По Рамбаму скорбили евреи и мусульм

News image

20 тевета по еврейскому календарю – день памяти великого мудреца XI...

Саадья Гаон (882 - 942). Геоним

News image

В века, последовавшие за Великим восстанием (см.) и восстанием Бар-Кохбы, гл...

Рабби Йеуда хаНаси

News image

Раби Йеуда, прозванный Святым, сын раббана Шимона бен Гамлиэль. Жил во...



Священные символы и предметы

священные символы и предметы

Могендовид

Могендовид (Щит Давида) — центральный символ иудаизма, называемый также шестиконечной звездой Давида (согласно преданию, Давид использовал шестиугольныи щит в сражении с Голиафом). Каждый конец звезды символизирует один из шести дней творения, а центральный шестиугольник — священный день отдохновения — Шаббат. Каббалисты видят в Моген-довиде комбинацию алхимических знаков, обозначающих огонь (D) и воду (V).

Сефер Тора

Свиток Торы (Сефер Тора) — это Пятикнижие Моисеево, записанное на пергаменте, изготовленном из кожи таким образом, что получается цельный рулон длиной примерно 60 метров. Пергамент — внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал тонким и гладким. Это один из древнейших материалов для письма. Иудеи делают пергамент только из кожи кошерного животного. Кошерная птица для этого не подходит, так как в ее коже много отверстий от перьев. Тора записывается на иврите вертикальными колонками; в каждом свитке — 250 колонок. Софер, квалифицированный писец на пергаменте, переписывает текст примерно 1000 часов. Концы пергамента прикреплены к деревянным планкам, называемым эц хаим (Дерево Жизни), которые позволяют свернуть пергамент до того места, где следует читать. В ашкеназских синагогах свитки хранят в бархатных чехлах, в сефард-ских — вставляют в деревянные футляры, обтянутые шелком с серебряным орнаментом.

Свитки Торы — главное достояние синагоги. Обретение нового свитка отмечается как торжественное и радостное событие. Когда работа писца подходит к концу, назначается день праздника, на который приглашают почетных гостей. Их удостаивают права записать на пергаменте последние буквы. Новый свиток проносят по улицам под хуппой в сопровождении факельного шествия. Когда процессия приходит к синагоге, выносятся все свитки Торы, и танцуют с ними так, как в праздник Симхат Тора.

Менора

Менора (семисвечник) — принадлежность иудейского алтаря, древнейший символ иудаизма и эмблема государства Израиль, которую изображают на монетах и печатях. Согласно преданию, первая менора была дана Моисею самим Богом. В период странствий по Синайской пустыни священники зажигали семисвечник в скинии, а позднее он занял почетное место в Храме Соломона. Сегодня семирожковый светильник символизирует Иерусалимский Храм до его разрушения. В Торе подробно изложены правила изготовления светильника и зажигания свечей. Семь рожков меноры украшены золотыми листьями миндаля. Семисвечник сравнивают с мировым древом, каббалисты считают его символом древа Сфирот: 7 ветвей символизируют 7 дней творения, а также Солнце, Луну и планеты, которые «светят во тьме».

Атрибут праздника Ханука — особый светильник ханукия, который не гаснет 8 дней. По преданию, Маккавеи, радуясь победе, начали служение в Храме. Освященного масла для меноры хватало только на один день, а служба должна была длиться 8 дней. Но Господь совершил чудо, и светильник горел до конца службы. В память о чуде ханукальная менора имеет 9 рожков. Еще один символ этого праздника — севивон, четырехгранный волчок с буквами «нун», «гимель», «хей» и «шин» — первыми буквами стиха (на иврите): «нес надоль хая шам» («чудо великое было так»).

Талит и тфилин

Мужчины во время молитвы надевают особое одеяние: талит — обрядовое покрывало белого цвета с черными или синими полосами по сторонам и кистями по углам, круглую шапочку (кипу), а также молитвенный пояс, который носят под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. Во время утренней молитвы в будние дни к голове верующего и к правой руке ремешком пристегивается тфилин— коробочка с вложенным в нее текстом молитвы. Во время нахождения в синагоге головные уборы у мужчин обязательны, а наиболее религиозные евреи их не снимают никогда.

Талит (множественное число — талитот) представляет собой кусок белой ткани квадратной или прямоугольной формы, изготовленной из натурального волокна (обычно шерсти или шелка), размером примерно 2 х1,5 метра. Талит гадоль (большой талит) почти полностью покрывает тело и используется как саван, когда человек умирает. В некоторых общинах талитом покрывают и голову. Талит катан (малый талит) отличается от большого одеяния только размерами. В традиционных общинах мальчики обычно надевают его с 3 лет.

К углам талита (иногда и к его срезам) прикреплены кисти (цицит) из 8 нитей, как это предписано в Танахе: «...Чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих... чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни...» (Числа, 15:38-39). Изначально в каждой из четырех кистей одна нить была синего цвета. Предполагается, что синюю краску добывали из какого-то средиземноморского моллюска. Сегодня никто не знает, что это был за моллюск, поэтому все кисти остаются белыми, но в память о давней традиции талит украшают полосы синего или черного цвета. В идеале талит надо носить так, чтобы кисти были видны, однако некоторые евреи заправляют их под одежду.

Тфилин (единственное число — тфила) — это две черные коробочки, одну из которых накладывают на голову, а другую прикрепляют к верхней части руки при помощи ремешков. Назначение тфилин объяснено в Торе: «И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Второзаконие 6:9). В коробочках находятся маленькие пергаментные свитки с фрагментами из Торы (два первых отрывка Шма, а также Исход, 13:1-10; 13:11-16). В ручной тфиле все четыре фрагмента записаны на один пергамент квалифицированным писцом, подобно тому, как это делается при изготовлении Свитка Торы. В головной тфиле есть четыре отделения, в каждом из которых содержится по одному фрагменту. Для изготовления пергамента, коробочек, швов и ремней используются сухожилия и кожа кошерного животного. Взрослые мужчины (то есть старше 13 лет) надевают тфилин каждый день во время утренней молитвы, кроме Шаббата и праздников. Мальчики начинают накладывать тфилин за несколько недель до бар мицвы, чтобы научиться делать это правильно. Примерно раз в три года тфилин дают квалифицированному писцу, чтобы тот проверил состояние пергамента и при необходимости привел его в порядок.

Ручная тфила прикрепляется к верхней части левого плеча (или правого, если мужчина — левша), на одном уровне с сердцем, напоминая об обязанности любить Господа искренне и горячо. Головная тфила расположена в центре лба, немного выше линии волосяного покрова, что говорит о необходимости помнить о Боге и размышлять о Его величии. Ежедневное накладывание тфилин стимулирует к духовной активности, заставляя избавляться от нечистых мыслей и чувств (зависти, алчности, мстительности и т. д.) и развивать в себе лучшие человеческие качества (любовь к Богу, заботу о ближнем и т. д.).

Мезуза

И да будут слова эти,
которые Я заповедую тебе сегодня,
в сердце твоем... И напиши их на
косяках дома твоего и на воротах твоих.
Второзаконие, 6:9

Мезуза (множественное число — мезузот) — знак еврейского дома. Она символизирует взаимную преданность Бога и Его народа, поскольку содержит текст договора между ними, а для других является указанием, что здесь живут правоверные евреи.

Мезуза представляет собой свиток с фрагментами Торы — первыми двумя абзацами Шма, написанными софером на иврите и провозглашающими единство Бога и существование завета между Ним и Святым народом. Текст пишется на пергаменте с одной стороны. На обороте значится единственное слово: «Шаддай» (одно из имен Господа). Если пергамент свернут правильно, это слово оказывается обращенным к читателю. Оно составлено из начальных букв («шин», «да-лет», «йод») в выражении «Шомер дальтот Исраэль» («Хранитель дверей Израиля»). Именно поэтому мезу-зе иногда приписывают свойства амулета, обладающего магической силой.

Изготовление мезузы — весьма ответственный процесс, требующий от софера терпения и внимания. Прежде всего, необходимо нарезать пергамент на квадраты (клафы) соответствующего размера (от 5 х 5 сантиметров — для маленьких мезуз и до 15 х 15 сантиметров — для больших). Затем мастер чертит едва заметные линии поперек листа и пишет буквы под каждой линией, которые как бы свисают с нее. Если хотя бы одно слово написано неверно и писец обнаружил это после того, как написал следующие слова, он не может просто вернуться и исправить ошибку, но должен стереть все, что было написано до нее, и нанести текст заново. Ошибку в написании имени Бога не исправляют — это имя стирать запрещено. Если софер допустил такую оплошность, мезуза не пригодна для применения. Безнадежно испорченный пергамент (псула) не может стать священным предметом, но и просто выбросить его нельзя. Псулы, а также старые потрепанные священные книги подлежат захоронению на еврейском кладбище.

Завершив работу, софер отдает ее своему коллеге на проверку. Некоторые писцы проверяют свои мезузы самостоятельно, однако при этом берут на себя большую ответственность. Использование мезузы, в которой есть ошибки, считается грехом.

Некоторые евреи обходятся без футляров для мезуз внутри дома и просто оборачивают свиток защитной пленкой. Но чаще мезузу помещают в футляр, чтобы предохранить пергамент от пыли и влаги.

Мезузы вешают на косяках дверей всех комнат еврейского дома или офиса, кроме дверей в ванную комнату и туалет, — справа, если смотреть на дверь при входе в помещение. Мезуза закрепляется на верхней трети косяка, но не выше, чем в 10 сантиметрах от верха. Она должна быть слегка наклонена в направлении комнаты. Раз в три года пергамент отдают на проверку раввину или писцу. Слегка выцветший текст прописывают заново свежими чернилами. Если исправить мезузу невозможно, ее заменяют.

Перед тем как закрепить мезузу на косяке, произносят благословение: «Благословен Ты, Господь наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам прикреплять мезузу». Все, кто стоит рядом, отвечают: «Амен», после чего мезузу прибивают или приклеивают к косяку. Этот обряд сопровождает любое новоселье.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ИЗВАЯНИЕ И ИЗОБРАЖЕНИЕ (Песел утмуна)

Сказано в Торе*: Не делай себе изваяния и какого-либо изображения (Исх. XX, 4). Изваянием называется образ, запечатленный в ка...

СЕДАЛИЩНАЯ ЖИЛА (Гид hа-наше)

Жила, расположенная у бедреного сустава крупного и мелкого рогатого скота, которую еврею запрещено употреблять в пищу. Заповедь эта восходит к Пе...

РАЗНОГЛАСИЯ (Махлокет)

Имеются в виду расхождения во мнении по религиозным вопросам. Мудрецы часто расходились во взглядах на смысл и интерпретацию текстов Торы. О ...