БЕССМЕРТИЕ ДУШИ (Гаш'арат hа-нефеш)
Вера в Б. Д. является одним из основных положений иудаизма; с ним связана вера в воздаяние. О Б.Д. не сказано в Торе* непосредственно, но многие толкователи нашли в ней намеки на это. Рамбан* заключает из стиха Сделаем человека по образу Нашему и подобию Нашему (Быт. I, 2.), что человек подобен высшим бестелесным существам. Другой комментатор заключает из стиха ...и вдохнул в ноздри его дыхание жизни (Быт. II, 7), что душа ( дыхание и душа - синонимы на иврите) живет вечно и не умирает со смертью тела. Однако мы находим в Писании несколько мест, в которых с определенностью говорится о существовании души, отличающей живого человека от мертвого. В книге Притчи (XX, 27) сказано: Свеча Господня - душа человека , а в книге Иов (XXXII, 8) читаем: Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение и (там же, XXXIV, 14-15): Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух его и дыхание его [человека], вдруг погибла бы всякая плоть, а человек вернулся бы в прах .
Нет в Библии непосредственного описания жизни души после смерти человека. В Торе приводятся обещания награды каждому, соблюдающему заповеди Господа, и обещания кары нарушителям законов Торы, но не сказано даже намеком, что обещания эти исполнятся в мире будущем. Правда, некоторые из наших мудрецов утверждают, что в Торе упомянуты только те события, которые подтверждают, что, когда народ идет путем Торы, он удостаивается жизни мирной и зажиточной, но если он преступает законы Торы, на его долю выпадают рабство и муки, бедность и болезни (см. I Сам. XII). И поэтому ничего не сказано в Торе о воздаянии или наказании душе, ибо нельзя показать людям достоверность возмездия.
Правда, упомянут в Библии подземный мир (преисподняя) - шеол , куда спускаются люди после смерти, и, по некоторым намекам Писания, уготованы им там муки и страдания. Шеол находится во власти Господа, и Он может избавить от него угодных Ему, и праведник выражает надежду, что не будет брошен в шеол: Господь избавит душу мою от шеола, когда возьмет меня (Пс. XLIX, 17). Ясно, что всякое человеческое сознание мыслит добрые деяния вознагражденными, а грешные - заслуживающими возмездия; и требование правосудия в управлении миром находит самое сильное свое выражение в периоды несчастий как в частной жизни каждого, так и в жизни народа. Когда пало Иудейское царство, народ ушел в изгнание, и самое существование нации стояло под сомнением, все вопрошали: Почему путь нечестивых успешен, и все вероломные благоденствуют? (Иер. XII, 1), а пророк Хавакук спрашивает (1,3-4): Для чего даешь Ты мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабеж и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимает раздор. От этого закон потерял силу, и правосудия праведного нет ... А Асаф утверждает (Пс. LXXIII, 3): Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых . Красной нитью через всю книгу Иова проходит мысль: Праведник - и плохо ему, грешник - и хорошо ему .
По-разному в разные времена пытались разрешить это противоречие, но самым успокаивающим и убедительным объяснением было Б.Д. и воздаяние после смерти человека. Вера в Б.Д. выражена в книге Псалмов (XVI, 10-11): Ибо Ты не оставишь души моей в шеоле, и не дашь милости Твоей видеть тление. Ты укажешь мне путь жизни, полной радости пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек .
Свидетельство сомнений, которые вызывала вера в Б.Д., содержится в книге Эккл. (III, 21) : Кто знает, восходит ли дух человеческий вверх и нисходит ли душа животного вниз, в землю . Но там же (XII, 7) сказано: И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух вернется к Богу, Который дал его . Бен Сира* верит в то, что душа нисходит в шеол, а что касается вопроса о воздаянии, то в шеоле не ждут наслаждения . А награда: Правота человека, как печать его с ним, а праведность, как зрачок живого существа . Другими словами, награда - в добром имени праведника, которое не подлежит забвению, а грешника забудут и имя его будет покрыто позором.
В народе же укоренилась вера в Б.Д., и в период преследований Антиоха* (II в. до н. э.) многие евреи погибли за религию, твердо веря в посмертную награду. В книге Даниэля (XII, 2) сказано об этом совершенно отчетливо: И многие из усопших в прахе земли пробудятся, одни - к жизни вечной, другие - к позору вечному и поношению . Второй сын Ханы* говорит Антиоху (Книга II Маккавеев VII, 9): Ты, грешник, удаляешь нас из жизни этого мира, а Царь Вселенной вернет нас после смерти, ради Торы Своей, к жизни вечной , а последний ее сын говорит: ...ибо братья наши, испытавшие краткие страдания, обрели жизнь вечную в завете Божьем .
Прушим* (фарисеи), в противоположность цдуким, верили в воскресение из мертвых. Согласно взгляду хасидеев*, человек сотворен для другой, более возвышенной жизни, поэтому сказал Всесвятой, благословенно Имя Его, Аврааму, чтобы оставил он этот суетный мир, оставил бы свое недужное тело и пребывал бы в обществе праведных ( Завещание Авраама , I). О посмертной жизни говорит и следующая агада*: повторял рабби Ишмаэль басню о царе, у которого был сад, а в нем — прекрасные плоды. И поставил царь двух стражей, одного - хромого, второго — слепого, и сказал им: Стерегите эти прекрасные плоды . Через несколько дней сказал хромой слепому: Красивые плоды я вижу в саду . Сказал ему слепой: Давай, отведаем их . Сказал ему хромой: Разве могу я ходить? Сказал слепой: Разве я вижу что-то? Взобрался хромой на спину слепого, и добрались они до плодов, съели их и вернулись на свои места. Через несколько дней пришел царь в сад. Спросил их: Где же спелые плоды? Сказал ему слепой: Государь мой, разве зряч я? Сказал ему хромой: Государь мой, разве могу я ходить? Царь тот был умен. Что же он сделал? — Посадил хромого слепому на спину, и стали они ходить. Сказал им: Так вы и поступили и съели плоды . Так и в будущем с человеком. Спросит Всесвятой, благословен Он, душу: Почему согрешила ты предо мной? Ответит Ему душа: Владыка миров! И не согрешила, тело, в котором я была, согрешило. С того часа, как отделилась я от него, подобно птице чистой витаю я в воздухе. Чем же могла я провиниться пред Тобою? Спросит Он тело: Почему согрешило ты предо Мною? Ответит Ему тело: Владыка миров! Я не грешило. Душа, которая была во мне, согрешила. С того часа, как отделилась она от меня, подобно камню, брошенному на землю, недвижимо я. Чем же провинилось я пред Тобою? И что же делает Господь? Приносит Он душу, и возвращает ее в тело, и судит их как одно целое (Лев. Р. IV, 8). Сказания Талмуда* повествуют обычно не только о Б. Д., но и о воскрешении из мертвых.
По определению Рамбама* (Гилхот тшува VIII, 2), в будущем мире нет тел, но лишь души праведников, без тела, подобные ангелам. А так как нет в нем тел, нет в нем еды и питья, и всего, что потребно человеческому телу в этом мире [...] В мире будущем живут праведники, и венцы на головах их, и наслаждаются сиянием, излучаемым Божьей Благодатью [...] Говоря живут праведники , подразумевают присутствие их душ... .
Иначе трактуют душу каббалисты: Свеча Господня — душа человека * — говорят они. Душа - это Божественная часть человека, и со смертью тела возвращается она к своему источнику, первоисточнику света. Это и составляет вечную жизнь.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
День памяти павших в войнах ИзДень поминовения солдат, погибших в войнах за независимость Израиля (Йом а-Зикарон). Каждый год к этому дн... |
ПохороныПодготовка к похоронам Все тело покойного должно быть очищено и омыто. Моют самым тщательным образом водой ко... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой ГореОбнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религииВообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |