МИНИМ И ДОНОСЧИКАМ НЕ ОСТАВЛЯЙ НАДЕЖДЫ... ( Веламалшиним... )
Благословение девятнадцатое в молитве Шмонэ-Эсрей ( Восемнадцать ) *. Оно составлено было р. Гамлиэлем из Явне и направлено против М. (см. Мин*). В трактате Брахот (XXVIII) сказано: Благословение о М. составлено было в Явне . В начальном варианте начиналась молитва словами: М. и изменившим вере... , а позднее упоминали в нем преступников и злодеев , царство злодейства и евреев-выкрестов. Понятие мин включало в себя отступников: цдуким, самаритян* и христиан. В особенности против христиан направлено было это дополнение р. Гамлиэля, поэтому отцы церкви утверждали, что евреи трижды в день проклинают христиан. И на самом деле составители благословения имели в виду евреев-выкрестов, стремясь отделить их от общества Израиля. Первое время выкресты молились в синагогах вместе с евреями, так как у них еще не было ни своих особых молитв, ни особых молелен, и никто не препятствовал им в этом. Содержание еврейских молитв не противоречило воззрениям христиан, а если недоставало им в этих молитвах упоминания их Мессии , они могли восполнить этот пробел шопотом, без помехи. В Мишне говорится, что хазан (кантор) заставлял замолкнуть М., если они высказывали вслух свои верования. Отсюда можно заключить, что миним молились в общих с евреями синагогах. Только когда христиане начали упоминать имя Ешу (Иисуса) в своих молитвах и обожествлять его, было запрещено отвечать Аминь * на благословения М. До тех пор христиане были еще терпимы в еврейской общине, но когда начали они сильно досаждать евреям, служить римлянам и доносить им, постепенно превратившись в завзятых доносчиков, евреи были вынуждены найти способ удалить их из общины. Более того: иудаизм развивал и укреплял в сердцах народа надежду на возрождение Храма и независимости, тогда как христиане утверждали, что с появлением Ешу утратило свою силу Учение Моисея — Тора*, а с ней и все богослужение в Храме, который уже не будет восстановлен.
Чтобы отвратить М. от синагог, дабы не распространяли они там свою веру, сказал р. Гамлиэль* мудрецам: Есть ли человек, способный составить молитву, где будет говорится о М.? Вызвался Шмуэль Младший и составил ее (Бр. XXVIII). Благословение это служило пробным камнем и для хазана и для общества, так как христиане не могли произнести этот текст благословения, проклинающий их самих, или выслушивать его невозмутимо из чужих уст. Поэтому мы находим в Брахот XXIX: ...не страшно, если ошибался кантор в произнесении всех благословений, но если ошибся в благословении, где говорится о М., то подозревается он в причастности к М. .
Благословение, где говорится о М., претерпело множество изменений, ибо во все времена редакторы прикладывали к нему руку. Иногда вставляли в текст упоминание о гонителях: грешники , царство злодейства ; иной раз смягчали текст из миролюбия или по требованию цензуры, выпускали имена врагов и вставляли: ...и всем врагам Твоим , или ...и всем врагам нашим , или ...и всем притеснителям народа Твоего , и т. д. - врагам отвлеченным.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Законы СукктаШалаш следует начинать строить с ночи, то есть на исходе Йом-Кипура. Абсолютно все евреи должны прин... |
Мезуза. Краткий гидПроходя по городским улицам Европы, США или Израиля, вы можете увидеть на дверных косяках многих до... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |