ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН (Гзейра)
Запрет, исходящий от мудрецов, который дан как ограда для законов Торы; запрет, вызванный возникшими условиями, чтобы охранить закон Торы от нарушения. Так, например, запрещена по субботам верховая езда из опасения, что всадник сломает ветвь . Следует отличать ограничение ( гзейра ), которое означает всегда запрет чего-либо, от установления ( такана ), являющегося облегчением. Указы Г. издавались всегда, когда возникала опасность пренебрежения к выполнению заветов Торы или нарушения их. Мужи Великого Собрания* рекомендовали: делайте ограждения к Торе (Авот 1,1). Большинство указов относится к соблюдению субботы или ритуальной чистоты, и только в конце периода Мишны* мы сталкиваемся с целым рядом ограничений, связанных с запретной пищей. Многие из ограничений анонимны, и неизвестно, когда и кто их ввел. Другие названы по именам мудрецов, установивших их.
Особое место занимают восемнадцать (иод-хет) ограничений, которые ввели совместно школы Гилеля* и Шаммая* в конце периода Второго Храма. Цель этих ограничений - оградить и отдалить, насколько возможно, евреев от иноверцев. Восемнадцать ограничений запрещают употреблять хлеб, вино, масло гоев*, чтобы не сближаться с их женщинами (из опасения смешанных браков). А в трактате Шаббат растолковано: Запретили их хлеб — из-за их масла, а масло — из-за их вина, а вино — из-за их дочерей , а дочерей (разъясняет Раши*) — из-за идолопоклонства .
Когда обсуждали введение О.З., принималось в рассчет, выполним ли он, ибо не следует вводить ограничение, если большая часть общества не может соблюсти его . И даже уже введенное ограничение следует отменить, если большинство Израиля не в состоянии выполнить его.
Хазал* в Эрец Исраэль считали иногда целесообразным не обнародовать мотивы ограничения в течение двенадцати месяцев. Ограничение входило в силу и становилось обязательным даже для тех, кто воспротивился бы ему, зная его причины. Хазал усматривали свое право устанавливать правила и вводить ограничения на основании сказанного в книге Второзаконие (XVII, 11): Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево . Авторы 0.3. всегда подчеркивали, что указ и ограничения — установление мудрецов, а не заповедь Торы, ибо сказано: Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам и не убавляйте (Втор. IV,2).
Нарушителя 0.3. мудрецы считали грешником, и сказано о нем в книге Когелет: Взламывающего ограду ужалит змей (Эккл. X, 8).
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Дни БлаговоленияТак как после месяца Элуль начинается Рош Гашана – день, во время которого Всевышний нач... |
МиквеМИКВЕ (מִקְוֶה, буквально `скопление [воды]`; ср. Быт. 1:10), водный резервуар для омовения (твила) с целью оч... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |