РАБОЧИЙ И НАЕМНИК (Поэль ве-сахир)
Р.— это человек, который выполняет работу для других за определенную плату. В Библии не встречаем слова поэль — в этом значении вместо него употребляется слово сахир (наемный работник), то есть человек, получающий плату за свой труд, в соответствии со временем, которое он отработал. На заре развития хозяйства, в эпоху разделения на племена, семьи и роды, вся работа выполнялась членами семьи и их рабами. Возможность купить раба-еврея на шесть лет или на срок, оставшийся до юбилейного* года, почти исключала нужду в наемном труде. Все же еще в древности существовал наемный труд, и Р. нанимались на один рабочий день и более. Такими Р. были беднейшие из сынов Израилевых и из пришельцев, и о них заповедано в Торе*: Не обделяй наемного работника, бедного и обездоленного из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, во вратах твоих. В тот же день дай ему плату его, чтобы не зашло солнце прежде того, ибо он беден и к ней стремится душа его (Втор. XXIV, 14 — 15). А хазал* добавили к написанному: А всякий, задерживающий плату наемного Р., словно отбирает у него жизнь (БМ 112). Нанимали Р. обычно на день, и такой Р. назывался поденщиком; но нанимались также Р. на неделю, на месяц и на год. Самым продолжительным сроком найма было три года. На больший срок еврея нельзя было нанять, так как это означало бы рабство. Не было нужды определять твердую плату наемного труда - все зависело от сезона и типа работы, но Тора запретила задержку оплаты. Вдобавок к написанному во Втор., этот запрет приводится и в книге Левит (XIX, 13): Не обирай ближнего твоего и не хищничай, и не задерживай у себя на ночь заработка наемного Р. до утра .
В Талмуде* вводится различие между наемным Р., получающим плату за труд (в зависимости от продолжительности работы), и подрядчиком-ремесленником, получающим заранее оговоренное вознаграждение за выполненную им работу, а не поденщину или месячную оплату. В первом случае работа совершается во владении нанимателя, его орудиями и под его присмотром, и наемный Р. подчинен нанимателю в течение всего периода работы у него. Во втором случае подрядчик выполняет, обычно, свою работу под свою ответственность и без присмотра.
Об отношении хазал* к Р. свидетельствует следующий факт: У Раббы бар Хана разбили носильщики бочку вина. Он задержал их одежды. Пошли они и сказали об этом Раву. Сказал он ему: Верни им их одежды . Спросил его: Таков ли закон? . Ответил ему: Да, дабы пошел ты по пути добра . Вернул он им их одежды. Сказали они ему: Бедны мы и трудились целый день, и голодны мы, и нет у нас ничего . Сказал ему Рав: Иди и дай им заработанное ими . Спросил его: Таков ли закон? . Сказал ему: Да, и придерживайся образа поведения праведников (БМ. 83).
Если наниматель нанял Р. на день, а тот выполнил дневную норму за полдня, то, если у нанимателя есть другая, такая же или более легкая работа, он может обязать Р. выполнить ее до конца дня. Если Р. нечего делать, наниматель все равно расплачивается с ним за весь день.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Ханука: праздник огнейХанука — единственный Святой день, увековечивающий событие, не описанное в Танахе, единственный день, в который отмечается па... |
Законы Хануки1. Что лучше использовать для зажигания ханукии? - Все масла и фитили пригодны. Но, безусловно, следует от... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |