Йоханан бен Заккай

News image

Когда умирал великий Гиллель, пришли ученики проведать его. Все они во...

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

News image

Историк Шмуэль-Аба (Самуил) Городецкий (1871, Малин, Киевская губерния – 1957, Те...

Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенг

News image

Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенгис (5624—5713 /1864—1953/ гг.) — выдающийся за...



Сакральные тексты. Галаха как открытая система

сакральные тексты. галаха как открытая система

Казалось бы, после столь масштабных трудов раввины были снабжены исчерпывающей информацией по поводу того, как исполнять Закон в реальной жизни, но впереди их ожидало немало трудностей. Во-первых, Талмуд колоссален по объему. Если изучать один лист в день, потребуется 14 лет для прочтения всего свода. Во-вторых, по мере усиления «рассеяния» еврейского народа становилось все сложнее выносить единообразные решения по тем или иным вопросам иудейского права. Стремление справиться с этими проблемами породило два новых жанра религиозной литературы — послания и кодексы.

В период средневековья раввины разных стран посылали отдельные религиозно-правовые вопросы своим ученым коллегам, самые известные из которых проживали в Вавилоне и возглавляли там еврейские учебные заведения. Ответные послания (responsa) периодически публиковались, становились достоянием всего сообщества раввинов и таким образом координировали деятельность последних.

Ориентироваться в океане галахических норм помогали кодексы — упорядоченные сборники судебных решений. Кодексы были воплощением рационалистического направления в иудаизме, сложившегося в странах Арабского Халифата под влиянием исламской и неоплатонической философий. В XII в. выдающийся еврейский мыслитель и раввин Моисей Маймонид (1135—1204 гг.) изложил догматику иудаизма в виде стройной системы, составив энциклопедическое руководство к Священному писанию и Талмуду — «Мишне Тора» («Толкование Торы»). В XVI в. раввин Иосиф Каро (1488—1575 гг.) завершил систематизацию галахи.

Труд Каро «Шульхан Арух» («Накрытый Стол») стал основным практическим руководством по талмудическому праву и образцом для всех последующих кодификаторов.

Евреи рассматривают галаху как «открытую систему» и как живой процесс, реагирующий на все изменения в мире. Технический прогресс то и дело заставляет раввинов исследовать проблемы, которые в период составления Торы не могли даже возникнуть.

Можно ли использовать автоматическое электрооборудование в Шаббат? Является ли грехом донорство спермы? Допустимо ли экстракорпоральное оплодотворение?

Возникают сотни вопросов такого рода. Чтобы раввины могли на них ответить, «Шульхан Арух» периодически дополняется новыми комментариями. Публикуются целые книги, рассматривающие специфические галахические темы. Некоторые раввины специализируются на определенном круге проблем. Совершенствовать галаху помогают и ученые, верные еврейским традициям.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

АУТОДАФЕ

Опубликование и затем исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции*, над обвиненными в преступлении против христианства, среди которых было много ма...

СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ (Пиккуах нэфэш)

Хазал* считали С.Ж. делом великой важности и важнейшей мицвой* и постановили, что для С....

АЦЕРЕТ

Название седьмого дня праздника Песах*, как сказано: Шесть дней ешь мацу*, а день седьмой - праздник А. Господу, Богу тв...