ГИЛЛЕЛЬ

News image

Не делай другому того, чего не желаешь себе . (Из...

Рабби Лейб Раскин

News image

В воскресенье 2 мая 2004 года вернулась к Создателю душа ра...

Марсель Марсо

News image

В 1923 году, 22 марта родился знаменитый Марсель Марсо (на...



Еврейский календарь

еврейский календарь

Вот праздники Господни, священные собрания,
которые вы должны созывать
в установленное время.
Левит, 23:4

Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнечному календарю с 19-летним циклом. 12 лет состоят из 12 месяцев, 7 лет (называемых високосными) — из 13 месяцев. Этот календарь используется в государстве Израиль для определения даты Пасхи (Песаха) и связанных с ней подвижных религиозных праздников.

Лунно-солнечный календарь связан с циклами движения светил и имеет древнее происхождение. В его основе лежат тропический год (365,24220 суток) и синодический месяц (29,53059 суток) — начало каждого месяца приходится на новолуние. Таким образом, календарь объединяет в систему лунные и солнечные циклы. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней в каждом, а для учета движения Солнца периодически вводятся високосные годы, содержащие дополнительный, 13-й месяц.

Наименования месяцев года имеют ассиро-вавилонское происхождение и расположены в следующем порядке:

1) тишрей (сентябрь-октябрь);
2) хешван (октябрь-ноябрь);
3) кислев (ноябрь-декабрь);
4) тевет (декабрь-январь);
5) шват (январь-февраль),
6) адар (февраль-март)*;
7) нисан (март-апрель);
8) ияр (апрель-май);
9) сиван (май-июнь);
10) таммуз (июнь-июль);
11) ав (июль-август);
12) элул (август-сентябрь).

Семидневная неделя, основанная на фазах Луны, служила единицей исчисления времени у многих народов древности. Вавилоняне посвящали последний день недели богу Луны Ситу и в «день Сита» приостанавливали важнейшие государственные дела.

В христианстве праздничным днем считается воскресенье, напоминающее о воскресении Христа. Согласно средневековым представлениям, субботний «шабаш ведьм» выглядел как инверсия воскресенья: пока Бог отдыхал, Сатана мог насладиться властью. В исламе священный день отдохновения — пятница.

В иудаизме еженедельным праздничным днем является Шаббат (суббота) — день отдыха, освященный строками: «И благословил Господь седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и почитал» (Бытие, 2:3). Шаббат — символ сотворения мира и признания величия Яхве. В этот день иудеи молятся и читают Тору.

В субботу запрещены работа, учеба, покупки, передвижение с помощью транспортных средств, зажигание огня и другие нарушения покоя. Шаббат фактически начинается вечером в пятницу, в соответствии с библейским способом отсчета времени: новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь («И был вечер, и было утро: день один»; Бытие, 1:5). По той же причине все еврейские праздники начинаются с вечера — после появления первых трех звезд. Наступление Шаббата отмечается в пятницу вечером: зажигаются свечи, произносится особое благословение, и семья собирается за праздничным столом.

Наиболее важные праздники после Субботы — Йом-Киппур (Судный День), сопровождающийся строгим постом и особыми покаянными молитвами и обрядами, и Рош-га-Шана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни месяца тишрей.

Самыми главными событиями в году считаются «три праздника паломничества» — Песах (Пасха, в переводе с иврита — Исход), Шавуот (Пятидесятница) и Сук-кот (Кущи). До разрушения Иерусалимского Храма каждый иудей должен был совершать во время этих праздников паломничество в Иерусалим для принесения жертвы. Празднование еврейской Пасхи начинается в 14-й день месяца нисан и длится 7 дней. Этот праздник посвящен памяти исхода евреев из Египта и восходит к более древнему языческому празднику в честь наступления весны и начала созревания «первого снопа». Главное .обрядовое установление Пасхи — семидневное употребление в пищу мацы, хлебцев из пресного теста, напоминающих о египетском рабстве. В этот период категорически запрещается не только есть, но даже держать в доме любые продукты, содержащие дрожжи. В первый и второй вечера Пасхи устраивается особая трапеза — север, во время которой каждый взрослый еврей должен выпить четыре бокала вина.

Через 50 дней после Пасхи, в 6-й день месяца си-ван, празднуется Шавуот, посвященный жатве «первого снопа», а также обретению Моисеем Торы на горе Синай.

С 15-го по 22-й день месяца тишрей отмечается третий паломнический праздник — Суккот, в память о 40-летнем скитании иудеев в пустыне, а также в честь сбора осеннего урожая. В период Суккота верующие живут и принимают пищу в специально построенных к празднику шалашах с открытой крышей (кущах).

Самые веселые и шумные национальные праздники — Ханука и Пурим. Ханука — праздник Освящения, установленный в память о событиях более чем 2000-летней давности (освобождение Маккавеями Иерусалима от селевкидов в 164 г. до н. э.) и посвященный обновлению Храма, оскверненного селевкидами. Ханука отмечается с 25-го дня месяца кислев в течение 8 дней (дни зимнего солнцеворота).

Пурим, праздник Жребия, отмечается в 14-й и 15-й дни месяца адара и посвящается легендарным событиям, описанным в Книге Эсфирь (Эстер). Как гласит священный текст, во время правления персидского царя Артаксеркса I (465-424 гг. до н. э.), под властью которого тогда находились иудеи, первый царский министр Аман захотел истребить еврейский народ. Но благодаря хитроумию любимой царской жены, еврейки Эсфири, и мудрости ее воспитателя Мардохея жестокий министр не смог осуществить свои планы. Евреи были спасены, а злодей Аман казнен. В эти дни евреи дарят друг другу подарки, устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утренники.

Иудейские религиозные праздники символизируют различные аспекты связи евреев с Богом и условно могут быть разделены на два вида. Первые связаны с драматической историей еврейского народа и напоминают о чудесах, сотворенных Господом, чтобы помочь евреям (три «паломнических» праздника, а также Ханука и Пурим). В эти дни Яхве славится как творец истории, который вмешивается в дела людей и изменяет их жизнь по Своему плану. Песах, Шавуот и Суккот восходят к древнейшим земледельческим праздникам аграрного цикла (в Израиле Песах приходится на время сбора урожая ячменя; Шавуот — пшеницы; Суккот совпадает по времени с началом сезона дождей).

Другие священные дни, например Шаббат и Новый Год Деревьев, напоминают о Господе как Создателе — творце мира.

Йом Кипур (День Искупления) и Симхат Тора (Радость Торы) не связаны ни с историей, ни с природой. Главная тема Йом Кипур и предшествующего ему месяца элул — возобновление связи человека с Богом и с другими людьми. Симхат Тора — это праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начало нового цикла.

Во время главных священных дней верующие евреи прекращают повседневную деятельность и проводят большую часть времени в молитве и праздновании со своими семьями.

Помимо праздников в иудаизме существуют и посты, посвященные скорбным событиям еврейской истории. Иудейский пост предусматривает воздержание от пищи и питья в течение всего дня до захода солнца. Наиболее важными постами являются Тиша бе-Ав (9-й день месяца ава) — в память о разрушении Первого и Второго Храмов; Цом Гедалья (3-й день месяца тишрей) — в память о Гедалии, последнем еврейском правителе Иудеи, убитом в 186 г. до н. э.; Асара бе-Тевет (10-й день месяца тевет) — в память о разрушении Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э.; Шива-асор бе-Тамщз — в память о разрушении Иерусалима римлянами в 70 г. н. э.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ЭЙФОД

Одно из одеяний первосвященника*; так говорится о нем в книге Исход (XXVIII, .—7) : И сделают Э. из золота, тх...

ХАМЕЦ, или КВАСНОЕ

Тесто, замешанное на муке из какого-либо злака и воде и подвергшееся брожению, то есть закваске. Тора запрещает есть хамец во вр...

ВОСПИТАНИЕ (Хинух)

В. сыновей и обучение их Торе* было принято у евреев в очень древнюю эпоху и издавна служило важнейшим фактором, определяющим жи...