Рабби Шнеур-Залман из Ляд

News image

Историк Шмуэль-Аба (Самуил) Городецкий (1871, Малин, Киевская губерния – 1957, Те...

РЕШ ЛАКИШ

News image

Рабби Шимон бен Лакиш (иначе Реш Лакиш) – один из дв...

Рабби Шнеор Залман

News image

Хасидизм быстро развивался как движение и приобретал все больший вес. Ру...



БЕССМЕРТИЕ ДУШИ (Гаш'арат hа-нефеш)

Вера в Б. Д. является одним из основных положений иудаизма; с ним связана вера в воздаяние. О Б.Д. не сказано в Торе* непосредственно, но многие толкователи нашли в ней намеки на это. Рамбан* заключает из стиха Сделаем человека по образу Нашему и подобию Нашему (Быт. I, 2.), что человек подобен высшим бестелесным существам. Другой комментатор заключает из стиха ...и вдохнул в ноздри его дыхание жизни (Быт. II, 7), что душа ( дыхание и душа - синонимы на иврите) живет вечно и не умирает со смертью тела. Однако мы находим в Писании несколько мест, в которых с определенностью говорится о существовании души, отличающей живого человека от мертвого. В книге Притчи (XX, 27) сказано: Свеча Господня - душа человека , а в книге Иов (XXXII, 8) читаем: Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение и (там же, XXXIV, 14-15): Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух его и дыхание его [человека], вдруг погибла бы всякая плоть, а человек вернулся бы в прах .

Нет в Библии непосредственного описания жизни души после смерти человека. В Торе приводятся обещания награды каждому, соблюдающему заповеди Господа, и обещания кары нарушителям законов Торы, но не сказано даже намеком, что обещания эти исполнятся в мире будущем. Правда, некоторые из наших мудрецов утверждают, что в Торе упомянуты только те события, которые подтверждают, что, когда народ идет путем Торы, он удостаивается жизни мирной и зажиточной, но если он преступает законы Торы, на его долю выпадают рабство и муки, бедность и болезни (см. I Сам. XII). И поэтому ничего не сказано в Торе о воздаянии или наказании душе, ибо нельзя показать людям достоверность возмездия.

Правда, упомянут в Библии подземный мир (преисподняя) - шеол , куда спускаются люди после смерти, и, по некоторым намекам Писания, уготованы им там муки и страдания. Шеол находится во власти Господа, и Он может избавить от него угодных Ему, и праведник выражает надежду, что не будет брошен в шеол: Господь избавит душу мою от шеола, когда возьмет меня (Пс. XLIX, 17). Ясно, что всякое человеческое сознание мыслит добрые деяния вознагражденными, а грешные - заслуживающими возмездия; и требование правосудия в управлении миром находит самое сильное свое выражение в периоды несчастий как в частной жизни каждого, так и в жизни народа. Когда пало Иудейское царство, народ ушел в изгнание, и самое существование нации стояло под сомнением, все вопрошали: Почему путь нечестивых успешен, и все вероломные благоденствуют? (Иер. XII, 1), а пророк Хавакук спрашивает (1,3-4): Для чего даешь Ты мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабеж и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимает раздор. От этого закон потерял силу, и правосудия праведного нет ... А Асаф утверждает (Пс. LXXIII, 3): Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых . Красной нитью через всю книгу Иова проходит мысль: Праведник - и плохо ему, грешник - и хорошо ему .

По-разному в разные времена пытались разрешить это противоречие, но самым успокаивающим и убедительным объяснением было Б.Д. и воздаяние после смерти человека. Вера в Б.Д. выражена в книге Псалмов (XVI, 10-11): Ибо Ты не оставишь души моей в шеоле, и не дашь милости Твоей видеть тление. Ты укажешь мне путь жизни, полной радости пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек .

Свидетельство сомнений, которые вызывала вера в Б.Д., содержится в книге Эккл. (III, 21) : Кто знает, восходит ли дух человеческий вверх и нисходит ли душа животного вниз, в землю . Но там же (XII, 7) сказано: И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух вернется к Богу, Который дал его . Бен Сира* верит в то, что душа нисходит в шеол, а что касается вопроса о воздаянии, то в шеоле не ждут наслаждения . А награда: Правота человека, как печать его с ним, а праведность, как зрачок живого существа . Другими словами, награда - в добром имени праведника, которое не подлежит забвению, а грешника забудут и имя его будет покрыто позором.

В народе же укоренилась вера в Б.Д., и в период преследований Антиоха* (II в. до н. э.) многие евреи погибли за религию, твердо веря в посмертную награду. В книге Даниэля (XII, 2) сказано об этом совершенно отчетливо: И многие из усопших в прахе земли пробудятся, одни - к жизни вечной, другие - к позору вечному и поношению . Второй сын Ханы* говорит Антиоху (Книга II Маккавеев VII, 9): Ты, грешник, удаляешь нас из жизни этого мира, а Царь Вселенной вернет нас после смерти, ради Торы Своей, к жизни вечной , а последний ее сын говорит: ...ибо братья наши, испытавшие краткие страдания, обрели жизнь вечную в завете Божьем .

Прушим* (фарисеи), в противоположность цдуким, верили в воскресение из мертвых. Согласно взгляду хасидеев*, человек сотворен для другой, более возвышенной жизни, поэтому сказал Всесвятой, благословенно Имя Его, Аврааму, чтобы оставил он этот суетный мир, оставил бы свое недужное тело и пребывал бы в обществе праведных ( Завещание Авраама , I). О посмертной жизни говорит и следующая агада*: повторял рабби Ишмаэль басню о царе, у которого был сад, а в нем — прекрасные плоды. И поставил царь двух стражей, одного - хромого, второго — слепого, и сказал им: Стерегите эти прекрасные плоды . Через несколько дней сказал хромой слепому: Красивые плоды я вижу в саду . Сказал ему слепой: Давай, отведаем их . Сказал ему хромой: Разве могу я ходить? Сказал слепой: Разве я вижу что-то? Взобрался хромой на спину слепого, и добрались они до плодов, съели их и вернулись на свои места. Через несколько дней пришел царь в сад. Спросил их: Где же спелые плоды? Сказал ему слепой: Государь мой, разве зряч я? Сказал ему хромой: Государь мой, разве могу я ходить? Царь тот был умен. Что же он сделал? — Посадил хромого слепому на спину, и стали они ходить. Сказал им: Так вы и поступили и съели плоды . Так и в будущем с человеком. Спросит Всесвятой, благословен Он, душу: Почему согрешила ты предо мной? Ответит Ему душа: Владыка миров! И не согрешила, тело, в котором я была, согрешило. С того часа, как отделилась я от него, подобно птице чистой витаю я в воздухе. Чем же могла я провиниться пред Тобою? Спросит Он тело: Почему согрешило ты предо Мною? Ответит Ему тело: Владыка миров! Я не грешило. Душа, которая была во мне, согрешила. С того часа, как отделилась она от меня, подобно камню, брошенному на землю, недвижимо я. Чем же провинилось я пред Тобою? И что же делает Господь? Приносит Он душу, и возвращает ее в тело, и судит их как одно целое (Лев. Р. IV, 8). Сказания Талмуда* повествуют обычно не только о Б. Д., но и о воскрешении из мертвых.

По определению Рамбама* (Гилхот тшува VIII, 2), в будущем мире нет тел, но лишь души праведников, без тела, подобные ангелам. А так как нет в нем тел, нет в нем еды и питья, и всего, что потребно человеческому телу в этом мире [...] В мире будущем живут праведники, и венцы на головах их, и наслаждаются сиянием, излучаемым Божьей Благодатью [...] Говоря живут праведники , подразумевают присутствие их душ... .

Иначе трактуют душу каббалисты: Свеча Господня — душа человека * — говорят они. Душа - это Божественная часть человека, и со смертью тела возвращается она к своему источнику, первоисточнику света. Это и составляет вечную жизнь.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ПАРИК (Пеа нохрит)

Еврейские религиозные женщины носят П. после замужества из соображений скромности, чтобы их собственные волосы не были открыты взорам окружающих. Невеста пр...

ДОМ УЧЕНИЯ (Бейт hа-мидраш)

Особое место для изучения Талмуда*, мидрашей* и галахических постановлений. Прежнее название: Дом собрания мудрых . Учащиеся молились в Д....

АМАЛЕК

Один из сыновей Эсава (Исава). Амалекитяне (потомки А.) первыми напали на сынов Израилевых по выходе их из Египта, как рассказано в ...