Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенгис
Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенгис (5624—5713 /1864—1953/ гг.) — выдающийся законоучитель, руководитель харедимной общины Йерушалаима.
Родился в пригороде Вильно (Вильнюса).
Учился в Воложинской ешиве под руководством р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива; см.) и р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера).
Его хаврутой (партнером по совместному изучению Торы) в Воложине был р. Исер-Залман Мельцер — их дружба продолжалась более семидесяти лет, в конце жизни они вместе стояли во главе харедимной общины Земли Израиля (R. David Silber, Noble lives 1, p.106).
В 5654 /1894/ году р. Бенгис возглавил общину Бадки, пригорода Бриска (Бреста), — в то время как его наставник р. Хаим Соловейчик был главным раввином самого Бриска.
Двадцать лет спустя р. Бенгис возглавил крупную общину города Кальварьи в Галиции.
В 5698 /1938/ году, в возрасте семидесяти четырех лет, он переехал в Землю Израиля и, поселившись в Йерушалаиме, занял пост главы БАДАЦа — раввинского суда Эйда харедит (Общины богобоязненных). Одновременно стал руководителем иерусалимской ешивы Оэль Моше (Шатер Моше), основанной выдающимся законоучителем р. Йеошуа-Лейбом Дискиным (Маарил Дискин).
И в глубокой старости р. Бенгис сохранил феноменальную память: он точно и быстро указывал место любого закона или предания во всей обширной талмудической литературе. Страницы Талмуда как бы стояли перед его мысленным взором: он мог, положив палец на какое-либо слово на первой странице тома, сказать какие слова находятся на том же месте, под ним, на всех последующих страницах.
Каждые пять или шесть месяцев он устраивал сеудат сиюм — торжественную трапезу, отмечая завершение очередного цикла углубленного изучения всего Талмуда. Однажды он устроил сиюм по поводу того, что завершил изучение всего Талмуда сто раз подряд, — однако не прошло и недели, как он пригласил гостей на новый сиюм, и опять по поводу окончания всего Талмуда. Отвечая на вопросы пораженных гостей, он пояснил, что этот сиюм особенный: на протяжении многих лет во время каждой трапезы, пока жена меняла блюда, он выучивал несколько строк из Талмуда — и вот теперь, наконец, добрался до конца последнего тома. И точно такой же сиюм он устроил, когда завершил весь Талмуд за те минуты, которые ему приходилось ждать на остановках автобуса и в различных очередях (Маасей авотейну, Ваэтханан; Иквета димешиха 200; Noble lives 1, p.107).
В 5709 /1949/ году, после смерти наси (председателя) Эйда харедит р. Йосефа-Цви Душинского, р. Бенгис сменил его на этом посту.
Именно р. Бенгис наметил основные принципы сосуществования харедимной общины и светского государства. Он повел общину «средним путем»: отказавшись от любого сотрудничества с сионистами, он в то же время отсек крайние группировки, призывающие к прямой конфронтации с государством, — такие, как возглавляемая р. Амрамом Блоем группа Нетурей карта (Стражи города).
От имени бейт дина Эйда харедит он издал историческое постановление, запрещающее членам общины участвовать в предвыборной компании и в выборах — он указал, что запрет действителен «в течение всего времени, пока в руководящие органы государства избираются люди, оставившие веру и законы Торы».
В последние годы жизни ему приходилось быть в курсе основных политических событий, и он выписывал три газеты. Каждое утро он просил своего помощника: «Гиб мир ди-лошн-оре блетлих» (Дай мне эти листики со злословием). Затем он бегло просматривал газеты, быстро переворачивая листы. Однажды помощник выразил сомнение, что с помощью такого поверхностного осмотра можно ознакомиться с информацией, представленной на газетных полосах. «Кук!» (Смотри), — сказал р. Бенгис и, не заглядывая в газету, перечислил все замеченные им ошибки и опечатки, около двадцати: с поразительной точностью он указывал страницы, строчки и порядковый номер слов, в которых были ошибки (Иквета димешиха 200).
Возглавив общину святого города, р. Бенгис принял на свои плечи беды и заботы тысяч евреев. В этот период его ученики заметили, что он стал надолго задерживаться в конце Амиды — в месте, где произносятся личные просьбы. Один из учеников, стоявший во время молитвы очень близко к нему, слышал, как р. Бенгис просил Всевышнего: «Тате зисер! (Дорогой папа). Тут приходила одна женщина со своей просьбой. Ну что Тебе стоит?! Дай ей то, что она хочет. Она — страдалица, посмотри, как она плакала. Сжалься над ней! Ну почему же Тебе не дать ей то, что она просит, папочка?!». И так же р. Бенгис просил о каждом, кто приходил к нему за помощью и советом (там же).
Р. Зелиг-Реувен Бенгис был призван в Небесную Ешиву второго сивана 5713 /1953/ года — ему было восемьдесят девять лет.
Его талмудические исследования представлены в книге Леплугот Реувен (Из отрядов Реувена).
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Свадебный вечерВ данный вечер религиозным ритуалом является благословение над халой. Оно непременно осуществляется до еды, так ... |
Обычаи и законы Пурима - 2Когда было время Моше-рабейну, евреям было известно о величайшей силе поста, и когда наступал момент ис... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |