свое внимание учителя хасидизма, и той роли, которую эти идеи сыграли в еврейской истории. В настоящем же очерке мы вкратце рассмотрим смысл и значения двух новых принципов.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВА ЗАКОНА

Хасидом является тот, кто делает больше, чем того требует буква закона . Обычно считается, что требования закона есть долг, лежащий на каждом еврее, нравится это ему или нет. Учение же хасидизма рассматривает закон и заповеди не как ярмо, а как выражение любви Вс-вышнего к своему народу. Потому-то и возникает у хасида желание отплатить Б-гу той же монетой, исполняя заповеди с любовью.

Как разъясняет рабби Шалом Довбер Шнеерcон, пятый Ребе движения Хабад, это указывает, что человек не вынашивает замысла приобрести таким образом какую-либо выгоду для себя самого. В своем исполнении Закона, в своем изучении Торы и в своих отношениях с ближними хасид должен стремиться руководствоваться абсолютно альтруистическими побуждениями. Хотя, с точки зрения традиции, вполне позволительно заниматься собственным духовным просвещением и приобретением для себя духовных благ, например заслужить жизни в Грядущем Мире, более того, эти усилия достойны всяческой похвалы. Хасидом все же является тот, кто выходит за этот уровень и не имеет вообще никакого своего корыстного интереса. Это означает, что ради Вс-вышнего, Торы и ближних он готов пренебречь не только своей материальной выгодой, но и пожертвовать ради них даже выгодой духовной. Рабби Довбер приводит пример Моше (Моисея), произнесшего 515 молитв, дабы быть допущенным в Землю Израиля - не ради себя самого (достигая таким образом более высокого духовного уровня), но с тем, чтобы еврейский народ обрел способность раскрыть более высокий уровень Б-жественности в мире.

Сходным образом, когда Вс-вышний пригрозил стереть весь народ с лица земли за сотворение и почитание золотого тельца, оставив одного лишь Моше, от которого пообещал заново произвести весь еврейский народ, Моше возразил Ему: «И возвратился Моше к Господу, и сказал: “О, совершил этот народ великий грех, и сделали они себе божества золотые. И теперь, если простишь их грех, (хорошо); а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал» (Шмот 32:31-32). По разъяснению Раши, классического комментатора писания, Моше попросил, чтобы имя его было стерто из всей книги Торы, дабы никто не мог обвинить его в том, что ему не удалось добиться милосердия у Вс-вышнего для своего народа. Другой комментарий, который мы находим в учении хасидизма, разъясняет, что Моше рассуждал следующим образом: Вс-вышний сказал, что Он истребит всех евреев, кроме меня, от которого заново произведет весь народ. Итак, косвенная причина того, что Вс-вышний вообще рассматривает возможность истребления всего народа, - само мое существование. Стало быть, пусть я лучше буду изглажен из Торы и перестану существовать, не оставив тем самым никакой другой альтернативы, кроме прощения еврейского народа”.

Хасид, таким образом, не только отказывается от собственной выгоды (материальной или духовной), но даже не уклоняется от того, чтобы избежать вредf для себя пока сохраняется возможность принести тем самым пользу другому.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Отличительное свойство хасидизма в том, что естественные свойства человека могут быть преобразованы в Б-жественные. Самосовершенствование в учении хасидизма означает преображение не только естественных качеств, с которыми человек рождается, но и самой природы его характера. Рабби Шнеур Залман из Ляд выразил эту идею следующим образом: Вся суть хасидизма в том, что человек должен преобразить природу своих мидот . В узком смысле слово мидот используется для обозначения эмоциональных атрибутов вроде любви, страха и т.п. Однако в более широком смысле оно относится к любой определяющей или ограничивающей характеристике вообще.

Объяснение здесь следующее. В учении хасидизма утверждается, что

человек обладает тремя душами или тремя типами сознания и источниками мотивации:

1) Б-жественной душой;

2) интеллектуальной душой;

3) естественной душой.

Каждая из них обладает интеллектуальными и эмоциональными способностями, соответствующими ее природе. Душа естественная называется также животной душой , поскольку все ее желания и помыслы направлены на материальные и животные цели. Она постоянно поглощена заботой о собственной выгоде, используя свои интеллектуальные способности для реализации своих желаний и оправдания своих поступков. Эмоциональные способности животной души в совокупности обозначаются как йецер гара (склонность ко злу). Применительно к животной душе мы не можем использовать термины самосовершенствование или самоулучшение . Она должна быть преображена целиком и полностью. Но поскольку это требует особых усилий, которые доступны каждому, то его естественные склонности ко злу должны быть до поры до времени просто укрощены - он должен заставить себя не говорить то, что хочет сказать животная душа, оставаться глухим к тому, что она хочет услышать, и закрывать глаза на то, что она хочет увидеть.

Подлинное служение Б-гу, однако, состоит не в укрощении, но, скорее, в исправлении {тикун) животной души. Этот процесс начинается уже в интеллектуальной душе. Средство самоисправления находится в изучении хасидской мысли. Человек должен изучать те идеи, которые он может легко понять и усвоить, а также вещи, которые будоражат его сердце.

Б-жественная и интеллектуальная души одинаково обладают эмоциональными атрибутами, или мидот. Мидот интеллектуальной души увлекают ее к тому, что ниже ее, в лучшем случае вызывая желание самоосуществления и самовыражения. Мидот Б-жественной души, напротив, притягиваются к тому, что выше ее. Таким образом, естественная тенденция Б-жественной души - выход за свои собственные пределы.

Теперь мы можем понять замечание р. Шнеура Залмана, что вся суть хасидизма в том, что человек должен преобразить природу своих мидот . Это означает, что человек, согласно учению хасидизма, должен изменить мидот обеих этих душ. Что касается интеллектуальной души, то это подразумевает признание человеком своей обязанности творить добро и поступать справедливо, потому что так заповедовал Б-г, а не потому, что это приемлемо в рациональном отношении или является добром для него самого, т.е. не по своим корыстным причинам. Как указано выше, хасид служит, не ожидая награды за свое служение. Что касается мидот Б-жественной души, чье естественное желание - подняться над этим миром и прорваться к своему истоку в Б-ге, то хасидизм требует, чтобы человек направлял свои мидот на служение Б-гу в физическом мире путем практического исполнения заповедей.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

САРАНЧА (Арбе)

В Библии упомянуты десять видов С, среди них — разрешенные и запрещенные в пищу. Признаки чистых (разрешенных, кашерных*) видов названы в ...

СЕДАЛИЩНАЯ ЖИЛА (Гид hа-наше)

Жила, расположенная у бедреного сустава крупного и мелкого рогатого скота, которую еврею запрещено употреблять в пищу. Заповедь эта восходит к Пе...

ГАВДАЛА (Разделение)

В древности собирались евреи на исходе Субботы за трапезой, подобно трапезе в канун Субботы, и после захода солнца зажигали свечи, во...